Работа со словарными словами

Правописание гласных, не проверяемых ударением. Словарные слова.

Богатый словарный запас человека
свидетельствует о хорошем знании им родного
языка. Чем больше слов знает человек, тем точнее,
ярче, образнее он выражает свою мысль. Обогащение
нашего словаря новыми словами происходит на
протяжении всей жизни. Формы и методы работы
могут быть различными, но главное – необходимо
вызвать у учащихся интерес к родному языку.

В начальной школе много времени уделяется
работе со словарными словами. Словарная работа
на уроке не самоцель, она должна легко и свободно
вписываться в тему урока. В результате слово
несколько раз повторяется в различных видах
упражнений на уроке и хорошо запоминается. При
работе над словарем очень важно развивать у
учащихся умение точно употреблять слова в речи.
Удобно в работе использовать комплексный подход.

Комплексный подход по изучению словарных слов.

Словарные слова делятся по темам. В каждой теме
по 6 слов. Работа с одной группой слов проводиться
в течение недели.

Понедельник.

Запись слов, обозначение
ударения, выделение орфограмм.

Вторник.

Запись словарных слов,
образование однокоренных слов.

Среда.

Составление предложений с этими
словами.

Четверг.

Запись слов с пропущенными
орфограммами по карточкам.

Пятница.

Словарный диктант (небольшой
текст, словосочетания).

Многообразна работа со словарем в учебнике.

Работа со словарем в учебнике.

  • Выписать слова на одну тему.
  • Выписать слова с одинаковой орфограммой.
  • Выписать слова, отвечающие на вопросы (части
    речи).
  • Образовать словосочетания с данными словами.
  • К данным словам подобрать слова,
    противоположные по смыслу, близкие по значению.
  • Выписать 4–5 слов, которые можно назвать одним
    словом.
  • Выписать 4–5 слов, в которых ударение падает на 1,
    2, 3, 4 слог, обозначить орфограмму.
  • Выписать слова с одинаковым количеством звуков
    и букв меньше, больше (фонетика).
  • Учить детей составлять несложные ребусы со
    словарными словами (перестановка, замена букв,
    прибавление в начале или на конце слова буквы,
    исключение из слова звука, буквы).
  • Упражнение, направленное на графическое
    запоминание образа слова: списывание с
    выделением орфограмм.
  • Зрительный диктант с предварительным анализом.
  • Письмо слов по памяти на определенную тему, с
    последующей проверкой: записать слова по памяти,
    после последнего слова поставить /, открыть
    словарь, проверить слова, дописать после черты
    недописанные слова.
  • Обучающий диктант. На доске записаны словарные
    слова. Выписать только те, в правописании которых
    учащиеся сомневаются. Слова на доске закрыть.
    Запись под диктовку. Взаимопроверка,
    самопроверка по образцу на доске.
  • На доске записано 8 слов: 4 слова из словаря, 4
    слова – без орфограмм. Выписать слова с
    орфограммой.
  • Большую активность проявляют дети на уроках,
    где используются упражнения с элементами игры.

    “Кто больше запомнит?” (3 команды).

    На доске записаны три рифмовки с безударными
    гласными, не проверяемыми ударением:

    1. Баран, гараж, газета,
    2. Пальто, завод, ракета,
      Магазин, базар, батон,
      Пассажир, багаж, вагон,
      Кастрюля, капуста, арбуз и банан,
      Картина, карман, карандаш и стакан.

    3. Диван, пианино, рисунок, пион,
    4. Ситро, лимонад, кипяток и бидон,
      Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
      Милиция, митинг, пилот, миллион,
      Минута, нигде, никогда, никуда –
      Все с безударною пишут всегда.

    5. Корова, огород, солома,
    6. Молоко, комар, ворона,
      Хорошо, шоссе, шофер,
      Колобок, пожар, костер,
      Корзина, котлета, копейка, корыто,
      Горох, помидор, огурец и копыто.

    Нужно прочитать и запомнить как можно больше
    слов рифмовки. Текст закрыть, дети пишут по
    памяти. Выигрывает тот, кто правильно запишет
    наибольшее количество слов.

    “Кто больше?” (3 команды).

    Нужно выписать из словаря как можно больше слов
    с непроверяемыми безударными гласными на тему за
    отведенное время (5–7 мин.). 1 команда – “Птицы и
    звери”; 2 команда – “Съедобные растения”; 3
    команда – “Человек”. По сигналу учителя работа
    прекращается. Выясняется, кто больше записал
    слов. Выделяется команда – победительница,
    представитель которой записал наибольшее
    количество слов.

    “Парный выход” (3 команды).

    К доске выходят 2 ученика, которые сидят за
    первой партой, и записывают под диктовку по
    одному словарному слову. Остальные пишут эти же
    слова в тетрадях. Затем выходит к доске вторая
    пара и т.д. Команды проверяют запись на доске друг
    у друга, ошибки исправляются. Побеждает команда,
    которая допустила меньше ошибок.

    “Замени одним словом”.

    а)

    1. Крупный населенный пункт (город).
    2. Главный город в стране (столица).
    3. Жители страны (народ) и т.д.

    Затем работу можно усложнить: записать слова по
    вариантам, поставить к ним вопрос кто? или что?

    I вариант – кто?

    II вариант – что?

    б)

    1. Промежуток времени в 60 минут (час).
    2. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой). И
    т.д.

    Задание: поставить ударение, найти родственные
    слова, выделить корень, составить предложение,
    разобрать его по членам.

    Картинный диктант.

    Показать картины, на которых нарисованы:
    ворона, скворец, береза, тетрадь, кровать,
    картофель, площадь. Дети записывают слова в
    тетради, ставят ударение, находят безударные
    гласные, звонкие и г2лухие согласные, гласные
    после шипящих, обозначают мягкость согласных.
    Еще раз используют эти слова в следующем задании
    по вариантам.

    I вариант – найти и записать существительные 1
    склонения;
    II вариант – найти и записать существительные 2
    склонения;
    III вариант – найти и записать существительные 3
    склонения.

    Следующее задание: изменить существительные,
    поставив их в родительном, дательном и
    предложном падежах, выделить окончания. В
    результате этой работы учащиеся записали слова,
    повторили их правописание, определили падеж
    существительных, повторили падежные окончания
    существительных трех склонений.

    “Собери слово”.

    Составить словарные слова из слогов: роз, мо; даш,
    ка, ран; ши, на, ма и т.д.

    С большим интересом учащиеся отгадывают ребусы
    и кроссворды, например:

    1.
    2. 3.
    1. Аппарат для полетов в космос. (Ракета)
    2. Человек, который летал в космос. (Космонавт)
    3. Предприятие, где делают машины. (Завод)
    1.
    2.
    3.
    1. Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница)
    2. Растение, растущее на болоте. (Тростник)
    3. Небесное светило. (Солнце)

    Такие упражнения привлекают внимание детей к
    орфографии, расширяют их представления о
    несоответствии написания и произношения и
    используются для решения орфографических задач
    в устной и письменной форме.

    Следующий: