Разработка открытого урока по теме Нахождение массовой доли элемента в веществе, пропедевтический курс, 7-й класс

Цель: Адаптировать понятие доля к
предмету химия при решении задач с экологическим
содержанием на нахождение массовой доли
элемента в химическом соединении.

Задачи:

  1. Сформировать понятие массовой доли элемента;
  2. Развивать навыки нахождения массовой доли
    элемента в химическом соединении;
  3. Воспитывать личность с экологическим образом
    мышления.

Оборудование:

  1. Графопроектор;
  2. Мультимедийный проектор;
  3. Компьютер.

Ход урока

Презентация

Эпиграф к уроку:

Не позволяй душе лениться,
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь! (М.Заболоцкий).

Организационный момент. На
демонстрационном столе стоит глобус.

Слова учителя:

Составляющие нашей планеты
органический и неорганический мир, образованный
органическими и неорганическими веществами.
Посмотрите на глобус.

71 % нашей планеты занимает вещество, без
которого не было бы жизни на нашей земле. Что это
за вещество? (вода) Вы уже знаете, что любое
вещество можно записать с помощью химической
формулы. (Включается мультимедийный проектор, на
экране высвечивается формула Н2O). Что вы
можете определить по этой формуле?

Ответы учащихся

(качественный и
количественный состав, простое или сложное
вещество, определить, что это за вещество, найти Мr).

Слова учителя:

Ребята, какие элементы входят
в состав молекулы воды? (водород и кислород). А
сколько атомов каждого элемента содержится в
молекуле воды? (ответы учащихся) А если изменить
количество атомов кислорода или водорода в
молекуле воды будет ли изменённая формула
принадлежать веществу вода (ответы учащихся)? И
так, атомы химических элементов находятся в
молекуле в определённых массовых отношениях, т.е.
составляют определённую часть от общей молекулы.
А как можно высчитать какую часть от молекулы
составляет химический элемент (предложения
учащихся)?

С вашей помощью мы определили тему нашего
урока: “Вычисление массовой доли элемента в
веществе”.

Как вы считаете, какова цель нашего урока
(ученики определяют цель урока)?

У вас есть определённый багаж знаний, какие
понятия изученные ранее вам помогут в достижении
цели (химический элемент, химическая формула,
относительная атомная и молекулярная масса,
доля)?

Проверим, готовы ли вы к изучению нового
материала. Проведём эстафету между рядами.

На каждом ряду учащиеся получают карточку с
названиями химических элементов. Каждый ученик
записывает только один химический знак и
передаёт карточку своему товарищу и т.д. Группа,
первая выполнившая задание поднимает руку.
Учитель показывает карточки с знаками
химических элементов, а учащиеся последние в
группе проверяют правильность выполнения
задания (2 балла получает каждый учащийся ряда,
если нет ошибок, дополнительный балл тот ряд,
который справился с заданием первым (если нет
ошибок) и 0 баллов ученик не знающий химических
знаков).

Второе задание (3 балла) выполняем
индивидуально. Три варианта.

Найдите относительную молекулярную массу

I CO2

II Na2O

III NO2

(учащиеся работают в тетрадях, кроме трёх
человек, которые работают на стёклах маркерами,
для проверки задания на графопроекторе). При
правильном решении задачи ученик получает три
балла, при допущении математической ошибки – 1
балл, неправильном решении — 0 баллов.
Подсчитывается общее количество баллов за два
задания.

Мы повторили необходимые определения,
химические элементы, молекулярную массу, а что же
обозначает понятие доля? Повторим понятие, решая
задачи на нахождении доли.

(На экране появляется слайд с изображением
колбы с круглыми и квадратными молекулами)

Задача № 1

Какова доля квадратных молекул в колбе?
(учащиеся решают и сравнивают своё решение с
решением предложенным учителем и изображённым
на слайде)

Решение: всего 7 молекул, квадратных 3. Их доля
равна 3/7 или 0,4286 или 42,86 %

Задача № 2

Какова доля площади зелёного прямоугольника?
(сопровождается следующим слайдом, с
изображением двух прямоугольников. Площадь
одного равна 10 см2, зелёного 2см2)



Решение: 2/10 или 0,2 или 20 %.

Задача № 3

Зелёный шарик весит 1 кг, красный шарик весит 10
кг (слайд с изображением красных и зелёных
шариков в ящике и решением задачи). Какова доля
зелёных шариков в ящике?

Решение: каждый зелёный шарик весит 1кг, а всего
их два, значит в сумме 2 кг зелёных шариков. Общая
масса шариков 12 кг, значит 2/12 или 0,1667 или 16,67.

Все учащиеся активно участвующие в решении
задач добавляют себе 1 балл.

Слова учителя: (

демонстрация следующего слайда
с изображением схемы молекулы воды) Рассмотрим
молекулу воды. Массу этих шариков вы можете найти
в таблице химических элементов Д.И.Менделеева. И
так массовая доля кислорода? Попытайтесь решить
задачу самостоятельно. Возникли вопросы,
откройте учебник на стр.24, познакомьтесь
алгоритмом решения задач. Кто не справился?
Учащиеся могут получить помощь учителя или
одноклассника. Решение проверяется на заранее
подготовленном слайде.

Ученики, самостоятельно справившиеся с
заданием получают 2 балла, остальные один.

Слова учителя:

На уроке географии вы изучили
основные источники загрязнения воды. Назовите
их. Какой вывод мы должны сделать?

Учитель заостряет внимание на знании формулы
нахождения массовой доли элемента. Эта формула
появляется на слайде и прочитывается учащимися.

Слова учителя

: Зачем человеку необходимо
знание массовой доли?

Представим, что каждый из нас имеет свой
металлургический завод. Для получения железа вам
требуется закупить руду. Какую руду вам выгоднее
приобрести Fe3O4 или FeO?. Эту задачу
лучше решать парами. Один учащийся находит
массовую долю железа в руде Fe3O4, другой
FeO и сравнивают массовые доли.

Слова учителя

: А влияет ли процесс добычи
руды на окружающую среду? Беседа с учащимися.

Слова учителя:

вы справились с сложной
проблемой. Но в жизни вы можете столкнуться с
более важными задачами. Массовая доля является
одним из способов выражения концентрации, а этот
фактор очень важен для человеческой
деятельности. Ваши товарищи подготовили
сообщения, давайте их послушаем.

Сообщение № 1

Углекислый газ-газ бесцветный с кисловатым
запахом и вкусом, используется в пищевой
промышленности для производства сахара,
лимонада. Участвует в процессе фотосинтеза. Но
если в воздухе его доля больше 2,5 %, то он вызывает
отравление организма и может привести к смерти.
Повышения содержания углекислого газа в
атмосфере более 0,03% может привести к повышению
температуры на нашей планете, т.е. к глобальным
изменениям.

Сообщение № 2

Ртуть- высокотоксичный металл, поражающий
кроветворную, центральную нервную систему,
почки. В организме ртутные соединения проникают
в различные органы и ткани, но больше всего их
обнаруживают в крови, печени, почках, головном
мозгу. Пары ртути имеют свойство равномерно
распространяться по всему объёму, накапливаясь
тканями. Если в небольшой комнате (2м3) её
паров будет 0,02 мг, то урон здоровью человека
будет велик.

Слова учителя:

В природе существует минерал
киноварь. Определите массовую долю ртути в
киновари (HgS).

Учащиеся решают задачу. Далее учитель сообщает
о том, что при нагревании минерала киноварь
выделяется ртуть в виде паров. На складе в 1000м3,
где находилось 100кг киновари ,случился пожар.
Оцените опасность ситуации, воспользовавшись
данными предыдущей задачи (эта задача решается
самостоятельно или с помощью учителя, в
зависимости от уровня подготовленности класса).
Решение задачи можно проверить разными
способами, очень удобно использую компьютор. За
решение этой задачи учащиеся получают 3 балла.

Слова учителя:

Ребята, как вы считаете, почему
я выбрала эпиграфом к уроку слова русского
писателя М.Заболоцкого? Нет таких людей, к
которым знания приходят сами, только
систематический труд подымает их каждый день на
ступеньку выше. Если вы сегодня остались
недовольны собой — не огорчайтесь, поработаете
дома самостоятельно и завтра у вас всё получится.
Поставьте себе оценку “5” если вы набрали 9
баллов и более, “4” — 7-8 баллов, “3” — 5-6 баллов,
если вы набрали меньше 5 баллов оценку получим на
следующем уроке.




Следующий: