Разработка открытого урока по химии Смотр знаний по темам Соединения химических элементов, Изменения, происходящие с веществами

Цель предлагаемого смотра знаний в 8-м классе: обобщить знания по
темам “Соединения химических элементов”, “Изменения, происходящие с веществами”,
закрепить умения составлять химические формулы, уравнения реакций, вызвать у
учащихся интерес к предмету.

Подготовка к смотру начинаем за неделю до его проведения. Учащимся сообщаем
основные части смотра знаний и указываем, какие параграфы учебника необходимо
повторить при подготовке к уроку. Ассистентов знакомим с их работой на уроке.

Смотр проводим в конце первого полугодия в течении двух спаренных уроков (два
часа на проведение смотра экономим за счет небольшого уплотнения материала и
резервного времени, предусмотренного программой).

Учащиеся класса делим на 3 команды (в соответствии с числом рядов). Учитель
излагает тему, цель урока и правила работы. Затем представляет трех ассистентов
– учащихся 11 класса, которые будут помогать ему в работе. За каждой командой
закрепляет своего ассистента.

Эпиграф к уроку: (На доске или плакате) “ Дорога к знанию? Ну что же, ее
легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь, ошибаетесь
опять, но меньше, меньше, меньше с каждым разом”.

Учитель: Химия – эта наука, умеющая творить чудеса. Она требует к себе
самого серьезного, самого ответственного отношения. Секрет этой магии – знания
химического ремесла. Сегодня проверка ваших знаний, юные химики!

Разминка.

  1. Что изучает химия?
  2. Дайте определения физических явлений.
  3. Дайте определения химических явлений.
  4. Какие вещества называются простыми?
  5. Какие вещества называются сложными?
  6. Что называется химическим элементом?
  7. Какие две группы химических элементов вам известны?
  8. Какие типы химических связей вам известны?
  9. Что такое степень окисления?
  10. Что такое оксиды?
  11. Что такое основания?
  12. Что такое кислоты?
  13. Что такое соли?

(За каждый правильный ответ 1 балл.)

Диктант.

  1. Углекислый газ,
  2. Хлор,
  3. Вода,
  4. Ртуть,
  5. Серебро,
  6. Серная кислота,
  7. Кальций,
  8. Гидроксид цинка,
  9. Йодоводород,
  10. Кислород,
  11. Оксид алюминия,
  12. Углерод,
  13. Сульфид железа (III),
  14. Азот,
  15. Соляная кислота.

Ассистент: Знаете ли вы какой металл во все времена интересовал
человечество больше всего? Правильно, золото! Фольклор народов и литература всех
веков сохранили множество наблюдений о роли золота в жизни людей. Мы встречаем
там гимны и проклятья золоту, преклонение и ужас перед его властью. О золоте
говорили Гомер и Софокл, Чосер и Шекспир, Пушкин и Горький. Жажда золота гнала
испанцев и португальцев в неведомые страны и заставляла совершать и
замечательные подвиги, и чудовищные злодейства. Высокая стоимость золота
объясняется тем, что этот красивый и редкий металл обладает еще и целым рядом
особенных свойств: мягкий, пластичный, обладающий ковкостью, химически стойкий и
др. а знаете ли вы, что есть еще один до сих пор не использованный людьми
источник невероятных количеств золота, оцениваемый в 8 млрд. тонн? Многие знают
об этом сокровище, однако пока никто не смог его извлечь – это золото океанов.
Речь идет не о сокровищах затонувших кораблей, а о золоте, присутствующем в
морской воде в виде малых примесей. Весьма притягательной была идея – попросту
извлечь это золото из морской воды предпринимались в Германии, Англии, США, но
ни одна из них не увенчалась успехом, поскольку концентрация золота в морской
воде очень мала (в 1 м3 морской воды – до 0,01мг.), хотя общее
количество золота в морях и океанах огромно! Если бы удалось извлечь золото из
воды морей и океанов, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более одной
тонны золота! Возможно, когда-нибудь эту проблему и удастся решить людям.

Учитель: 1. Стоит ли людям решать эту проблему? 2. Что им даст ее
решение?

Письменная работа.

(Тренажер.)

1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант 4-й вариант 5-й вариант 6-й вариант
CaO HNO3 NaCl Pb(OH)2 Ba(OH)2 FeCl3
Fe(OH)3 Na2O Mg(OH)2 HF HNO2 Ca(OH)2
Zn(NO3)2 Cr(OH)3 BaO CO2 MgCl2 MgCO3
H2SO4 H2S Fe(OH)2 Li2O Cu(OH)2 H3PO4
PbO LiOH H3PO4 H2SO4 CaO AgCl
Ag3PO4 P2O5 KOH Cu(NO3)2 SO3 HNO3
NaOH ZnO HBr MgO HI NaF
CO2 BaCl2 SO2 AgCl FeO Ba(NO3)2
HCl H2SiO3 CuO Ca(OH)2 CaCO3 NiSO4
K2SO4 CuSO4 AgBr Na3PO4 H2CO3 SO3
  1. Назовите вещества.
  2. Определите степень окисления.

Ассистент: В разных странах употребляют в пищу самые различные
продукты. Только один продукт везде одинаков – это поваренная соль. И это не
удивительно: без соли не могут жить люди и животные, она необходима для
приготовления почти всех блюд. Взрослому человеку для поддержания нормальной
жизнедеятельности необходимо получать 8–10г. Соли ежесуточно. Недостаток соли
(как, впрочем, и ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в
слюне, желудочном соке, наличие соли в крови обеспечивает необходимое
осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток
живого организма. Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат,
особенно раненых, при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой
поваренной соли в пище. У древних народов нередко бывали войны из-за соляных
источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. У
римлян ни одного жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры
времен Цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих
странах. В Китае в XIII в., как свидетельствует Марко Поло, из каменной соли
изготовлялись и сами монеты. И даже в 1927г. В Эфиопии, по свидетельству
академика Н.И.Вавилова, соль еще заменяла крупные деньги, а красный перец –
мелкие. У всех народов соль – символ гостеприимства, верности, радушия.
Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. И наоборот, просыпать соль означало
по древним поверьям навлечь на себя гнев богов. Каждый человек употребляет в год
3–3,5 кг. Соли. Можно посчитать, что все жители нашей планеты в год расходуют
примерно 17 мл. тонн хлорида натрия, который можно перевести поездом длиной
примерно 5000 км.



Учитель: 1. О каких областях применения соли вы узнали из сообщения?
2. Для каких еще целей сейчас люди применяют соль?

Химическое королевство.

Учитель: Давайте ребята мысленно отправимся в химическое королевство,
где мирно и дружно живут химические элементы и их соединения. Но на королевство
напал трехглавый дракон. А победить его можно только с помощью знаний если
решить по три задачи.

Вариант 1.

  1. Какое количество вещества оксида кальция имеет массу 140г.?
  2. Рассчитайте массу и объем углекислого газа количеством вещества 2,2
    моль?
  3. Вычислите массовую долю алюминия и серы в сульфиде алюминия.

Вариант 2.

  1. Какое количество вещества содержат 140г. Оксида бора (III)?
  2. Рассчитайте массу и объем фтора количеством вещества 1,5 моль.
  3. Вычислите массовую долю железа и кислорода в оксиде железа(III).

Вариант 3.

  1. Какое количество вещества содержат 252г. Азотной кислоты?
  2. Вычислите массу и объем 3 моль серной кислоты.
  3. Вычислите массовую долю калия, фосфора и кислорода в Фосфате калия.

Письменная работа

Вариант 1.

Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их
тип:

А) Оксид фосфора (V) + вода → фосфорная кислота;
Б) соляная кислота + алюминий→Хлорид алюминия + водород;
В) нитрат серебра + хлорид железа (III)→хлорид серебра + нитрат железа(III);
Г) гидроксид цинка (II)→оксид цинка (II) + вода.

Задача1

: Рассчитать объем углекислого газа (н.у.), полученного при полном
сгорании 2,4г. углерода.
Задача 2: Какое количество вещества и масса железа потребуется для
реакции с 16г. серы? Схема реакции: Fe + S = FeS

Вариант 2.

Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их
тип:

А) оксид серы (IV) + вода →сернистая кислота;
Б) серная кислота + цинк→сульфат цинка + водород;
В) азотная кислота + гидроксид хрома (III) →нитрат хрома (III) + вода;
Г) гидроксид железа (II) →оксид железа (II) + вода.

Задача1

: Рассчитать объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии
48г. магния с избытком соляной кислоты.
Задача 2: Вычислите массу натрия, необходимого для получения10,7г.
хлорида натрия в избытке хлора.? Схема реакции: 2Na +Cl2 = 2NaCl.

Вариант 3.

Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций и укажите их
тип:

А) оксид кальция + оксид углерода (IV) →карбонат кальция;
Б) серная кислота + алюминий→сульфат алюминия + водород;
В) фосфорная кислота + гидроксид натрия →фосфат натрия + вода;
Г) азотная кислота →оксид азота (IV) + вода + кислород.

Задача1

: Рассчитать объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии
14,4г. цинка, содержащего 10% раствора соляной кислоты.
Задача 2: Вычислите массу и количества вещества фосфора, необходимого для
реакции с кислородом объемом 11,2л (н.у.).? Схема реакции: 4P + 5O2 =
2P2O5.

Кроссворд.

(Для каждой команды по технике безопасности.)

Химический эксперимент.
Для трех команд выставлены на демонстрационном столе: разобранный штатив, муфта,
кольцо, воронка, стакан, фильтр, стакан с водой, смесь соли и древесных опилок,
спиртовка, фарфоровая чашка.
Цель работы: собрать штатив, провести фильтрование смеси, выпарить раствор.

Занимательные опыты.

(Проводит учитель.)

  1. Дым без огня.
  2. Кровь из раны.
  3. Вулкан на столе.

Подведение итогов и выставление оценок.




Следующий: