Разработка сетевого элективного курса Химия в моей будущей профессии

Пояснительная записка

Элективный
курс “Химия в моей будущей профессии”
предназначен для изучения в 9 классе в рамках
предпрофильной подготовки. Представленный
элективный курс является предметно –
ориентированным, продолжительность курса — 12
часов, по 2 часа в неделю.

Изучение данного курса содействует расширению
кругозора учащихся, знакомит ребят с
профессиями, для которых необходимы химические
знания, развивает у учеников практические умения
и навыки в области химического эксперимента,
способствует коллективную
поисково-исследовательскую деятельность
учащихся. Основой курса является проведение
занятий в лабораториях Энгельсского
промышленно-экономического техникума, филиала
Энгельсского технологического института
(филиал) ГОУ ВПО “Саратовский государственный
технический университет” и школы для знакомства
с такими специальностями как эксперт по качеству
промышленных и продовольственных товаров,
эколог, технолог полимерных материалов, технолог
пищевой промышленности, технолог электрохимик;
участие в заключительной конференции по
результатам выполненных исследований.

Занятия на территории техникума и университета
проводятся с использованием активных форм
обучения; демонстрации типового оборудования
лаборатории, бесед с преподавателями,
студентами, выпускниками, с применением
мультимедийных презентаций о профессиях и
химическом производстве. Для проведения
практических занятий привлекаются
студенты-старшекурсники, которые демонстрируют
занимательные эксперименты с практической
направленностью.

В рамках проведения элективного курса
предусматриваются экскурсии на предприятия
химического профиля и знакомство с работой
лаборанта, технолога, эксперта.

Задачи курса:

расширение знаний учащихся по предмету;

  • повышение интереса к изучаемому предмету;
  • ориентация учащихся на выбор профиля,
    предусматривающего углубленное изучение химии;
  • развитие интереса к химии как важнейшей области
    будущей практической деятельности;
  • знакомство с профессиями, для которых
    необходимы химические знания;
  • отработка навыков обращения с химическими
    веществами и с соблюдением правил безопасной
    работы;
  • развитие учебно-коммуникативных умений.
  • Методологический аспект данного курса
    включает использование
    личностно-ориентированных технологий обучения,
    имеющих целью способствовать процессу
    самоопределения учащихся.

    Изучение курса заканчивается защитой
    творческих проектов, защитой мультимедийной
    презентации, проводимой в виде круглого стола.

    Учебно-тематический план


    Тема занятия Часы всего Тз них Форма проведения
    занятий
    Образовательный
    продукт
    Теория Практика

    1

    Роль химии в профессиональной
    деятельности человека. Профессии в медицине,
    пищевой, нефтяной промышленности с применением
    химических знаний, с химическим направлением.

    2

    2

    Беседа, использование ИКТ Презентация “Химия
    в профессиональной деятельности человека”

    2

    Экскурсия в медицинскую
    лабораторию;

    Экскурсия в химическую лабораторию
    “Lukoil”. Знакомство с работой химика
    лаборанта-технолога.

    4

    2

    2

    Экскурсия, беседа, съемка
    видеофильма, подготовка фотоматериала.
    Фильм. Презентация: “Профессия
    химика лаборанта-технолога”

    3

    Профессия-эксперт по
    качеству потребительских товаров.

    Посещение Энгельсского
    профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ).

    2

    1 1 Экскурсия-лекция с
    использованием ИКТ. Практическая работа “Анализ
    пищевых продуктов”, “Оценка качества коровьего
    молока органолептическими и химическими
    методами”
    Фильм, отчет о практической
    работе. Презентация: “Профессия эксперта по
    качеству потребительских товаров

    4

    Знакомство с профессией:
    инженера-технолога на базе филиала Саратовского
    государственного технического университета
    (СГТУ).

    2

    1 1 Лекция с элементами беседы.

    Практическая
    работа: “Исследование свойств современных
    полимерных материалов и эластомеров”

    Презентация по итогам
    практической работы.

    5

    Химия в профессиях, необходимых
    человеку. Отчет о проделанной работе на
    площадках СГТУ и ЭПЭТ

    2

    2 Конференция с использованием
    ИКТ.
    Фильм-презентация: “Химия в моей
    будущей профессии”

    Тема 1. Роль химии в профессиональной
    деятельности человека. Профессии в медицине,
    пищевой, нефтяной промышленности с применением
    химических знаний.

    Знакомство с ролью химии в жизни, быту,
    профессиональной деятельности человека.
    Профессии, для которых необходимы химические
    знания. Знакомство с профессиями: лаборанта,
    эколога, эксперта, технолога.

    Тема 2. Экскурсия в медицинскую лабораторию.

    Экскурсия в химическую лабораторию “Lukoil”.

    Знакомство с работой химика
    лаборанта-технолога.

    Экскурсии с целью знакомства с работой
    лаборанта в медицинском учреждении, съемка
    видеофильма. Современная медицинская
    лаборатория, изучение оборудования, приборов.
    Профессия инженера — технолога на промышленном
    предприятии. Оборудование современных
    промышленных лабораторий.

    Тема 3. Профессия — эксперт по качеству
    потребительских товаров.

    Посещение Энгельсского
    профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ).

    Беседа о специальностях, связанных с химией на
    базе ЭПЭТ, возможности поступления, перспективы;
    привлечение выпускников техникума, лекторий
    преподавателей.

    Практическая работа

    : “Анализ пищевых
    продуктов”, “Оценка качества коровьего молока
    органолептическими и химическими методами” с
    целью познакомить учащихся на практике с работой
    эксперта — лаборанта по анализу пищевых
    продуктов.

    Тема 4

    . Знакомство с профессией:
    инженера-технолога на базе филиала Саратовского
    государственного технического университета
    (СГТУ).

    Беседа о специальностях, связанных с химией, в
    СГТУ на факультете химических технологий,
    специальность: химическая технология пластмасс
    и эластомеров. Знакомство с новыми полимерными
    материалами, современные требования к ним.
    Экологическая обстановка на территории
    Саратовской области, задачи эколога в
    современном обществе.

    Практическая работа

    : “Исследование свойств
    современных полимерных материалов и
    эластомеров”.

    Тема 5. Химия в профессиях, необходимых
    человеку. Отчет о проделанной работе на
    площадках СГТУ и ЭПЭТ.

    Роль химических знаний и их применение в
    современной жизни. Представление профессий, с
    которыми учащиеся познакомились в СГТУ и ЭПЭТ.
    Особенности работы эксперта – лаборанта,
    эколога, инженера – технолога, перспективы и
    совершенствования этих специальностей.

    Разработка итогового занятия сетевого
    элективного курса:

    “Химия в моей будущей профессии”

    1.

    Вводное слово учителя о значимости
    химических знаний в жизни современного общества,
    о необходимости применения их в быту.

    Рассказ учителя о химии, как науки, тесно
    связанной со многими сферами человеческой
    деятельности – от медицины до сельского
    хозяйства, от материаловедения до
    микроэлектроники, от экологии до энергетики, от
    добычи и переработки полезных ископаемых, до
    захоронения бытовых, промышленных отходов.

    Учитель о профессиях, в которых необходимы
    химические знания, области их применения,
    перспективы.

    Рассказ о химической технологии, как науки о
    химических производствах — профессиональная
    ориентация и допрофессиональная подготовка
    учащихся к будущей деятельности в химической
    отрасли.

    2.

    Учащиеся представляют компьютерные
    презентации о профессиях, связанных с химией:

  • химик-технолог
  • эксперт-лаборант
  • эколог
  • криминалист
  • химик-исследователь
  • химик-преподаватель
  • биохимик
  • фармаколог
  • Рассказывают о специальностях, где
    необходимость в химических знаниях велика, о
    перспективных химических направлениях, о
    задачах, которые стоят перед химиками, о вузах,
    которые готовят специалистов — химиков в
    Саратовской области.

    3. Представление видеофильма-презентации:

    “Современная химическая лаборатория”

    Отчет о проведении экскурсии в лаборатории
    “Детская городская больница №1” г. Энгельса и
    лаборатории предприятия “Lukoil”. Кабинет и
    обязанности врача-лаборанта, знакомство с
    современным оборудованием, приборами,
    химической посудой.

    4.

    Учитель представляет презентацию о
    высших учебных заведениях, техникумах и
    специальностях, связанных с химией.

    5.

    Учащиеся предлагают аудитории видео-репортаж
    с экспертной площадки Энгельсского
    профессионально-экономического техникума (ЭПЭТ)
    и филиала Саратовского государственного
    политехнического университета (СГТУ). Учащиеся,
    которые не посещали занятия элективного курса,
    знакомятся через видео-презентацию с
    профессиями химика-технолога полимерных
    материалов (пластмасс и эластомеров), эколога,
    эксперта по качеству промышленных и
    продовольственных товаров, химик-технолог
    пищевой промышленности, технолог-электрохимик;
    знакомятся с экспертной работой, которую ребята
    проводили в техникуме и институте:

    • анализ пищевых продуктов,
    • оценка качества коровьего молока
      органолептическими и химическими методами,
    • исследование свойств современных полимерных
      материалов и эластомеров.

    Рассказывают о современных направлениях
    химической технологии, с которыми познакомились
    в стенах вуза и техникума; о биохимических
    аспектах анализа пищевых продуктов; о новых
    композиционных материалах, таких как
    металлокерамика, полимерные и металлические
    матрицы с углеродными, карбидными и другими
    армирующими волокнами, стеклоткани с различной
    пропиткой; о создании новых высокоспецифичных
    лекарственных препаратов на основе комплексных
    соединений редких металлов. Основы
    плазмохимической переработки сырья.

    6.

    Ответы на вопросы аудитории.

    7.

    Заключительное слово учителя

    Представление буклета-визитки: “Химия и моя
    будущая профессия”, подготовленного учащимися
    по результатам занятий элективного курса.

    Следующий: