Работа с топографической картой

Семенов-Тян-Шанский считал, что “карта важнее текста, так как говорит нередко
ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста”.

Топографическая карта – это особенная общегеографическая карта, она детальна
и крупномасштабна, изображает местность практически приближенной к плоскости.
Часто это что-то среднее между планом и картой. Используют знаки плана, но с
географической сеткой. В школе эта тема изучается только в 6-м классе в разделе
“План и карта”.

К 11-му классу учащиеся забывают все азы этой темы, и на дополнительных
занятиях я уделяю особенное внимание повторению изученного ранее. А подготовка к
ЕГЭ часто напоминает изучение нового материала.

Пользуясь этой картой, мы рассмотрим и решим несколько типов заданий.


Во-первых, рассмотрим масштаб. Здесь представлены все 3 вида:

– Численный 1:10.000 – это значит, что в 1 см на плане или карте
10.000 см в действительности. Для реальных вычислений этот масштаб неудобен.

– Именованный в 1 см 100 м – этим масштабом будем пользоваться при
вычислениях расстояний по прямой (по линейке).

– Справа изображен линейный масштаб – этим масштабом будем пользоваться при
вычислениях расстояний по кривой (с помощью циркуля с двумя иголками). Например
длину изгиба р. Беличка по карте.

Задача № 1.

Найди расстояние от точки А до точки Б.

1. Берем линейку и измеряем расстояние по прямой от А до Б – 10 см.

2. По именованному масштабу нам известно, что в 1 см на карте 100 м в
действительности. Значит, что бы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000
м или 1 км. Ответ: 1км.

Могут быть задания по переводу из одного масштаба в другой и наоборот.
Например: численный масштаб 1: 50.000.000 переведите в именованный. Сколько
нулей мы должны убрать? в 1 м 100 см – это 2 нуля + в 1 км 1000 м
– это 3 нуля, итого надо убрать 5 нулей.

Ответ: в 1 см 500 км.

Во-вторых,

задания по определению азимута, прямого и обратного. Для
решения этих задач вам потребуется транспортир. Его тоже, как и линейку, можно
брать на экзамен и на ЕГЭ.

Главное запомнить – транспортир надо прикладывать не горизонтально, а
вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от которой мы
находим азимут.

Задача № 2.

Определите по карте азимут, по которому надо идти
от точки Б до точки высоты 32 м.

Ответ

: 42 градуса.

Обратный азимут найдем так: 360 – 42 = 318* (т.е. от т.32 м до точки Б).

Задача № 3.

Определите по карте азимут,
по которому надо идти от точки Б до точки высоты 27 м.

Ответ:

Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от
севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого –
280*.

В-третьих,

задания по определению знаков плана.

Например: Определить соответствие:

Ответ

: А-2, Б-4, В-1, Г-3. Почти все знаки плана и топографической карты
можно найти в атласе 6 класса.

Но есть ряд знаков, которых нет в атласе, но есть на экзамене:

1. На зеленом цвете леса стоит знак сосна

27 – средняя высота деревьев,

0,35 – средняя толщина дерева,

7 – среднее расстояние между деревьями.

2. Около моста стоит знак

Д – материал постройки,

5 – высота над уровнем воды, м.

121 – длина моста, м.

6 – ширина моста, м.

15 – грузоподъемность в тоннах.

3.

Около шоссе: 9х2Ц

9 –
ширина одной полосы в м.

2 – количество полос.

Ц – материал покрытия (цеменобетон).

А – асфальт

Г – гравий

12(17)А

12 – ширина
покрытой части дороги в м.

17 – ширина всей дороги от канавы до канавы в м.

4. Крутизна ската (КС) – называют угол склона ската к
горизонтальной плоскости, чем этот угол больше, тем скат круче. Рассчитывают по
формуле:

где h – высота ската в м.,
d – заложение ската (длина) в м.

Например: h – 30м.
d – 600м.

=3градуса.

5. Около туннеля

8 – высота туннеля, 12 – ширина, 125 – длина в м.

Напомню правила составления плана:

1) Знать знаки и другие обозначения (например горизонтали и бергштрихи).

2) Знаки суши, в том числе и названия населенных пунктов (их пишут
горизонтально), рисуются черным цветом.



3) Знаки водных объектов – синим цветом, в том числе и названия водоемов
(названия рек – по течению, названия озер – горизонтально).

4) Каждый объект имеет точечную границу.

5) Одноэтажные, деревянные постройки тонируются желтым цветом, высотные –
черным. Асфальтированные дороги – красным, лес – зеленым.

6) Почти все знаки плана рисуются в шахматном порядке (сад – столбиками,
болота и солончаки – хаотично параллельно, овраг – по границе склона).

7) Самое главное – сориентировать план по отношению к северу.

Север – верх плана, юг – низ, правая сторона – восток, левая – запад. Но
могут быть и задачи на засыпку: определенную часть карты повернули в любом
другом направлении и задание таково: определить стороны горизонта. Здесь надо
ориентироваться по меридианам (все соединяются на северном полюсе), и параллелям
(они направлены с запада на восток).

В-четвертых,

в ЕГЭ используют топографические карты для разнообразных
логических задач. Приведу в пример некоторые задания из прошлых лет.

Задача 1

: Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1,
2 и 3, наиболее подходит для устройства тренировочного футбольного поля школьной
команды. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Ответ

: Для этих целей подходит площадка № 2. Потому что она ровная. № 1
не подходит, потому что она заболоченная. № 3 тоже не подходит, потому что на
ней есть овраги.

Задача 2

: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами 1
и 2 , лучше выбрать для сооружения ветровой энергетической установки,
предназначенной для аварийного энергоснабжения школы в селе Верхнее. Свой выбор
обоснуйте.

Ответ:

Для сооружения ветровой энергетической установки более подходит
площадка № 2. Во-первых, потому что она находится на более высоком уровне
(площадка № 2 на высоте 32 м, а №1 – 25 м. Во-вторых, от площадки № 1 надо
тянуть линию электропередач (ЛЭП) через болото и реку. В-третьих, площадка №2
ближе к школе.

Задача № 3.

Для строительства колодца с ветряным двигателем,
предназначенного для водоснабжения поселка Новый, предлагаются площадки,
обозначенные на карте цифрами 1 и 2.

Определите, какими преимуществами обладает площадка 2, если известно, что
водоносные слои на обеих площадках залегают на одинаковой глубине.

Ответ:

Во-первых, ветряной двигатель надо ставить на значительной высоте
– площадка 2 находится выше чем площадка 1. Во-вторых, площадка 1 находится на
болоте. В-третьих, площадка 2 ближе чем площадка 1, значит длина труб для подачи
воды меньше.

Задача № 4.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами
1 и 2, лучше выбрать для размещения новой базы отдыха. Свой выбор обоснуйте.

Ответ:

Для строительства новой базы отдыха подходит участок №1.
Во-первых, здесь более ровная территория. Во-вторых, этот участок рядом с
дорогой, а значит к нему будет удобный подъезд в течении всего года. И еще
участок расположен рядом с озером. Это тоже очень важно для базы отдыха. Участок
№2 хоть и находится рядом с рекой, но территория заболочена.

Задача № 5.

Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее
подходит для тренировок членов школьной горнолыжной секции. Для обоснования
своего ответа приведите два довода.

Ответ:

Наиболее подходит для тренировок участок №3. Участок №1 слишком
пологий, да и от дороги до него долго идти. Участок №2 овражист и находится
около реки. А это опасно. Участок №3 имеет склон, находится рядом с дорогой.

И наконец, самая трудная работа по топографической карте – построение
профиля.

Этой работе уделю максимум внимания, так как в программах по географии эту
тему вообще не изучают. Даже иллюстрации профилей материков в атласах за 7 класс
имеются, а в учебниках об этом – ни слова.

Приложение 1. Задача № 1.

Постройте профиль
рельефа местности по линии А – Б.

Приложение 2. Задача № 2.

Постройте профиль
рельефа местности по линии А – В. Для этого




Следующий: