Работа с текстом на уроках литературы Технология развития критического мышления через чтение и письмо


Критически мыслить могут все, но не все хотят
это делать. Критическому мышлению нужно учить.
Важно, чтобы ученики могли использовать навыки в
конкретной предметной деятельности.

Возможность художественного текста
исключительна: текст сам по себе стимулирует
мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в
работе с любым материалом необходим инструмент,
чтобы мысль была верной, суждения обоснованными,
чувства адекватными. Таким инструментом для меня
стало использование на уроках приемов РКМЧП.

Спросишь малышей: «Вопросы есть?» —
И ручонок поднятых не счесть.
Спросишь старшеклассников — таятся.
Глупыми боятся показаться?
Но вопросов глупых нет.

А что же есть?

Уже есть неуверенность, боязнь, нежелание:.

Если учитель берется за применение стратегий
новой технологии РКМЧП, это неизбежно приводит к
тому, что он должен работать в трех элементах
инноваций:

  • углублять свои знания в области познания (новая
    информация);
  • учиться гибкости в организации учебной
    деятельности;
  • строить новые отношения с учащимися.

Важное в этой технологии



:

  • Идет процесс развития навыков, а не дается
    информация.
  • Создается обучающая среда — атмосфера доверия,
    право иметь и высказывать свою точку зрения.
  • Ученикам дается больше свободы, они больше
    думают, смелее высказывают свое мнение и
    выслушивают мнение других.

Технологию РКМ невозможно применять успешно,
если не придерживаться следующих принципов:

  • сотрудничество;
  • взаимная ответственность;
  • отказ от обладания истиной;
  • активное общение;
  • рефлексия.

Эти принципы в совокупности формируют
человека, наделяют его качествами, необходимыми
в жизни.

Сегодня никто не сомневается в том, что
учащиеся должны быть на уроке не только
зрителями и слушателями, а исследователями,

добывающими знания самостоятельно. Такая
позиция стимулирует процесс познания и интерес
детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача
учителя при разборе произведения
- помочь
ученику понять мысль автора, почувствовать
глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус»
каждого предложения.

Технология РКМ — серьезная помощница в
достижении этих задач.

Чтение с остановками

(читаю — думаю — рассуждаю)

Главное

: — уважение к ученику; воспитание
толерантности (твое мнение для меня важно).

Следует учитывать

:

  • текст не должен быть знаком;
  • текст заранее делится на части по смысловому
    единству (4 — 6 остановок);
  • задания и вопросы формулировать с учетом уровня
    познаний;
  • чтение и обсуждение отрывков текста должно
    сопровождаться прогнозом развития сюжета.

Три стадии технологии РКМ

.


Вызов Мотивационная функция (конструирование
предполагаемого текста по опорным слова,
обсуждение заглавия и прогноз содержания).
Осмысление содержания Информационная функция (чтение текста
небольшими отрывками с обсуждением содержания
каждого и прогнозом развития сюжета). Обязателен
вопрос — прогноз: «Что будет дальше и почему?»
Рефлексия Текст — единое целое. Важно осмыслить
этот текст. Формы работы: дискуссии, поиск, эссе,
синквейн, кластер.

Вызов

.

  • Давать учащимся возможность размышлять.
  • Принимать различные их мнения и идеи.
  • Способствовать активности учащихся.
  • Убеждать учащихся в том, что они не рискуют быть
    высмеянными.

Стадия осмысления

.

  • Осуществляется контакт с текстом.
  • Акцентируется внимание на поиск ответов на
    возникшие вопросы.
  • Сопоставляется информация с уже имеющимися
    знаниями.
  • Обращается внимание на неясности.
  • Прогнозируются события текста.

Стадия рефлексии.

  • Фокусирование мнения: взвешивание — оценка -
    выбор.
  • Формирование собственного знания.

Предполагаемые варианты

.

Стадия вызова

.

Как вы думаете, к каждому человеку приходит
такое чувство, как любовь?

А какой она бывает?

(И.С. Тургенев «Ася»)

Любите ли вы сказки? А что вы о них знаете? Для
чего их создают?

(т. «Русские народные сказки»)

В. Распутин «Под небом ночным».

Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Стадия осмысления.

(требует постановку вопросов разного типа)

Уточняющие:

«То есть ты считаешь, что:?»

«Если я правильно понял, то:?»

«Ты действительно думаешь, что :?»

Интерпретационные (объясняющие):

«Почему:?»

«Почему Андрей Соколов усыновил Ваню?»

Творческие («бы») — требуют предположения.

«Что изменилось бы :?»

«Как вы думаете, что могло бы :?»



Оценочные:

«Почему это : так, а это : вот так?»

Практические:

«Как бы вы поступили на месте :?»

«Где в обычной жизни можно наблюдать
подобное?»

Стадия рефлексии



.

1. Организовать дискуссию или обсуждение.

«Этого ли мы ожидали?»

«Почему так :?»

2. Написание творческой работы (эссе). «Эссе -
поток сознания, перенесенного на бумагу». Это
художественная форма размышления.

«Сбылись ли ваши предположения :?»

«Как, по-вашему, сложится жизнь:?»

«Что тронуло меня больше всего :?»

«Как связываются события произведения с
сегодняшним днем :?»

3. Синквейн — творческое самовыражение,
последовательная «лесенка» из 5 строк:

1 строчка — 1 слово (заявляется тема, предмет).

2 строчка — 2 прил. или прич. (характеристика
предмета).

3 строчка — 3 глагола (действия, характеризующие
предмет).

4 строчка — фраза из 4 слов, выражающая
отношение автора к предмету.

5 строчка — 1 слово (синоним к 1-ому), обобщающее
или расширяющее смысл предмета.

Мир.

Радостный, счастливый.

Созидает, рождает, радует.

Мир — продолжение жизни людей.

Счастье.

4. Кластер («гроздь») — выделение смысловых
единиц текста графически.

  • систематизирует материал;
  • исправляет неверные предположения;
  • устанавливает связь между блоками.

Главное для учителя литературы — это найти
возможность помочь ученику не изучить
художественное произведение, а прожить
драгоценные минуты урока с ним и в нем. Надо
стремиться эмоционально «зацепить школьника»,
вселить в него уверенность, убедить в том, что его
мнение меня волнует, оно мне интересно — вот
тогда художественный текст, этот волшебный
ключик, хотим мы того или нет, будет
воздействовать на личность. И влияние будет
очень индивидуальным и даже изобретательным.

Обстановка психологического комфорта
мотивирует детей на высказывание личного мнения
в процессе анализа произведения, порождает
стремление к творчеству.

Ученики воспринимают и чувствуют слово,
изображают персонажей с помощью символов,
составляют по схемам текст.

Задача учителя — помочь ученику понять мысль
автора, почувствовать глубину текста, осмыслить
и ощутить «вкус» каждого слова, каждого знака
препинания. 45 минут урока мы проживаем вместе с
Паустовским и Толстым, Булгаковым и Распутиным:
В этом особенность нашего предмета литературы. А
более плодотворно и результативно прожить
помогает применение технологии РКМЧП. Это
уникальное воздействие на формирование личности
школьника.

Приложение 1, приложение
2.




Следующий: