Разработка открытого урока по физике в 9-м классе. Тема Физика и колокольный звон

Цели:

а) воспитательные: помочь формированию
человека и пониманию им национальной культуры и
её духовного возрождения в России;
б) развивающие: расширить познавательный
интерес, развить навык умения делать сообщения и
подготовки презентаций с использованием
компьютера, работы с информацией;
в) обучающие: повторить физические явления,
связанные со звуком, особенности его
распространения, понятие акустики.

Форма урока: конференция: презентации
историка, литейщика, физика, музыковеда,
литературоведа, представители прессы.

Оборудование:

компьютер, экран, колокольчики.

Оформление:

на доске эпиграф урока: “Чудный
звон колоколов

Радость в душах пробуждает…”

(С.Трофимова)

Вступительное слово учителя: (включается
фрагмент фильма с записью праздничного звона
колоколов)

Вслушайтесь в прошлое и настоящее. С колоколен
соборов, церквей, монастырей доносится к людям
звон. Его слышно в тишине даже за 30 км.

Колокольные звоны на Руси давно стали
неотъемлемой частью культуры, частью жизни. Они
звучали в будни, в праздники. Во многих
населённых пунктах люди слышат звон колоколов. В
настоящее время повсеместно возрождаются
традиции колокольных звонов. Сегодня у нас
презентация колокола и колокольного звона, и у
нас много гостей: “специалисты” хотят
поделиться своими знаниями о колоколах,
“представители прессы” хотят получить ответы
на свои вопросы, чтобы выпустить газету “Голос
колокола”.

А это источник колокольного звона (фотография
колокола на экране). Пожалуйста, задавайте
вопросы!

Пресса:

Вопрос историку: Хотелось бы узнать,
когда впервые возникли колокола на Руси и какое
они имели значение?

Историк:

Появился колокол на Руси в 10веке. Отлит он был
из меди и олова. И тогда он произнёс свой первый
звук. По латыни слово “колокол” означает –
созыв, по гречески – зов, по древнеиндийски –
шум, крики. Первое его назначение – созывать
народ в храмы. Люди верили в чудодейственную силу
колокола: первые слова, произнесённые над ним:
(слайд№1: фотография старинного колокола)
“Господи! Где бы ни прозвучал этот колокол, да
отступят далеко козни, мрак привидений, набег
несчастий, удар молнии, нападение громов,
сокрушительная сила градов…”. Звонил набатом,
отпугивая врагов и созывая людей спасать город,
провожал и встречал высоких гостей, включая царя.
При царе Иване Грозном и его сыне Федоре,
колокольное дело в Москве быстро развивалось.
Было отлито много колоколов не только для Москвы,
но и для других городов. (слайд№2: фотография
колокола “Благовестник”) Мастером Немчиновым
был отлит колокол «Благовестник» весом в 1000
пудов. Другие известные мастера этого времени,
славившиеся тщательной и художественной
отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан
1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие.

Многие колокола окружены тайнами. По приказу
царя Ивана Третьего колокол был снят с Софийской
звонницы и отправлен в Москву, чтобы не
проповедовал вольницу(слайд3: колокол Софийской
звонницы). Интересно, что до Москвы новгородский
пленник не добрался: на одном из склонов
Валдайских гор сани, на которых везли колокол,
резко покатились вниз, испуганные кони
понеслись, колокол слетел с саней и, свалившишь в
овраг, разбился вдребезги. Но, по преданию,
какая-то неведомая сила превратила множество
мелких осколков в маленькие колокольчики. Потом
местные жители собрали все до единого осколки и
стали отливать по подобию свои колокола, разнося
весть о новгородской вольнице.

Колокол в городе Угличе звонил в 1591г. по поводу
того, что тайно был убит царевич Дмитрий, и за это
он был отправлен в ссылку в Тобольск на 300 лет.
(слайд № 4: фотография Угличского колокола)

В 1700г. во время войны со шведами под Нарвой
русские войска понесли большие потери
артиллерии. Чтобы возместить утрату, царь Пётр
Первый издал указ, по которому довольно большой
процент церковных колоколов подлежал изъятию,
переплаву и превращению в орудия. Мирные
колокола должны были служить военным целям.

Особое место среди всех в мире колоколов,
занимает «Царь колокол»(слайд№5: фотография
колокола). Начиная с XVI в. этот колокол
переливался несколько раз ( весом 4000 пудов ). И это
только некоторые моменты в истории колоколов.

Пресса:

Вопрос литейщику: Как и из чего
создавались колокола?

Литейщик.

Колокола отливали во многих странах мира. Но
нигде колокольное дело не достигло такого
совершенства, как в России. Во второй половине 15
века и особенно в 16 веке русские мастера
литейщики создали множество колоколов. В одной
только Москве было их в то время около 5000.
Великими мастерами литья были Филипп Андреев,
Емельян Данилов, Флор Терентьев и другие.
Преимущественно все колокола изготавливались из
специальной колокольной меди. Но были колокола и
из других металлов. Чугунные колокола были в
Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий
монастырь имел два каменных колокола. В
Обнорском монастыре было 8 колоколов из
листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме.
В Харькове в Успенском кафедральном соборе был
колокол весом 17 пудов из чистого серебра. Шесть
золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре,
при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45
пудов(слайд№6: см. ниже). Строили печи (одну или
несколько). Около них вырывали глубокую яму. В яме
сначала из кирпича выкладывали конус, который
обмазывали глиной. Специальным шаблоном эту
глину выравнивали, выглаживали, придавая форму
внутренней поверхности будущего колокола,
задуманную мастером. Этот глиняный слой называли
не очень почтительно – “болван”. Поверхность
“болвана” красили особой краской, составленной
из просеянной золы, разведённой в мыльной воде, а
сверху смазывали салом, чтобы последующий слой
глины не прилипал к ней. Затем поверх “болвана”
слой за слоем наносили глиняную “рубашку”,
создавая модель тела колокола. Чтобы украсить
поверхность колокола, мастер лепил в формочках
буквы, разные фигурки и прикреплял их к
поверхности “рубашки”. Когда “рубашка” была
готова, делали верхнюю часть формы – кожух,
который был по сути разборным слепком с глиняной
части модели. По специальному желобу в форму
выпускали из печи жидкий металл –
“колокольную” бронзу, в которой было 1/5 часть
олова, а остальное медь. Позднее в сплав стали
добавлять серебро, чтобы звон был звучнее.
Использовали также сплав стали и чугуна. Долгие
часы, а иногда и дни, остывала отливка в яме,
причем тем дольше, чем большим делали колокол.
Когда отливка остывала, её вынимали, выбивали
глину, металл полировали, выглаживали
поверхность. В последнее время колокола
научились изготовлять из стекла (в Швеции), из
глины (в Эфиопии), фарфора (в Германии), но
по-прежнему их делают так, что они издают
музыкальные звуки.

(слайд №6)

Пресса:

Мы знаем, что колокола делали разной
формы: круглые, гранёные, удлинённые, коротышки.
Семьсот лет искали форму, которую повторяют и
сегодня. Нас интересует, как устроен колокол?

Литейщик:



(слайд №7: схема-рисунок устройства колокола)
Русские колокола имеют форму усечённого конуса,
наподобие огромного толстого колпака с
расширенным раструбом и ушками для подвески.
Имел колокол верхний и нижний пояс, сковороду,
под которой находилась серьга для подвеса языка
– металлического стержня с утолщением в конце,
называемым “яблоко”, которым били по нижнему
поясу колокола – звуковому кольцу.

Пресса:

Вопрос музыковеду: Что вы можете
рассказать нам о музыкальном звучании
российских колоколов?

Музыковед:

Колокола на Руси были излюбленным музыкальным
инструментом. Народ любил колокольный звон,
любил и сам звонить в колокола (это разрешалось
во время пасхальных празднеств). Существовал
обычай: допускать в пасхальную неделю на
колокольню любого желающего. Поговорка гласит
“В светлую седмицу, кто не звонарь”.

Русский колокол поражает своим звучанием. Он
может взять не одну, а три ноты: основной тон – в
месте удара, ниже на четыре тона – в середине,
ниже на целую октаву – вверху. Поэтому голос
колокола – это сочетание нескольких звуков,
которые гармонируют. (слайд №8: фотографии
звонниц различных соборов) Особенность звука
колокола ещё и в тембре: он постоянно меняется.
Если в момент удара преобладает один тон, то
через 3 секунды сильным становится другой, а
первый постепенно затухает. Этой уникальной
особенностью обладают только колокола.

Играть на колоколе непросто. Дергать надо за
верёвки многопудовые языки. За границей
придумали своеобразные инструменты-приставки,
где исполнитель сидит за клавиатурой, правда
необычной: клавиши длинные и широкие, иногда
ножные; от клавиатуры к колоколам идёт система
тяг и рычагов. В России это не прижилось. Звонари
считают, что в этом случае колокольная музыка
получается невыразительной.

Колокольный звон создаётся по определённым
правилам. Колокола распределяют по голосам:
низкие, средние, высокие.

Пресса:

Зависит ли звук колокола, с вашей
точки зрения, от массы?

Музыковед:

(слайд № 9, потом 10, потом 11: фотографии больших,
средних и маленьких колоколов) Колокола, дающие
низкие звуки – самые большие, тяжёлые и
“медленные”. Они задают темп звона, основу всего
звучания. Соответственно самые меньшие по
массивности колокольчики создают высокие по
частоте звуки.

Пресса:

Вопрос Физику – От чего
зависит частота тона звука колоколов?

Физик:

(слайд 12: рисунок графика зависимости
мощности звучания от частоты звука) Основной тон
колокола определяют геометрические размеры;
частота звучания пропорциональна толщине
колокола, и обратно пропорциональна квадрату его
диаметра.

Пресса:

Какие физические явления
вызывают звон колокола?

Физик:

Вы знаете, что источником звука может служить
любое тело, совершающее механические колебания.
Заставить колокол звучать можно двумя способами:
Первый – язык неподвижен, раскачивается чаша
колокола, которая ударяется о язык (способ
качающегося колокола); его используют на Западе,
а на Руси применяли только в Пскове в XVI-XVII веках.
Второй – чаша неподвижна, а с помощью шнура
движется язык. Этот способ звона российский. Его
преимущества в том, что раскачивание только
одного языка не оказывает сильного воздействия
на саму башню, где помещается колокол, что
позволяет использовать колокола больших
размеров; при таком раскачивании не возникает
резонанс с колокольней, который мог её разрушить.

Пресса:

Почему колокола подвешивают высоко
над землёй: на колокольнях или звонницах?

Физик:

(слайд №8: фотографии звонниц различных
соборов)

Чтобы звук распространялся на большие
расстояния, чтобы слышимость звона была дальше.

Пресса:

Влияют ли колокольные звоны на
здоровье человека?

Физик:

Колокола работают как генераторы энергии в
инфразвуковом, ультразвуковом и акустическом
диапазоне, их излучения дают чувства гордости,
силы, могучести, разрушают болезнетворные
микробы, обезвреживают вирусы гриппа, желтухи.
Недаром предки во время эпидемий били в колокола,
дающие звуки определённого тембра и частоты, и
так долго, пока не сгинет напасть. Учёные
обнаружили, что некоторые вирусы
обезвреживаются ультразвуком. Человек
воспринимает ухом акустические колебания от 20Гц
до 20кГц. Низкий спектр акустики (40-100 Гц)
стабилизирует душевное состояние, средний (100 Гц
– 10 кГц) улучшает кровообращение и обмен в
лимфатической системе.

Пресса:

Вопрос литературоведу: Возрождение
звонов колоколов – это только дань уважения
нашим талантливым предкам?

Литературовед:

Колокола, проделав большой исторический путь,
стали для России неотъемлемой частью жизни
русского народа. Все важные события освещались
звоном колоколов.

Колокол – это частичка истории России,
произведение мастерства рук людей, но также и
произведение искусства, возрождение культуры.
Колоколам и колокольным звонам посвящены стихи.
Я прочту стихотворение С.Есенина, написанное в
1914г.

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

В заключение презентации все желающие
знакомятся с газетой “Голос колокола”,
выпущенной прессой.

Учитель:

Колокольный звон в жизни
Российского государства и русского народа
становится одним из самых ярких черт, имеющих не
только богослужебное значение, но и гражданское,
особым самостоятельным языком русской культуры.
С давних времён колокольный звон является
великой объединительной силой, поднимающей
народы на защиту своей Родины. Это творение рук
человеческих, это произведение литейного
искусства. На Руси сейчас происходит становление
и возрождение колокольного звона как
музыкального искусства. Особо благозвучные
звуки называются в народе малиновыми. Каждый
колокол неповторим, каждый звучит по своему, у
каждого своя судьба (включается продолжение
фильма о звонах колоколов).

Этот урок заканчивается, а звук
колоколов пусть не кончается! Спасибо всем!

Список литературы:

  • Лифанова, Н.Ф. Всё о колоколах и колокольных
    звонах / Н.Ф.Лифанова. //Физика в школе. – 2002. – №3.
    – с.46.
  • Владышевская, Т.Ф. Древнерусские колокола и
    звоны / Т.Ф.Владышевская.// Русское возрождение.
    Нью-Йорк-Москва-Париж, 1998. – №2(72). – С.63-94.
  • Иоффе П. Колокола и пушки. / Хочу всё знать.
    Научно-худ. сб-к. Сост.А. Томилин. – Л.: Дет. лит., 1983.
    – с. 142-146.
  • Покровский, А.М. О музыкальном значении звонниц
    /А.М.Покровский.// Музыка колоколов: Сб.
    исследований и материалов. СПб. 1999. – С. 212-221.
  • Шатов, А.И. О колоколах Русской Православной
    церкви /А.И.Шатов.//Русское Возрождение.
    Нью-Йорк-Москва-Париж. 1998. – № 2 (72). – C. 167-177.



  • Следующий: