Разработка факультативного курса: Неорганическая химия в биологических системах


Цель курса: сформировать целостную картину
мира на основе межпредметных связей,
формирование биологически грамотной личности.

Изучив курс, ученик должен:

  • ориентироваться в биологической и, пограничной
    с ней, химической областях;
  • овладеть знаниями методов, понятий, теорий,
    областей практического применения знаний о роли
    неорганических элементов, ионов, соединений в
    биологических системах.

Структура и содержание курса определились
такими факторами:

  • интересы и потребности школьников разного
    возраста, их подготовка по биологии и химии;
  • психологическая концепция развития понятий,
    изучения теорий, формирования умений в ходе
    становления личности;
  • выбор ориентиров для установления порядка
    следования тем (системные, психологические,
    биологические, практические)

Факультативный курс рассчитан на 34 часа, т.е. 1
час в неделю.



Для расширения спектра знаний и углубления их,
связи с практикой в ходе курса предусмотрено
проведение лекционных и семинарских занятий, а
также лабораторных работ.



Современная биология уже не может
рассматриваться в отрыве от других наук, только в
системе возможен целостный образ биологической
реальности. Рассмотрение результатов
биологического и химического познания помогает
в развитии личности школьников, в формировании у
них потребности к саморазвитию.

Тема занятия
Количество часов
Задачи Оборудование Литература Домашнее задание
1 Химический состав клетки (2ч.) Подчеркнуть важность,
необходимость и незаменимость элементов и
неорганических соединений в клетке – единице
живого организма. Значение различия химического
состава клеток разных тканей
Табл. “Строение клетки”

“Периодическая
система химических элементов”



Грин,Тейлор, Стаут “Биология” т.1 Сообщение “Значение ионов кальция
для формирования растущего организма”
2 Строение костей (2ч.) Показать значение костей для
человеческого организма; доказать необходимость
солей Са, для формирования костей, необходимость
присутствия ионов Са в пище взрослого человека,
подростка и новорожденного
Декальцинированная кость, горелка,
кость, соляная кислота
Пурмаль, Цирельников “Рожденные
электричеством”
Сообщение “Значение ионов кальция
для мышечного сокращения”
3 Химизм мышечного сокращения (3ч.) Значение ионов Са для мышечного
сокращения, ускорение гидролиза АТФ в
присутствии ионов кальция и калия, а также
магния; влияние ионов кальция на нити
тропомиозина.
Табл. “Мышечное сокращение” Под ред. Ноздрачева “Физиология
человека”
Подготовка к семинару
4 Семинар: “Неорганическая химия в
опорно-двигательной системе” (1ч.)
Подвести итог и выявить основные
химические элементы, ионы, которые необходимы
для нормального функционирования
опорно-двигательной системы
Таблицы по теме Под ред. Ноздрачева “Физиология
человека”
Сообщение “Анемия, причины
возникновения”
5 Перенос кислорода кровью (2ч.) Показать значение иона железа (II) в
составе гемоглобина, переносчика кислорода по
крови
Таблица “Строение гемоглобина” Ноздрачев Физиология человека “Значение ионов кальция (II) для
свертывания крови” ; “Гемофилия”
6 Свертывание крови – важный
биологический процесс (2ч.)
Показать значение ионов кальция (II)
для свертывания крови
Оборудование к лабораторной работе Под ред. Ноздрачева “Физиология
человека”
7 Газы, участвующие в газообмене (2ч.) Дать химическую характеристику
газов : кислорода и углекислого газа, показать их
значение для организма ; дать характеристику
газообмену (легочному и тканевому)
Оборудование к лабораторной работе Химия “Справочные материалы” под
ред. Третьякова
Сообщения “Вред курения”,
листовки,

“Влияние HCN, CO на дыхание
человека”

8 Вред курения (1ч.) Доказать вред курения, т.к. кроме
никотина в табачном дыму содержится : сажа,
угарный газ, синильная кислота и т. д. Влияние
этих веществ на человеческий организм
Листовки, изготовленные учащимися Химия “Справочные материалы” под
ред. Третьякова, материалы периодической печати
Подготовка к семинару
9 Семинар: “Значение неорганических
веществ для дыхания и кровеносной системы” (1ч.)
Подвести итог изучения темы,
выявить основные химические элементы и
соединения, которые оказывают влияние на
нормальное функционирование дыхательной и
кровеносной систем
Таблицы по теме Химия “Справочные материалы” под
редакцией Третьякова
10 Значение рН для пищеварения (2ч.) Познакомить учащихся с понятием
водородный показатель ; показать как изменяется
значение рН в разных отделах пищеварительной
системы
Оборудование к лабораторной работе Физиология человека . т.2 под ред.
Ноздрачева
Сообщение “Нарушение кислотности
желудочного сока”
11 Значение соляной кислоты для
пищеварения (2ч.)
Показать значение соляной кислоты
для пищеварения в желудке. Роль обкладочных
желез . Дать химическую характеристику соляной
кислоты.
Табл. “Строение стенки желудка” Физиология человека . т.2 под ред.
Ноздрачева
12 Предупреждение отравлений
неорганическими веществами (2ч.)
Показать учащимся, какие вещества,
ионы, соединения могут оказывать на организм
опасное воздействие
Николаев “Металлы в живых
организмах”
Сообщения “Первая помощь при
отравлениях неорганическими химическим
веществами”
13 Первая помощь при отравлении
неорганическими веществами (1ч.)
Сформировать у учащихся умение
оказывать первую помощь при отравлениях
неорганическими веществами
Химия . “Справочные материалы”
14 Значение воды для человеческого
организма (3ч.)
Подчеркнуть роль воды в
биохимических процессах , показать роль воды как
химического реагента и продукта, в реакциях
(гидролиза, дегидратации, окисления, синтеза)
Химия . “Справочные материалы”
15 Биокатализ (3ч.) Дать представление о биокатализе,
ферментах, влияние ионов металлов на активность
ферментов
Оборудование к лабораторной работе Николаев “Металлы в живых
организмах”
Сообщения “Действие кислот и
щелочей на кожу”
16 Кожа , действие химических веществ
на кожу и предупреждение поражения кожи
кислотами и щелочами (1ч.)
Показать действие неорганических
кислот и щелочей на кожу, сформировать умение
оказывать первую помощь при ожогах химическими
веществами
Оборудование к лабораторной работе Подготовка к семинару
17 Семинар Значение неорганических
веществ в работе пищеварительной системе, их
роль в обмене веществ” (1ч.)
Подвести итог изучаемой теме,
выявить, какие основные элементы, ионы,
химические соединения необходимы для
нормального функционирования пищеварительной
системы, нормального обмена веществ
Сообщение “Значение ионов натрия и
калия в проведении нервного импульса”
18 Передача нервного импульса (2ч.) Познакомить учащихся с процессом
проведения нервного импульса, показать значение
ионов калия и натрия в осуществлении этого
процесса
Таблица “Передача нервного
импульса”
Николаев “Металлы в живых
организмах”
Подготовка к смотру знаний учащихся
19 Итоговое занятие “Смотр знаний”
(1ч.)
Подвести итог изученному курсу,
продемонстрировать родителям, учителям,
одноклассникам знания и умения учащихся,
полученные на факультативных занятиях
Весь наглядный материал,
оборудование для различных лабораторных работ
Сочинение “Знания, полученные на
факультативных занятиях в моей жизни”



Следующий: