Работа с текстом на уроке литературы в 5-м классе. И. Бунин. Стихотворение Листопад отрывок

Цели:

  • Учить работать со стихотворным текстом;
  • Развивать образное и логическое мышление,
    речевые навыки;
  • Воспитывать интерес к предмету, любовь к
    произведениям русской литературы через красоту
    слова.

ОБОРУДОВАНИЕ:

портрет поэта, текст
стихотворения “Листопад” (учебники, рабочие
тетради), музыка М.Таривердиева, репродукции
картин с осенним пейзажем.

“Я ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ И, РАЗГАДАВ, ОТДАТЬ…”

И.БУНИН.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами
познакомились со стихотворениями И.А.Бунина. Что
вы можете сказать об этом поэте? О чём его стихи?
Как он их писал? Какие факты его биографии вы
можете вспомнить?

(Ответы учащихся)

Вопросы учителя:

Ребята, что такое ЛИСТОПАД?
Каким бывает листопад?
Как падают листья?
Какого они цвета?
В какое время года это бывает?

О чём сегодня на уроке мы будем
говорить? (формулирование целей урока)


III. Работа по теме урока.

А теперь внимательно послушайте
стихотворение Ивана Бунина “Листопад”.

(Запись на доске: И. Бунин Листопад)

(Чтение стихотворения учителем)
(музыка)

Понравилось вам это стихотворение?
Чем?
Можете ли вы выразить настроение стихотворения?
О чём это стихотворение?

(Ответы учащихся)

Сам поэт как-то сказал: “Тяга писать
появляется у меня неожиданно, из чувства
какого-то волнения, грустного или радостного…,
чаще всего оно связано с какой-нибудь
развернувшейся передо мной картиной…”

Найдите отрывок из стихотворения в
ваших учебниках.

Какую картину увидел автор?
(Запись на доске: Лес. Осень)
Что его поразило, взволновало?
Это грустное чувство или радостное?
(Ответы учащихся)
Вам знакомо слово “пейзаж”? Что оно обозначает?
(Запись на доске – ПЕЙЗАЖ)
Что общего на картинах с осенними пейзажами?

(Ответы учащихся: краски, настроение,
изображаемое – часто рисуется лес)

В литературе есть понятие “пейзажная
лирика”. Можно ли стихотворение “Листопад”
причислить к пейзажной лирике? Почему?

(Ответы учащихся)

“Листопад” считается одним из лучших
пейзажных стихотворных произведений в русской
поэзии. Наверное, это не только потому, что перед
нами описание природы, но и потому, что природа
очень красива!

Найдите доказательства: (называются
краски, цвета, запахи природы)

В литературе мы говорим о
выразительных средствах языка. Какие средства
знаете вы? (эпитеты, сравнения)

Назовите эпитеты к слову ЛЕС: (запись
на доске)

(Индивидуальная работа с толковым
словарём: определить значения слов-эпитетов)

ЛЕС – лиловый цвета сирени или
фиалки, фиолетовый

золотой — блестяще-жёлтый, цвет золота
багряный (= багровый) – красный густого
тёмного оттенка
.



Назовите сравнения в этом отрывке:
(запись на доске):

ЛЕС – точно ТЕРЕМ, стоит СТЕНОЙ.
ЁЛОЧКИ – как ВЫШКИ.
ПРОСВЕТЫ в небо – что ОКОНЦА.

Что дают нам эти выразительные
средства? (красоту, выразительность)

Иногда встречаются довольно необычные
слова: например, прилагательное “лиловый” чем
привлекло поэта? Ведь таких листьев в природе
нет…(ответы учащихся: может, это отсветы, тень
падает на деревья)

Многие критики писали о “пахучести”
поэзии Бунина. Определяет он запахи, как и цвета,
по-своему и попадает в цель.

Чем пахнет ЛЕС у Бунина? (запись на
доске):

Пахнет ДУБОМ И СОСНОЙ.

Иван Бунин развивал в себе не только
ощущение слова, его звучание, аромат, цвет, но и
совершенствовал искусство в коротком отрывке
говорить о многом.

Докажите, что отрывок из стихотворения
И.Бунина – это текст.

(Ответы учащихся)

Вы доказали, что отрывок из
стихотворения Бунина – это текст, а ранее мы
пришли к выводу, что даже в этом маленьком
отрывке сказано о многом.

(Запись на доске)

  1. Тема. (О чём говорится?) О красках
    осеннего леса. Осень – главный герой,
    показывается через красоту леса, подчёркивается
    одушевлённость героя – имя собственное Осень.

  2. Чувства, настроение автора. Тихая
    грусть – всё проходит, и красота тоже
    недолговечна.

  3. Что хочет сказать автор? (основная
    мысль) Несмотря ни на что – красота есть всегда
    (уйдёт осень – придёт зима (финал стихотворения)
    – лес жив!

Устное словесное рисование
“Бунинская Осень” (в своих высказываниях дети
подчёркивают живописность осенней красоты у
И.Бунина, необычность красок, одушевлённость
предметов)


IV. Итог урока.

Каким нужно быть, ребята, чтобы всё это
замечать, видеть, ощущать, чувствовать?
(внимательным, любознательным, чутким,
чувствительным, наблюдательным)

А Иван Бунин, по-вашему, такой?

“…я даю с природой часть своей души”,
“пишу о красоте…”, “вмещаю в своё сердце весь
мир…”, — так говорил о своём творчестве поэт.

А теперь вернёмся к началу урока и
обратим внимание на такие слова Бунина:

“Я ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ – И, РАЗГАДАВ,
ОТДАТЬ”.

Удалось ли нам сегодня прикоснуться к
разгадке бунинской поэзии? В чём она?

(Ответы учащихся: настоящий художник
(поэт) видит окружающую его красоту и стремится
донести всю глубину своего чувства )

Чему вы научились на сегодняшнем
уроке?


V.

Домашнее задание: На выбор:

  • Рисунок / аппликация к стихотворению
    И.Бунина “Листопад” /

  • Сочинение-миниатюра (стихотворение)
    “Краски моей природы”.




Следующий: