Распространение и роль металлов II группы главной подгруппы в природе и жизни человека. 9-й класс

Данный урок проводится в 9 классе при изучении
темы «Металлы главных и побочных подгрупп» (УМК
Н.Е. Кузнецовой).

Структура урока выстроена на основе применения
образовательной интернет-технологии «Веб -
квест».

Web-квестом называется специальным образом
организованный вид исследовательской
деятельности, для выполнения которой учащиеся
осуществляют поиск информации в сети — интернет
по указанным адресам. Они создаются для того,
чтобы лучше использовать время учащихся, чтобы
использовать полученную информацию в
практических целях и чтобы развивать умения
критического мышления, анализа, синтеза и оценки
информации.

Данный вид деятельности был разработан в 1995
году в государственном университете Сан-Диего
исследователями Берни Додж и Томом Марч.

Чтобы данная работа была максимально
эффективной, web-квест должен содержать следующие
части:

  • введение, в котором описываются сроки
    проведения, и задается исходная ситуация;
  • интересное задание, которое можно реально
    выполнить;
  • набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для
    выполнения задания; (благодаря указанию точных
    адресов при выполнении заданий учащиеся не будут
    терять времени);
  • описание процесса выполнения работы; (он должен
    быть разбит на части);
  • пояснения по оформлению результатов.

Web-квесты лучше всего подходят для работы в
мини-группах.

Дополнительную мотивацию при выполнении
web-квеста можно создать, предложив учащимся
выбрать роли (например, ученый, журналист,
детектив, архитектор и т.п

Web-квест может касаться одного предмета или
быть межпредметным. Исследователи отмечают, что
во втором случае данная работа эффективнее.

Web-квесты — это активная форма обучения, в
основе которой заложена модель индивидуальной
работы учащегося с Интернет-ресурсами.

Работа с Web-квестом включает в себя
последовательность мыслительных операций в
процессе исследовательно-ориентированной
деятельности: постановку проблемы, ознакомление
с заданиями Web-квеста, выполнение задания на
основе ресурсов Интернета, оформление работы,
обсуждение результатов деятельности.

Интернет на этом уроке является средством,
которое делает урок более продуктивным, а работа
учащихся превращается в творчество.

Цель урока

: познакомиться с важнейшими
соединениями Ca и Mg, нахождением их в природе, их
применением.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с представителями
    соединений металлов Ca и Mg.
  • Продолжить обучение учащихся пользоваться
    Интернетом для поиска нужной информации.
  • Использовать полученную информацию в
    практических целях.
  • Способствовать развитию практических умений
    при работе на компьютерах.

Воспитательные:

  • Показать значимость умения быстро находить
    нужную информацию.
  • Показать роль химии в повседневной жизни
    человека.
  • Способствовать формированию информационной
    культуры.
  • Способствовать формированию коммуникативной
    культуры.

Развивающие:

  • Развивать умение критического мышления,
    анализа, синтеза и оценки информации.
  • Способствовать продолжению развития
    устойчивого интереса к химической науке и
    практике.
  • Развивать память и внимание учащихся.
  • Продолжить формирование химического языка.

Оборудование: компьютерный класс с
подключением сети-интернет, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Тема урока «Распространение и роль металлов
главной подгруппы II группы в природе и жизни
человека». Сегодня мы с вами проводим урок в
компьютерном классе, а это значит, что главным
источником информации на уроке будет интернет.
Мы продолжим знакомство с интернет — технологией
«Веб — квест».

2. Актуализация знаний.

  1. Какие из элементов II группы наиболее
    распространены в природе?
  2. В каких формах встречаются эти элементы в
    природе?
  3. Почему кальций и магний не встречаются в
    природе в свободном виде? (работа с ЭОР)
  4. Во взаимодействии с какими веществами
    проявляется высокая химическая активность
    кальция и магния? (работа с ЭОР)
  5. Названия и формулы каких веществ, содержащих
    ионы кальция и магния, вам знакомы. Найдите
    соответствие между названием и формулой
    вещества. Какие названия вызвали затруднения?

Известно ли вам какую роль играют эти
соединения в природе и жизни человека, чем
отличаются друг друга те, что имеют одинаковую
формулу, как они образуются в природе?

Ответить на этот вопрос вам предстоит в ходе
урока.

3. Работа в группах.

Сегодня на уроке вы будете работать с Веб -
квестами. Образовательный веб-квест — (webquest) -
проблемное задание, для выполнения которого
используются информационные ресурсы Интернета.
Каждая группа получит вопросы, ответы на которые
должна будет найти по указанным адресам в
интернете (можно использовать другие адреса). На
эту работу отводится до 10 минут. Результаты
работы с веб-квестом вы оформите в виде
презентации. На создание презентации 5- 7 минут. На
защиту презентации 3-4 минуты.(Если уроки
спаренные, время на работу можно увеличивать).

(Веб-квест — это сайт или сайты в Интернете, с
которыми работают учащиеся, выполняя ту или иную
учебную задачу. Они охватывают отдельную
проблему, а могут быть и межпредметными.
Особенностью образовательных веб-квестов
является то, что часть или вся информация для
самостоятельной или групповой работы учащихся с
ним находится на различных сайтах.)

Вопросы для 1 группы: «Горные породы и
минералы содержащие кальций и магний»

  1. В состав каких горных пород и минералов входят
    ионы кальция и магния?
  2. Как образовались горные породы, содержащие
    кальций?
  3. Что такое «карстовые явления» и «эрозия»?
  4. Назовите самые известные в России карстовые
    пещеры.

Ответы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Горная_порода
  2. http://www.edukids.narod.ru/zemlia/gl3/16.htm
  3. http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=4082
  4. http://www.mccme.ru/putevod/59/Kungur/kungur.html

Вопросы для 2 группы: «Использование
соединений кальция и магния в строительстве»

  1. Перечислите важнейшие строительные материалы,
    содержащие кальций и магний.
  2. Запишите уравнения, отражающие химизм
    твердения вяжущих материалов.
  3. Расскажите о технике выполнения фресковой
    живописи.
  4. Какие памятники архитектуры Владимирской
    области украшены фресковой живописью.

Ответы:

  1. http://n-t.ru/ri/ps/pb020.htm
  2. http://shalasha.net/статья/неорганические-вяжущие-материалы/гипсовые-вяжущие
  3. http://www.bibliotekar.ru/rusFreski/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Строительные_материалы

Вопросы для 3 группы: «Роль ионов кальция и
магния в живых организмах»

  1. Какова роль ионов магния в процессе фотосинтеза
    растений?
  2. Какова роль ионов магния в организме человека?
  3. Какова роль ионов кальция в организме человека?
  4. Какова роль ионов кальция в организме животных?
  5. Как сказывается недостаток этих ионов на
    организм животных и человека?

Ответы:

  1. http://enc.sci-lib.com/article0000909.html
  2. http://health-ua.com/articles/1642.html
  3. http://www.dana-rostov.com/products_2_part2.html
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Кальций
  5. http://www.vita-club.ru/zdorov/mikroelement1.htm

Вопросы для 4 группы: «Жесткость воды и
способы ее устранения»

  1. Чем обусловлена жёсткость воды?
  2. Какие виды жёсткости воды различают?
  3. Присутствием каких соединений обусловлена
    временная жёсткость?
  4. Присутствием каких соединений обусловлена
    постоянная жёсткость воды?
  5. Какими способами устраняют временную
    жёсткость?
  6. Какими способами устраняют постоянную
    жёсткость?

Ответы:

  1. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7cd7fe0-4470-4ec6-6066-bdbdda0a4e00/index.htm
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59a1bad3-0fb5-23b4-5916-fc27e135aeaf/index.htm
  3. http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1536.html
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Жёсткость_воды

Защита презентаций.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Учитель комментирует и оценивает ответы
учащихся на всех этапах урока и диктует домашнее
задание: параграфы 79-81, написать синквейн или
мини-сочинение по данной теме.

Презентация.

Следующий: