Работа с учебником: проблемы, поиск, результат

Современный человек, человек будущего не
может жить без книги. Чтение в его жизни – это
важнейший способ восхождения,
самосовершенствования, самообразования.

Амонашвили Ш.А.

Многолетний опыт учителей и специальные
исследования показали, сто учебник, как средство
организации самостоятельной работы, обладает
большими формирующими возможностями. По мнению
известных педагогов Д.Д. Зуевой, М.Н. Скаткиной,
И.Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель,
основной источник знаний, выполняющий многие
функции: информационную; систематизирующую;
закрепления и самоконтроля; самообразования;
интегрирующую; мотивационную и т.д. Однако опыт
преподавания показывает, что у школьников
снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не
умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель
современного образования. С одной стороны,
заявлено личностно – ориентированное обучение,
с другой – развитие личности предлагается
контролировать усвоением некоего содержания
стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ”
ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде
тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью
становится уже не развитие личности, а скорее
поступление в вуз. Учитель, как никто другой,
понимает двойственность своего положения.
Конечно же, ответственный педагог пытается
совместить обе цели, используя различные методы
и приемы, однако сокращение учебного времени на
изучение предметов, повышение теоретического
уровня учебного материала и его излишняя
усложненность неминуемо приводит к перегрузке
ученика, к снижению мотивации в обучении, а у
учителя чувство неудовлетворенности
результатами своего труда. Проблема перегрузки
учебных предметов, и в том числе учебников, стала
особенно актуальной в наше информационно –
насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не
принесет пользы, если учитель игнорирует его сам,
не прививает школьникам вкус и умение работать с
ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что
многие учащиеся вообще не открывают учебники и
даже не считают нужным приносить их на уроки, в
большинстве своем очень быстро ориентируясь на
систему опроса учителя. Многие учителя не
признают эту работу необходимой, так как считают,
что в 7-ом, а тем более в 8-11 классах ученик уже
подготовлен к работе с учебником учителями
начальной школы, литературы и истории.
Отрицательный результат налицо: ребята не учатся
работать с книгой.

Как изменить существующее положение? Отчетливо
видится то, над чем должны работать авторы
учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что
в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и
сущность смешиваются весьма легко: … изорванный,
запачканный, дурно напечатанный учебник почти
так же отбивает у детей охоту к учению, как и
непривлекательная наружность учителя [12]. Другой
выход я вижу в перестройке работы учителя с
учащимися. Каким же образом?

Во – первых, необходимо вызвать интерес у
школьников к учебнику, желание работать с ним.
При каких психолого-педагогических условиях это
возможно? Важнейшим из них является постановка
перед учащимися познавательных задач.
Распространенное задание “Читайте параграф…”,
не заключающее в себе задачу, является одной из
причинравнодушного отношения школьников к
учебнику. Здесь будут уместными слова Канта: “И
на вопросы детей, отчего так, не следует, как
правило, давать готовых ответов…Воспитывать
должна сама необходимость, а не принуждение,
формирующее рабов” [5]. На своих уроках я детям
стараюсь давать задания, побуждающие их к
самостоятельному поиску источников. Например,
при изучении темы “Трансформация переменного
тока” задание “Для получения больших по силе
токов при электросварке применяются понижающте
трансформаторы, в то время как известно, что с
понижением напряжения сила тока в цепи убывает.
Нет ли здесь противоречия?” вызывает у учащихся
оживленный поиск литературы, которая помогает
найти ответы. При изучении темы “Параллельное
соелинение проводников” таким заданием может
быть учебная проблема: “В осветительную сеть с
напряжением 220 В надо включить 4 одинаковых
лампочки, дающие полный накал при напряжении 110 В.
Как следует соединить лампы, чтобы они не
перегорели при включении их в сеть? Достаточно ли
знать законы последовательного соелинения
проводников, чтобы решить задачу?”.

Во-вторых, одного желания работать с учебником,
конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы
учащиеся умели работать с ним. Для этого надо
сначала определить состав умений работы с
учебником, а также последовательность их
формирования. Большое внимание разработке этой
проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая
сформулировала основные правила работы с книгой.
В овладение умением работать с книгой она
ставила такие задачи: “Первая задача при чтении
– это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный
материал. Вторая задача – продумать прочитанное.
Третья – сделать из прочитанного необходимые
для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача
– это дать себе отчет, чему новому научила
прочитанная книга…” [7]. Сформулированные Н.К.
Крупской правила при работе с книгой не утратили
своего значения и в наши дни. Состав общеучебных
умений и последовательность их формирования при
переходе из класса в класс подробно описаны А.В.
Усовой и А.А. Бобровым [11]. Татьянченко Д.В. и
Воровщиков С.Г. делят общеучебные умения на 3
группы: учебно-управленческие,
учебно-информационные и учебно-логические.
Учитывая общеобразовательные приоритеты первых
двух ступенек обучения, они разработали
программу, в которой отсутствует деление умений
по классам: умения разделены на умения начальной
и основной школы [10]. Содержание программы
основывается, прежде всего, на исследованиях
отечественных дидактов, философов и психологов,
получивших наибольшее признание, как среди
теоретиков, так и в практике школ.

В-третьих, для формирования умений
самостоятельной работы с учебником, необходимо
знать, как их формировать. К сожалению, в
настоящее время нет целенаправленных методик
формирования умений, и чаще всего учителя
проходят эту школу путем проб и ошибок. На свих
уроках я стараюсь использовать различные приемы
работы с учебным иекстом, которые условно можно
разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые,
сракнительно-аналитические и творческие [прил.1].
В настоящее время большую помощь в подобной
работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с
печатной основой. Такая работа может быть
организована на всех типах уроков с подбором
наиболе удачных тем и на всех этапах урока. В
формировании умений самостоятельно работать с
учебником важную роль играют и различные формы
занятий, таких как конференция, семинар, к
которым учащиеся готовят доклады и сообщения и
применение некоторых новейших педагогических
технологий. Так, на своих уроках я использую
технологии КСО (коллективного способа обучения)
[прил.2] и ТИО (технология индивидуализированного
обучения) [прил.3], которые в наибольшей мере
способствуют формированию умений работы с
учебником.

Итак, работа с учебником – процесс подчас
малоприятный и малоинтересный, но умело
поставленная задача, правильно определенная
посдедовательность формирования общеучебных
умений и широкий набор эффективных приемов
работы с учебником радикально его меняют. Эти три
компонента, отвечая на вопросы: “зачем, чему и
как учиться?”, являются постоянным предметом
совершенствования, точками роста качества
образоавния и условием обеспечения успешной
деятельности учащихся. Конечно же, формирование
умений работы с учебником – процесс трудоемкий,
требующий немало терпения, усилий и временных
затрат, но вполне осуществимый и доступный и
очень нужный для самообразования и
самосовершенствования современного школьника.
Достоинство данного опыта заключается и в том,
что самостоятельная работа с учебником может
захватывать все этапы процесса обучения,
ускоряет процесс образования комплекса умений и
позволяет в рамках обычного урока осуществлять
личностно-ориентированный и дифференцированный
подход в обучении.

Меня радует тообстоятельство, что у детей
появился больший интерес к изучению физики и
желание работать с учебником. Учащиеся
показывают неплохие результаты в различных
интеллектуальных конкурсах, участвуют в
учебно-исследовательских конференциях на уровне
района и округа. Выпускники продолжают свое
обучение в вузах на физико-технических
специальностях.

Приложение

Используемая литература

  1. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М., 1982, с.38.
  2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся:
    книга для учителя. – М., Просвещение, 1984.
  3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: книга для
    учителя. М., Просвещение, 1993.
  4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: книга
    для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,
    Просвещение, 1984.
  5. Кант И. О педагогике, 1963, с.31.
  6. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий: книга
    для учителя: из опыта работы – 2-е издание, доп. и
    испр. – М., Просвещение, 1989.
  7. Крупская Н.К. Избр. пед. Произв-я. М., Просвещение,
    1965, с.596.
  8. Муравьев А.В. Как учить школьников
    самостоятельно приобретать знания по физике.
    Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1970.
  9. Руководство самообразованием школьников: из
    опыта работы / ред.-сост. Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин.
    – М., Просвещение, 1983.
  10. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные
    умения как объект управления образовательным
    процессом. / Завуч, 2000, №7, с.38.
  11. Усова А.В., Бобров А.Ф. Формирование учебных
    умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.,
    просвещение, 1988.
  12. Ушинский К.Д. Собр. сочин. М. – Л., 1949, т.6

Следующий: