Растворимость веществ

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,58 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предлагаемый урок разработан по психодидактической технологии творческого развития (система Эльконина–Давыдова), урок постановки и решения учебной задачи. Это второй урок в теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», следующий за уроком «Растворение как физико-химический процесс».

Учебная задача – это ситуация, в которой ученик не владеет ни знанием, ни способом, ни конкретно-практическим результатом; это проблемная задача наивысшего уровня проблемности. Она направлена на открытие нового знания, на выделение на его основе нового способа деятельности и получение конкретно-практического результата. Только учебная задача вносит существенный вклад в развитие ребёнка. Обучение организуется учителем на деятельностной основе. Учащиеся на основе проблемной ситуации и осознания нехватки знаний сами формулируют учебную задачу урока, сами открывают новое понятие «растворимость», определяют план изучения растворимости и возможных факторов, влияющих на неё, сами делают и формулируют выводы. Учитель организует учебную деятельность и фиксирует учебную задачу и выводы, сформулированные учащимися.

Учебная задача урока разбита на несколько подзадач, после решения которых обязательна самооценка успешности собственной деятельности (её помогут сделать детям вопросы типа: «Смог ли я?..», «Затруднился ли я?..» – в чём? почему? «Не смог…» – почему? в чём причина? «Доволен собой» – почему? «Недоволен» – почему? и т.д.). Это позволяет ученику отслеживать собственное продвижение в решении учебной задачи, в саморазвитии.

Знания, открытые учащимися в собственной познавательной деятельности, глубоко осознаны и прочно усвоены. Результативность обучения очень высока, гарантирована данной технологией. Формы организации учебной деятельности на уроке (работа в группе, в паре, коллективное обсуждение, проговаривание вслух, проведение опытов и наблюдений, эмоционально комфортная обстановка общения единомышленников, учитель – сотрудник) способствуют усилению учебной мотивации, способствует сохранению психического и физического здоровья школьников.

Учебная задача: Открыть понятие растворимости и выяснить причины различной растворимости веществ.

Образовательная цель: учащиеся усваивают, что

  • растворимость – способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы – растворы;
  • растворимость веществ может быть различной и зависит от природы растворенного вещества, природы растворителя, температуры;
  • растворы могут быть ненасыщенными, насыщенными, пересыщенными.

Развивающая цель: при изучении процессов растворимости различных веществ учащиеся:

  • определяют факторы, влияющие на растворимость веществ;
  • выявляют, что растворимость веществ зависит от природы растворенного вещества и растворителя;
  • устанавливают связь растворимости твердых веществ с температурой и массой растворенного вещества.

Воспитательная (мировоззренческая) цель: учащиеся убеждаются в том, что:

  • изучение процессов растворимости необходимо, так как растворимость веществ важная характеристика для приготовления растворов в быту, медицине и других важных отраслях промышленности и жизни человека.

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап
Организация деятельности Прогнозируемая деятельность учащихся
1. Вхождение в контакт.
Слова поддержки и одобрения, настрой на деятельность. Готовность и быстрое включение учащихся класса в деловой ритм урока.
2. Актуализация мыслительной деятельности учащихся
Проверка знаний о процессах растворения и составе раствора.
К какому типу процесса относиться процесс растворения?
На слайде демонстрируется процесс растворения.

 
На основании собственных знаний уточните составляющие раствора.
Учащиеся на основании полученных ранее знаний уточняют, что растворение физический процесс – результат диффузии веществ, а также – химический процесс – взаимодействие вещества с водой и образование гидратов. Определяют состав раствора.
(Слайд 2)
3. Постановка учебной задачи. Планирование решения УЗ.
Демонстрация процессов растворимости кусочка сахара и мела.

При демонстрации опыта растворения 2-х веществ учащиеся наблюдают, что процессы протекают по-разному, они делают вывод о различной растворимости веществ и предполагают от чего может зависеть эта характеристика вещества (растворяемого вещества, растворителя, температуры).
Учащиеся определяют план изучения растворимости веществ и возможных факторов, которые влияют на неё.
II. Операционально-исполнительский этап.
Моделирование:
1) установление учащимися связи между растворимостью веществ и различными факторами;
2) создание логико-структурной модели зависимости растворимости от различных факторов;
3) фиксация модели.
Группы определяются в соответствии с количеством определенных учащимися факторов, влияющих на растворимость. Учителем предложено задание 5.
1 группа: природа растворенного вещества
2 группа: природа растворителя
3 группа: температура
4 группа: масса растворенного вещества
5 группа: выполнение задания под грифом «секретно»
Учащиеся совершенствуют исследовательские навыки. Активные действия с объектом изучения приводят к выявлению связи растворимости с природой растворенного вещества, растворителя, температурой и массой.
При затруднении установления связи растворимости с различными факторами учащиеся могут обратиться к учебнику или к учителю.
Учащиеся обобщают полученные результаты эксперимента и формулируют выводы.
1 группа
Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
1. В пробирки с веществами прилейте 10 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
№1 Хлорид кальция
№2 гидроксид кальция
№3 карбонат кальция
2. Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется?
3. Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ растворяться в воде (можно использовать учебник с. 188).
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
2 группа
Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ.
Порядок выполнения:
1. В пробирки с медным купоросом прилейте в 10 мл спирта (№1) и 10 мл воды (№2), закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества.
2. Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос?
3. Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в разных растворителях.
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
3 группа
Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.
Порядок выполнения:
1. В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля прилейте воды (1/3 объема).
2. Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности.
3. В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее?
4. Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ.
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
4 группа
Задание: обнаружение зависимости массы растворенного вещества на процесс растворения.
Порядок выполнения:
1. Приготовьте раствор, содержащий 20 мл воды и определенную массу растворенного вещества (№1 – 1,2 г сульфата меди (II), №2 – 4,44 г,
№3 – 5,3 г).
2. Сделайте вывод о зависимости массы растворенного вещества на процесс растворения и классификации растворов по признаку растворимости веществ (можно использовать учебник с. 189).
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам.
5 группа
Задание: доказательство отсутствия нерастворимых веществ в природе.
Порядок выполнения:
1. Небольшой кусок стекла разотрите в ступке (это для вас сделал лаборант) и поместите немного порошка стекла в пробирку.
2. Прилейте к стеклу воды, закройте пробкой и хорошо взболтайте. Если вы хотите получить результат растворения быстро, то увеличьте скорость растворения стекла подогрев пробирку с раствором (соблюдайте технику безопасности при нагревании).
3. К полученному раствору прилейте несколько капель индикатора (фенолфталеин). О чем свидетельствует изменение окраски индикатора?
Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Ситуация оценки результатов деятельности групп.
Оценка полноты модели (зависимость растворимости веществ от различных факторов);
самооценка и оценка участия в групповом сотрудничестве.
Отчет учащихся в группах сопровождается слайдами (учитель провел проведенный эксперимент, подготовил слайды по ходу эксперимента, который выполнялся в группах).
Учащиеся каждой группы публично демонстрируют результаты своего эксперимента, обмениваются знаниями с учащимися других групп.
Развивают умения публичного выступления.
Анализируют успешность достижения целей обучения, оценивают свои действия и действия одноклассников в решении поставленных задач.
1 группа (Слайд 5)
5 группа (Стекло в воде растворяется?)
2 группа
(Слайд 6)
3 группа (Слайды 8-9)
4 группа (Слайд 10)
Рефлексивно-оценочное тестирование учащихся

1. От чего не зависит растворимость твердых веществ?
А) от природы растворителя
Б) от природы растворенного вещества
В) от давления
Г) от температуры

2. Как меняется растворимость гидроксида кальция в воде при понижении температуры?
А) понижается
Б) остается постоянной
В) увеличивается
Г) не знаю

3. Какое из веществ является практически нерастворимым?
А) нитрат серебра
Б) сульфат бария
В) гидроксид кальция
Г) не знаю

4. Вещество, дезинфицирующее H2O, но не оставляющее привкуса?

5. К 100 мл H2O добавили 10 г карбоната кальция. Какова массовая доля вещества в полученном растворе?
А) 10%
Б) 9,1%
В) 5%
Г) 0%

6. Рассчитайте массовую долю соли в минеральной воде «Нарзан», если минерализация хлоридом кальция составляет 875 мг в 1 л.
А) 0,875%
Б) 8,75%
В) 0,0875%
Г) 0%

Вопрос 5 – «ловушка».
Карбонат кальция – вещество нерастворимое в воде (таблица растворимости).
Массовая доля 0%.
Учащиеся быстро решают задачу и сообщают ответ 10% или 9,1%, доказывая расчетами.
Сообщение ученика о применении растворов в промышленности, сельском хозяйстве, быту. (Слайд 15)
Учитель обращает внимание на различие уксуса и уксусной кислоты (причина отравления), демонстрируя образцы выставки веществ и растворов, применяемых в жизни человека.
Учащиеся убеждаются в том, что:
изучение процессов растворимости необходимо, так как растворимость веществ важная характеристика для приготовления растворов в быту, медицине и других важных отраслях промышленности и жизни человека.
Рефлексия собственной деятельности на уроке.
Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке, отвечая письменно на вопросы, и проговаривают собственные ответы:
1. Я сегодня узнал, что растворимость веществ зависит от (отметь факторы (галочкой V), влияющие на растворимость): природы раствора – температуры – природы растворителя – природы растворенного вещества.
2. Сегодня на уроке я работал на … (поставь себе оценку )
3. Этот урок является важным для меня, потому что я узнал (напиши самое главное, что тебе пригодится в жизни из данного урока и почему важно знать, как протекают процессы растворимости)

Следующий: