Работа со слабоуспевающими по физической культуре


В физической культуре так же, как и в других школьных
дисциплинах, к сожалению, всё ещё имеются слабоуспевающие школьники. Повышения
уровня их физической подготовленности – одна из главных задач учителя.



В практике школьного физического воспитания используется
разнообразные формы организации работы со слабоуспевающими, но наибольший эффект
дают занятия в группах ОФП С школьниками, вошедшие в неё следует систематически
проводить дополнительные занятия, при чём работа должна вестись индивидуально с
каждым. Постоянный учёт достижений и результатов школьников позволяет
контролировать сдвиги в их функциональной и физической подготовки. (Бальсевич
В.К.)

В практике работы с отстающими следует использовать и
самостоятельные занятия по индивидуальным заданиям. Это очень полезная и
эффективная форма, но она требует от учителя детального знания возможностей
каждого ученика и приносит хорошие результаты лишь при соблюдением следующих
условий: при приобщении слабоуспевающих по физической культуре учеников к
самостоятельным занятиям не обходимо им дать точные ориентиры – нормативные
показатели уровня развития основных качеств, соответствующего их возрасту и
полу; убедить их в практической пользе таких занятий, являющихся необходимым
дополнением к урокам; для каждого ученика выполнить главные направление его
работы. Важно убедить их активно двигаться, сознательно выполнять упражнения,
тогда результаты контрольных нормативов будут выступать как отражения большой
работы, которую ученик проделал сам, выполняемый либо на уроке, либо на
дополнительных занятиях. Большое значение имеет и подбор упражнений для того или
иного обучаемого с учётом его подготовки, а точнее – отставание от необходимого
уровня.

Если обучаемый отстаёт, например, в подтягивании на
перекладине, ему следует давать в качестве дополнительного задания силовые
упражнения. Если отстаёт в прыжках, то на дом следует давать упражнения для
развития мышц ног, их скоростно-силовых характеристик. (Панин А.И.) Не следует
давать упражнений в качестве дополнительного задания, требующие страховки. Это
предупреждает возможные травмы. (Хрипкова А.Г.)



Выбор средств физической культуры для осуществления коррекции
недостатков физического развития зависит от выявленных недостатков, истинных или
имеющихся воображений школьника. Спектр так называемых недостатков физического
развития у школьников чрезвычайно широк. К ним относится у юношей
преимущественно – дефицит мышечной массы, различные искривления позвоночника (по
большей части впалая грудь, сутулость), не достаточное развитие основных
двигательных способностей (общей выносливости, мышечной силы, координации); у
девушек – избыточная масса тела, слабо развитая гибкость, координация движения,
сутулость. Важно отметить, что каждый школьник по-своему воспринимает недостатки
своего физического развития. Многое здесь зависит от личности, свойство нервной
системы, также от мнения окружающих.

Для юношей с дефектом мышечной массы рекомендуются упражнения
силовой направленности: занятия с гантелями, гирями, резиновыми эспандерами для
различных мышц (ног, рук, туловища). В процессе таких занятий необходимо
правильно подобрать нагрузку для разных частей тела, что бы не возникло
непропорциональное развитие отдельно мышечных групп по сравнение с другими.

Для улучшения координации и гибкости, пропорции тела у
девушек полезные спортивные игры (теннис, волейбол), ритмичная гимнастика,
танцы, аэробика, шейпинг. Эти занятия у большинства девушек позволяет повысить
уровень самооценки, их уверенность в своих силах и способствует формированию
личностных качеств – воли, самообладания, смелости и решительности.

Как юношам, так и девушкам, имеющим недостатки физического
развития (в прочем к не имеющим их), очень полезны выполнение утренней
гигиенической гимнастики, ведение здорового образа жизни, а так же ежедневные
самостоятельные занятия физическими упражнениями.



При организации самостоятельных занятий школьникам следует
завести дневник само контроля для ежедневного учёта выполняемых заданий. Эти
дневники учитель должен регулярно проверять.

Основными причинами слабоуспеваемости на уроках физической
культуры являются: состояния здоровья, генотип, внутренние позиции, доминирующие
психоэмоциональные состояния.

Основными средствами педагогической коррекции
слабоуспеваемости являются: понимание со стороны учителя, позитивное
стимулирование, подчёркивание достижений школьникам, эмоциональное поглаживание
развёрнутая оценка результатов его учебной деятельности, опора на положительное
в личности ученика и помощь при подготовки року. (Выгодский Л.С.)

Индивидуальная работа со слабоуспевающими, систематически
дополнительные занятия в группах ОФП, самостоятельная домашняя работа позволяют
достичь требуемых результатов. Не мало важную роль играет метод личной
перспективы, создающий у школьника веру в свои возможности.

Таким образом, повышение уровня физической подготовленности,
создание ситуации успеха в физической деятельности, закрепление потребностей в
регулярных занятиях физическими упражнениями, личный пример учителя, а так же
контакты с родителями учеников позволяет решить проблему слабо успеваемости по
физической культуре.




Следующий: