Работа старшего воспитателя по развитию коммуникативно-речевых умений воспитателей детского сада


Интенсивные преобразования всей системы
образования в наши дни рассчитаны на педагога,
умеющего находить новые творческие решения. В
данной статье освещена авторская концепция
методической работы по развитию
коммуникативно-речевых умений педагогов.
Уровень развития коммуникативно-речевых умений
воспитателя имеет важнейшее значение в
педагогическом процессе дошкольного
образовательного учреждения. От этих умений
зависит и результат – воспитание творческой,
гармонично развитой личности
ребенка-дошкольника.

Сегодня к педагогам-дошкольникам
предъявляются требования наличия у них не только
высокого профессионализма, но и глубокого
понимания принципов общения, особенно речевого.
Обеспечение оптимального эффективного общения
воспитателя с детьми, родителями, коллегами
требует от него развитых коммуникативно-речевых
умений.



В образовании идет сложный процесс поиска
рациональных форм и способов взаимодействия с
педагогическими кадрами. Это обусловлено
поиском нового стиля, новых форм общения с людьми
в личностно-ориентированном образовании.
Реализация личностно-ориентированного подхода
на практике вызывает большие трудности,
обусловленные использованием не эффективных
форм общения между взрослыми.

Отсутствие у дошкольных работников навыков
партнерского общения, низкий уровень владения
ими техникой педагогического общения,
обусловлены отсутствием у них достаточного
арсенала разнообразных средств и технологий
общения. Об этом свидетельствуют исследования
В.К.Котырло, Т.А.Репиной, О.Л.Зверевой, Е.П.
Арнаутовой, Е.Д. Беловой, Т.П.Гавриловой, Л.Н.
Башлаковой, Б.Р. Борщанской и других.

Многие коллективы ДОУ в наше время пришли к
осознанию и пониманию того, что только гибкость
методической работы, творческий подход всего
коллектива в решении насущных проблем
педагогической реальности может оказать
своевременную экстренную помощь воспитателю,
способному осознанно аргументировать свою
оценку выбранной программы, принимать
самостоятельные решения, вырабатывать
собственные суждения. Педагогам необходимо
владеть основами риторических знаний, обладать
коммуникативной компетентностью,
педагогическим сознанием, речевой готовностью, в
то время как процесс их вузовского образования
слабо ориентирован на формирование готовности к
осуществлению профессиональной речевой
деятельности. Анализ программ высших учебных
заведений [6 – 8]; показал отсутствие в
профессиональной подготовке будущих
воспитателей дошкольного образовательного
учреждения специальной дисциплины по развитию
коммуникативно-речевых умений, что вызывает
потребность в поиске решений данной проблемы.
Возможными путями, как нам представляется, могут
являться:

  • использование комплекса заданий и упражнений
    на развитие коммуникативно-речевых умений на
    занятиях со студентами в процессе вузовской
    подготовки;
  • обучение воспитателей детского сада на
    специальных курсах педагогической риторики;
  • проведение комплексной работы с педагогами по
    формированию коммуникативно-речевых умений в
    дошкольном образовательном учреждении
    (содержание авторской концепции).

Профессионально-ориентированная риторическая
подготовка предполагает знание специфики
общения в той или иной сфере, особенностей
реализации различных видов речевой
деятельности, обусловленных характером
профессии, освоение опыта в
коммуникативно-творческой деятельности по
созданию профессионально значимых
педагогических речевых жанров. [9]

Особая роль коммуникативных умений в
профессиональной деятельности признается и
психологами, и лингвистами, и педагогами (см.
Леонтьев А.А., 1997; Ладыженская Т.А., 1991; Михальская
А.К., 1998; Юнина Е.А., 1995; Курбатов В.И., 1995 и др.).

Значимость коммуникативно-речевых умений
педагога отражена в нормативных документах:
“Типовое положение об аттестации
педагогических и руководящих работников
государственных, муниципальных учреждений и
организаций образования Российской Федерации”
от 17 июня 1993 г, № 256; “Тарифно-квалификационные
характеристики (требования) по должностям
работников учреждений образования Российской
Федерации”; “Рекомендации по аттестации
руководящих и педагогических работников
дошкольных образовательных учреждений”. Они
включают в себя требования, предъявляемые к
профессиональным коммуникативным умениям таким,
как умение конструировать предстоящее общение;
умение сотрудничать, вступать в деловой контакт;
умение управлять инициативой в общении; умение
всегда владеть собой в любой ситуации; умение
всегда управлять своими эмоциями, умение быть
деликатным в общении с людьми, умение владеть
своим настроением, умение правильно
воспринимать и учитывать критику, умение быть
корректным во взаимоотношениях с коллегами,
администрацией; и др. [1].

В ходе осмысления актуальности проблемы
профессиональной подготовки
коммуникативно-компетентного педагога сферы
дошкольного образования у нас возникло
множество вопросов: Каковы условия,
обеспечивающие эффективность педагогического
общения в ДОУ? Каковы особенности
коммуникативно-речевых умений педагогов в ДОУ в
реальных ситуациях взаимодействия с участниками
педагогического процесса? Каким образом можно
помочь действующему специалисту, развивая его
коммуникативно-речевые умения в ходе его
профессиональной деятельности?



Осознание насущности данной проблемы и
руководство требованиями практической
направленности деятельности старшего
воспитателя (научности, конкретности,
системности, оперативности и оптимального
сочетания различных форм и методов методической
работы), привело нас к созданию модели
комплексного руководства старшего воспитателя
деятельностью педагогов по формированию
коммуникативно-речевых умений в сфере
профессионального общения, успешно реализуемой
в нашем детском саду (см. Приложение,
таблица 1)
.

Процесс формирования коммуникативно-речевых
умений длительный и будет эффективным только в
случае активной речевой деятельности педагогов
в детском саду, для чего старшему воспитателю
необходимо создать оптимальные условия. С этой
целью разработанная нами модель комплексного
руководства деятельностью педагогов по развитию
коммуникативно-речевых умений, состоит из
четырех компонентов:

  • обогащение реального опыта
    профессионально-педагогического общения;
  • обучение способам и методам оптимизации
    педагогического общения;
  • создание условий для профессионального
    саморазвития личности педагога;
  • активизирующее общение педагогов с коллегами и
    родителями.

Все аспекты работы и соответствующие им
структурные компоненты деятельности старшего
воспитателя в данном направлении представлены
нами в следующей таблице (см. Приложение, таблица
2)
.

Реализация комплексного подхода к развитию
коммуникативно-речевых умений педагогов
(формирование системы риторических знаний,
обучение самоанализу личностных и
профессиональных качеств, обогащение речевого
опыта воспитателя и активизация его
коммуникативно-речевых умений, организация
условий для самостоятельной работы с
литературой) ориентирована на развитие
творчески активной речевой личности воспитателя
детского сада. Модель отражает структуру
организации методической работы старшего
воспитателя по формированию у педагогов,
следующих коммуникативно-речевых умений:

  • умение анализировать речевую ситуацию и
    прогнозировать речевое поведение участников
    общения;
  • умение оформлять коммуникативное намерение
    высказывания в соответствии с определенным
    видом общения и речевым жанром;
  • умение анализировать и создавать
    профессионально значимые типы высказываний;
  • умение осознанно ориентироваться в способах
    диалогического общения с учетом норм речевого
    этикета;
  • умение позитивно реагировать, используя
    средства невербального общения в речевой
    ситуации, для достижения положительного
    результата;
  • умение корректировать собственное речевое
    поведение в зависимости от условий ситуации
    общения;
  • умение проводить самоанализ собственной
    речевой деятельности.

Модель построена нами в процессе длительного
кропотливого изучения научной, методической
литературы, периодических изданий по дошкольной
педагогике и психологии, а так же в процессе
тщательного отбора эффективных методов в
многолетней практике работы с педагогами.

Нами были поставлены следующие задачи: помочь
педагогам раскрыть свой творческий потенциал;
сформировать у них стойкий интерес к творческому
взаимодействию с коллегами, получая при этом
радость общения; развивать коммуникативные
качества педагогов, вербальные и невербальные
средства общения; сплотить воспитателей в
коллектив единомышленников.

В перспективе комплексная работа по
формированию коммуникативно-речевых умений
педагогов будет содержать четыре основных
раздела “Общение”, “Речевые жанры”, “Речевой
этикет”, “Техника речи”, каждый их которых
найдет свое отражение в ее структуре. Сейчас нами
разработан полностью лишь первый из них – раздел
“Общение” (см. Приложение,
таблица 3)
.



Литература:

  1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей
    детским садом. – М.: изд-во АСТ, 1997.
  2. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха.
    Учеб. пособ. для студ. вузов: – Ростов-на-Дону:
    Феникс, 1995, с. 416.
  3. Ладыженская Т.А. Культура речи как предмет
    преподавания в пед. институте// Педагогическое
    образование, 1991, № 3.
  4. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд.
    испр. и доп. – М.: Смысл, 1997, с. 365.
  5. Михальская А.К. Педагогическая риторика:
    история и теория. – М, 1998.
  6. Примерные программы общих гуманитарных
    социально-экономических дисциплин высш. уч.
    завед. – М.: Логос, 2001. с. 192.
  7. Программы высших учебных педагогических
    заведений. Общая педагогика. Для педагогических
    специальностей. / Сост.: канд. пед. наук, доцент О.С.
    Литвиненко; – М.: изд-во: МГОПУ, 2001. с. 32.
  8. Программы учебных курсов. Риторика. Культура
    речи учителя (педагогическая риторика). – М.:
    Флинта, Наука, 1998. с. 79.
  9. Риторика/ под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.:
    МПГУ, 2006. с. 447.
  10. Юнина Е.А. Педагогическая риторика. –
    Пермь, 1995.



Следующий: