Растворы. Растворение

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,48 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  1. Формирование представлений о растворении как
    физико-химическом процессе, растворах как
    физико-химических системах и их классификации.
  2. Формирование понятий раствор, растворение,
    диссоциация, гидратация.

Оборудование и реактивы:

сахар, хлорид
натрия, сульфат меди (II), пересыщенный раствор
ацетата натрия, борная кислота, этанол, керосин,
охлажденная дистиллированная вода, термометр,
химические стаканы – 6 шт., ступка с пестиком,
пробирки – 2 шт., спиртовка, стеклянные палочки –
8 шт.

Ход урока

1. Учитель дает представление о
многообразии растворов в окружающем мире, о
существовании растворов с разным агрегатным
состоянием и их отличительных признаках.
Делается акцент на водных растворах как наиболее
часто используемых в деятельности человека. На
конкретных примерах рассматриваются
существенные признаки растворов.

2. На основе демонстрационных
экспериментов выявляются процессы, протекающие
при растворении, делаются первые попытки
определения процесса растворения.


Эксперимент 1

В 2 стакана наливаем по 50 мл воды. В первый
стакан опустим несколько крупных кристаллов
сульфата меди (II), в другой – такое же количество
перетертого в ступке сульфата меди (II).

В стакане с перетертым сульфатом меди голубое
окрашивание появляется быстрее, а мелкие
кристаллы исчезают. В другом стакане процесс
растворения протекает медленнее. Измельченные
вещества растворяются быстрее.

Делается вывод о необходимости измельчения и
перемешивания компонентов раствора.

На основе видеофрагмента и схемы
рассматривается сущность процессов диссоциации
и гидратации растворенного вещества.

3. Выводятся основные определения
понятий темы.

Растворение

– это физико-химический
процесс, включающий в себя разрушение
кристаллической решетки вещества (диссоциацию) и
взаимодействие образовавшихся частиц с
молекулами растворителя (сольватацию).

Растворы

– это однородная устойчивая
система, состоящая из частиц растворенного вещества,
растворителя и продуктов их взаимодействия.

На основе определения проверятся усвоение
учащимися различия растворов и неоднородных
смесей, растворения и других физических и
химических процессов.

Закрепляются и фиксируются основные понятия
темы.

Растворение

- физико-химический процесс,
включающий в себя разрушение кристаллической
решетки вещества и взаимодействие
образовавшихся частиц с молекулами
растворителя.

Диссоциация

— распад вещества на составные
части.

Гидратация

– химическое взаимодействие
вещества с водой.

Раствор

- однородная устойчивая система,
состоящая из частиц растворенного вещества,
растворителя и продуктов их взаимодействия.

4. Классификация растворов по количеству
растворенного вещества. Определение зависимости
растворимости от температуры.


Эксперимент 2

В 4 стакана нальем по 50 мл воды, охлажденной до 15
градусов Цельсия. Поместим по 5 г сахара, соли
(хлорида натрия), сульфата меди (II) и борной
кислоты в стаканы и тщательно перемешаем.

Борная кислота лишь частично растворилась.

Добавляем следующие 5 г сульфата меди (II), соли и
сахара.

Нерастворившиеся кристаллы сульфата меди (II)
оседают на дно стакана.

В оставшиеся стаканы добавим еще 10г соли и
сахара, перемешаем растворы.

Соль полностью не растворилась, а сахар по
прежнему полностью растворился в воде.

Нагреем получившиеся растворы.

При нагревании осадки полностью растворились.

Добавим еще немного веществ в соответствующие
растворы.

Добавленные вещества продолжают растворяться.

Делается вывод о существовании насыщенных и
ненасыщенных растворов и их признаках.


Эксперимент 3

“Мгновенная” кристаллизация пересыщенного
раствора ацетата натрия.

Вывод о существовании неустойчивых
пересыщенных растворов и их отличительных
особенностях.

  1. Разбор опорного конспекта и фиксация его
    учащимися.
  2. Домашнее задание: карточки с задачами о
    растворах, §24, вопр. 1-4.

Приложение 1

Приложение 2

Следующий: