Разработка открытого урока физики


Предлагаемый урок был дан в апреле 2009 года ученикам 7 класса. На уроке присутствовали учителя физики нескольких средних школ района. Урок построен на применении технологии развития критического мышления учащихся (ТРКМ): компетентносном подходе. Технология формирует навыки работы с информацией через чтение и письмо.

Девиз урока:»Любите книгу — источник знаний»(М.Горький)

Цели урока:

  • образовательная: формировать знания о причине выталкивающего действия жидкости и газа на погружённые в них тела через работу с текстом учебника и фронтальный эксперимент;
  • развивающая: учить школьников работать с научной статьёй учебника для получения необходимой информации по теме урока;
  • воспитывающая: учить делать выводы из собственных экспериментов.

Ход урока

1. Повторение материала о гидростатическом давлении:



  • Работа с терминами: гидростатическое давление, плотность вещества, ускорение свободного падения, высота столба жидкости (обозначение, единицы измерения).
  • Составить формулы, которые связывают эти физические величины.
  • Вычислить гидростатическое давление в цистерне с нефтью на глубине 1 м.

2. Изучение нового материала

Учитель. Мы повторили необходимый для урока материал. Тему урока сформулируем на основе статьи»Забавное купание!»из книги Я. И. Перельмана»Занимательная физика», ч. 1 Прочитайте внимательно текст и, работая в парах, отметьте в тесте:

  • знаком»-»Что у вас вызвало сомнение ?
  • знаком»+»Что для вас является интересным ?
  • знаком»?»Что вызвало у вас желание узнать подробнее ?

Ученики отвечают на вопросы, обсуждают их с учителем и формулируют тему урока.

Учитель. В прочитанном вами тексте вам показалось интересным действие жидкости на погружённое в них тело. Проверим это фронтальным экспериментом.

Ученики проводят опыт и обнаруживают выталкивающее действие жидкости,

Учитель. Как можно объяснить наблюдаемое явление? Предлагает прочитать текст из учебника физики, с. 116, параграф «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело».

Ученики читают предложенный текст и объясняют результаты проделанного опыта. В тетрадь оформляют рис. 130 из учебника «Физика — 7».



Учитель. На основании проделанного эксперимента и прочитанного в учебной статье текста можно сделать вывод : на тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх.



Ученики записывают вывод в тетрадь и поясняют его рисунком : рис, 130 (Б).

Учитель. Существование силы, выталкивающей тело из газа можно также наблюдать на опыте, К укороченной чашке весов подвешиваем стеклянную колбу, Весы уравновесим, Затем под колбу поставим широкий сосуд, который наполним углекислым газом, плотность которого больше плотности воздуха, При этом равновесие весов нарушается, Чашка с подвешенной колбой поднимается вверх, т, к, на колбу, погружённую в углекислый газ, действует выталкивающая сила, которая больше выталкивающей силы. действующей на колбу в воздухе, (Опыт описан в учебнике»Физика 6-7, Москва, Просвещение, 1989г.)

Учитель ставит перед школьниками новую проблему: от каких физических величин зависит выталкивающая сила? Учитель читает условие задачи Шерлока Холмса. «На обед Холмсу и Ватсону подали аппетитные пельмени. Шерлок Холмс посмотрел на них и спросил:»Как Вы думаете, Ватсон, какие пельмени легче – только что сделанные (сухие) или варёные?» Наверное, варёные, т.к. они плавают, — ответил Ватсон. Вопрос: «Прав ли Ватсон»?

Ученики. предлагают варианты решения задачи Шерлока Холмса.

Учитель. Решение этой задачи и будет темой следующего урока физики.

3. Закрепление материала.

Ученики выполняют тестовые задания по пособию «Контрольно-тренировочные задания», автор-составитель В. С. Лебединская. Волгоград. Издательство «Учитель».

4. Домашнее задание.

Прочитать статью параграфа 46 и ответить устно на вопросы к нему.




Следующий: