Расчеты по химическим уравнением

Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами
    решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов
    реакции по количеству, массе или объёму исходных
    веществ,
  • продолжить формирование навыков работы с
    текстом задачи, умение аргументировано выбирать
    способ решения учебной задачи, умения составлять
    уравнения химических реакций.
  • развивать умения анализировать, сравнивать,
    выделять главное, составлять план действия,
    делать выводы.
  • воспитывать терпимость к другим,
    самостоятельность в принятии решений, умение
    объективно оценить результаты своего труда.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная,
парная, групповая.

Тип урока:

комбинированный с применением ИКТ

Ход и содержание урока

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами
научимся решать задачи по уравнениям химических
реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная
наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо
не только усваивать материал, но и уметь
применять полученные знания. Вы узнали какие
признаки указывают на протекание химических
реакций, научились составлять уравнения
химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо
усвоили эти темы и без труда ответите на мои
вопросы

Какое явление не является признаком химических
превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

б) выделение газа; г) появление запаха. Слайд 3

  • 4Al + 3O2 = 2Al2O3
  • MgCO3= MgO + CO2
  • 2HgO= 2Hg + O2
  • 2Na + S=Na2S
  • Zn + Br2 = ZnBr2
  • Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
  • Fe + CuSO4=FeSO4+Cu
  • Укажите цифрами:

    а) уравнения реакций соединения

    б) уравнения реакций замещения

    в) уравнения реакций разложения Слайд 4

    1. Новая тема.

    Для того, чтобы научиться решать задачи,
    необходимо составить алгоритм действий, т.е.
    определить последовательность действий.

    Алгоритм для расчета по химическим уравнениям


    каждого учащегося на столе)

    Для того, чтобы решить расчетную задачу по
    химии, можно воспользоваться следующим
    алгоритмом – сделать пять шагов:

    1. Составить уравнение химической реакции.

    2. Над формулами веществ записать известные и
    неизвестные величины с соответствующими
    единицами измерения (только для чистых веществ,
    без примесей). Если по условию задачи в реакцию
    вступают вещества, содержащие примеси, то
    сначала нужно определить содержание чистого
    вещества.

    3. Под формулами веществ с известными и
    неизвестными записать соответствующие значения
    этих величин, найденные по уравнению реакций.

    4. Составить и решить пропорцию.

    5. Записать ответ.

    Слайд 5

    Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

    Вычисление массы вещества по известной массе
    другого вещества, участвующего в реакции

    Задача 1

    Вычислите массу кислорода, выделившегося в
    результате разложения

    порции воды массой 9 г.

    Найдем молярную массу воды и кислорода:

    М(Н2 О) = 18 г/моль

    М(О 2) = 32 г/моль Слайд 6

    Запишем уравнение химической реакции:

    2О = 2Н2 + О2

    Над формулой в уравнении реакции запишем
    найденное

    значение количества вещества, а под формулами
    веществ —

    стехиометрические соотношения, отображаемые

    химическим уравнением

    0,5моль х моль

    2О = 2Н2 + О2

    2моль 1моль

    Вычислим количество вещества, массу которого
    требуется найти.

    Для этого составляем пропорцию

    0,5моль = хмоль

    2моль 1моль

    откуда х = 0,25 моль Слайд 7

    Следовательно, n(O2)=0,25 моль

    Найдем массу вещества, которую требуется
    вычислить

    m(O2)= n(O2)*M(O2)

    m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г

    Запишем ответ

    Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8

    Задача 2

    Вычисление объема вещества по известной массе
    другого вещества, участвующего в реакции

    Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося
    в результате разложения порции воды массой 9 г.

    V(02)=?л(н.у.)

    М(Н2О)=18 г/моль

    Vm=22,4л/моль Слайд 9

    Запишем уравнение реакции. Расставим
    коэффициенты

    2О = 2Н2 + О2

    Над формулой в уравнении реакции запишем
    найденное значение количества вещества, а под
    формулами веществ — стехиометрические
    соотношения, отображаемые химическим уравнением

    0,5моль — х моль

    2О = 2Н2 + О2 Слайд10

    2моль — 1моль

    Вычислим количество вещества, массу которого
    требуется найти. Для этого составим пропорцию

    откуда х = 0,25 моль

    Найдем объем вещества, который требуется
    вычислить

    V(02)=n(02)•Vm

    V(O2)=0,25моль•22,4л/моль=5,6л (н. у.)

    Ответ: 5,6 л Слайд 11

    III.Закрепление изученного материала.

    Задачи для самостоятельного решения:

    1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3
    и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов
    каждого оксида было взято?

    2.В каком случае образуется больше воды:

    а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди
    (I) (Cu2O) или

    б) при восстановлении водородом 10 г оксида
    меди(II) (CuO)? Слайд 12

    Проверим решение задачи 1

    M(Fe2O3)=160г/моль

    M(Fe)=56г/моль,

    m(Fe2O3)=, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6г

    Ответ: 28,6г

    Слайд 13

    Проверим решение задачи 2

    M(CuO) = 80 г/моль

    4.

    х моль = 0,07моль,

    n(H2O)=0,07 моль

    m (H2O) = ;

    m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

    Слайд 14

    CuO + H2 = Cu + H2O

    n(CuO) = m/ M(CuO)

    n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

    0,125моль хмоль

    CuO + H2 = Cu + H2O

    1моль 1моль

    х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

    m (H2O) = n * M(H2O);

    m(H2O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

    Ответ: 2,25г Слайд 15

    Домашнее задание: изучить материал учебника
    с. 45-47, решить задачу

    Какую массу оксида кальция и какой объм
    углекислого газа (н.у.)

    можно получить при разложении карбоната
    кальция массой 250г?

    CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.

    Литература

    1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11
    классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа
    2006г.

    2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для
    общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

    3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам
    школьного курса хииии. 8 — 9 классы.ВАКО,
    Москва,2006г.

    4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии.
    К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея,
    В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса,
    Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

    5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и
    проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

    6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический
    материал по химии для 8-9 классов: Пособие для
    учителя. – М.: Просвещение, 2000

    Приложение.

    Расчеты по химическим уравнениям

    Алгоритм действий.

    Для того, чтобы решить расчетную задачу по
    химии, можно воспользоваться следующим
    алгоритмом – сделать пять шагов:

    1. Составить уравнение химической реакции.

    2. Над формулами веществ записать известные и
    неизвестные величины с соответствующими
    единицами измерения (только для чистых веществ,
    без примесей). Если по условию задачи в реакцию
    вступают вещества, содержащие примеси, то
    сначала нужно определить содержание чистого
    вещества.

    3. Под формулами веществ с известными и
    неизвестными записать соответствующие значения
    этих величин, найденные по уравнению реакций.

    4. Составить и решить пропорцию.

    5. Записать ответ.

    Соотношение некоторых физико-химических
    величин и их единиц

    Масса (m) : г ; кг ; мг

    Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль

    Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль

    Объём (V) : л ; м3/кмоль; мл

    Молярный объём(Vm) : л/моль ; м3/кмоль;
    мл/ммоль

    Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA);
    6•1026 ; 6•1020

    Следующий: