Работа с одаренными детьми

В настоящее время наблюдается
повышенный интерес к проблеме одаренности, к
проблемам выявления, обучения и развития
одаренных детей и, соответственно, к проблемам
подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как
способность к выдающимся достижениям в любой
социально значимой сфере человеческой
деятельности, а не только в академической
области. Одаренность следует рассматривать как
достижения и как возможность достижения. Смысл
утверждения в том, что нужно принимать во
внимание и те способности, которые уже
проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет
собой комплексную проблему, в которой
пересекаются интересы разных научных дисциплин.
Основными из них являются проблемы выявления,
обучения и развития одаренных детей, а также
проблемы профессиональной и личностной
подготовки педагогов, психологов и управленцев
образования для работы с одаренными детьми.
Одаренность как самая общая характеристика
сферы способностей требует комплексного
изучения психофизиологического,
дифференциально-психологического и
социально-психологического.

Система развития одаренности ребенка
должна быть тщательно выстроена, строго
индивидуализирована и ее реализация должна
приходиться на достаточно благоприятный
возрастной период. Детский возраст – период
становления способностей, личности и бурных
интегративных процессов в психике. Уровень и
широта интеграции характеризует формирование и
зрелость самого явления – одаренности. Их
интенсивность или, напротив, остановка
определяют динамику развития одаренности.

Одаренность

- это системное,
развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность

– это качественное
своеобразное сочетание способностей,
обеспечивающие успешное выполнение
деятельности. Совместное действие способностей,
представляющих определенную структуру,
позволяет компенсировать недостаточность
отдельных способностей за счет
преимущественного развития других.

общие способности или общие
моменты способностей, обуславливающие
широту возможностей человека, уровень и
своеобразие его деятельности;

- совокупность задатков, природных
данных, характеристика степени выраженности и
своеобразия природных предпосылок способностей;

- талантливость, наличие внутренних
условий для выдающихся достижений в
деятельности.

Одаренный ребенок

- это ребенок,
который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином
виде деятельности.

На сегодняшний день большинство
психологов признает, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности -
это всегда результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой,
учебной, трудовой). В то же время нельзя
игнорировать и роль психологических механизмов
саморазвития личности, лежащих в основе
формирования и реализации индивидуального
дарования.

Большинство психологов рассматривает
креативность (творческий потенциал) человека как
один из важнейших и в известной мере независимый
фактор одаренности. Американский психолог П.
Торренс определил креативность как процесс,
который порождается сильной потребностью
человека в снятии напряжения, возникающего в
ситуации неопределенности и дефицита
информации. Этот процесс включает поиск и
определение проблемы, выдвижение и проверку
гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование
решений. Главную роль при этом играет
дивергентное (идущее в разных направлениях)
мышление, способное приводить к неожиданным
выводам, в отличие от конвергентного,
последовательного мышления, причем креативность
обязательно предполагает интеллектуальное
развитие человека выше среднего уровня,
поскольку лишь такой уровень может обеспечить
основу для творческой продуктивности. Кроме
того, в многочисленных исследованиях была
продемонстрирована важная роль
мотивационно-личностных особенностей и условий
социального окружения одаренных детей в
реализации их потенциала. Согласно концепции Дж.
Рензулли, развитие одаренности основано на
взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше
среднего уровня, креативности и приверженности к
задаче.

Одним из наиболее дискуссионных
вопросов, касающихся проблемы одаренных детей,
является вопрос о частоте проявления детской
одаренности
. Существуют две крайние точки
зрения: “все дети являются одаренными” -
“одаренные дети встречаются крайне редко”.
Указанная альтернатива снимается в рамках
следующей позиции: потенциальная одаренность по
отношению к разным видам деятельности присуща
многим детям, тогда как актуальную одаренность
демонстрирует незначительная часть детей.

Тот или другой ребенок может проявить
особую успешность в достаточно широком спектре
деятельностей. Более того, даже в одном и том же
виде деятельности разные дети могут обнаружить
своеобразие своего дарования применительно к
разным ее аспектам. Одаренность ребенка часто
проявляется в успешности деятельности, имеющей
стихийный, самодеятельный характер. Например,
ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои
модели, но к школьной либо социально
организованной внешкольной деятельности (в
кружке, секции, студии) его занятие не имеет
никакого отношения. Другой ребенок увлеченно
сочиняет стихи или рассказы, но не хочет
демонстрировать их педагогу. Судить об
одаренности ребенка следует не только по его
школьной деятельности, но и по его внешкольным
делам, а также по инициированным им самим формам
деятельности.

В качестве одной из причин отсутствия
проявлений того или иного вида одаренности может
быть недостаток (в силу условий жизни)
соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит
такому ребенку их усвоить, как его одаренность
становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной
замаскированности проявлений одаренности
являются те или иные трудности развития ребенка.
Например, заикание, повышенная тревожность,
конфликтный характер общения и т.п. могут
привести к снижению показателей успешности
ребенка (несмотря на потенциально высокий
уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных
детей может быть выражена в более или менее
очевидном виде. Анализируя особенности
поведения ребенка, педагог, психолог и родители
должны делать своего рода “допуск” на
недостаточное знание о действительных
возможностях ребенка, понимая при этом, что
существуют одаренные дети, чью одаренность они
пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность далеко
не всегда можно отличить от обученности (или шире
- степени социализации), являющейся результатом
более благоприятных условий жизни данного
ребенка. Совершенно ясно, что при равных
способностях ребенок из семьи с высоким
социально-экономическим статусом будет
показывать более высокие достижения в
определенных видах деятельности сравнительно с
ребенком, для которого не были созданы такие
условия.

Поскольку одаренность в детском
возрасте можно рассматривать в качестве
потенциала психического развития по отношению к
последующим этапам жизненного пути личности,
следует учитывать сложность самой проблемы
“одаренный ребенок”. В значительной мере она
связана со спецификой детской одаренности.
Одаренность конкретного ребенка – в
значительной мере условная характеристика.
Самые замечательные способности ребенка не
являются прямым и достаточным показателем его
достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на
то, что признаки одаренности, проявляемые в
детские годы, даже при самых, казалось бы,
благоприятных условиях могут либо постепенно,
либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого
обстоятельства особенно важен при организации
практической работы с одаренными детьми. Не
стоит использовать словосочетание “одаренный
ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации)
статуса данного ребенка. Ибо очевиден
психологический драматизм ситуации, когда
ребенок, привыкший к тому, что он – “одаренный”,
на следующих этапах развития вдруг объективно
теряет признаки своей одаренности. Может
возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше
делать с ребенком, который начал обучение в
специализированном образовательном учреждении,
но потом перестал считаться одаренным.

Особенности, присущие одаренным,
обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и
делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.
Во-первых, одаренных отличает высокая
чувствительность во всем, у многих высоко
развито чувство справедливости; они способны
чутко улавливать изменения в общественных
отношениях, новые веяния времени в науке,
культуре, технике, быстро и адекватно оценивать
характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность —
непрекращающаяся познавательная активность и
высоко развитый интеллект дают возможность
получать новые знания об окружающем мире.
Творческие способности влекут их к созданию
новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное
сочетание у одаренных детей интуитивного и
дискурсивного мышления (в подавляющем
большинстве случаев при доминировании первого
над вторым) делает процесс получения новых
знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных
присущи большая энергия, целеустремленность и
настойчивость, которые в сочетании с огромными
знаниями и творческими способностями позволяют
претворять в жизнь массу интересных и значимых
проектов.

Исходя из этого, в практической работе
с одаренными детьми вместо понятия “одаренный
ребенок” следует использовать понятие
“признаки одаренности ребенка” (или понятие
“ребенок с признаками одаренности”).

Признаки одаренности – это те
особенности одаренного ребенка, которые
проявляются в его реальной деятельности и могут
быть оценены на уровне наблюдения за характером
его действий. Признаки явной (проявленной)
одаренности зафиксированы в ее определении и
связаны с высоким уровнем выполнения
деятельности. Вместе с тем, об одаренности
ребенка следует судить в единстве категорий
“хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности
охватывают два аспекта поведения одаренного
ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный -
характеризует способы его деятельности.
Мотивационный — характеризует отношение ребенка
к той или иной стороне действительности, а также
к своей деятельности.

Инструментальный

аспект поведения
одаренного ребенка может быть описан следующими
признаками:

1. Наличие специфических стратегий
деятельности. Способы деятельности одаренного
ребенка обеспечивают ее особую, качественно
своеобразную продуктивность. При этом
выделяются три основных уровня успешности
деятельности, с каждым из которых связана своя
специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и
высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых
способов деятельности в условиях поиска решения
в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности
за счет более глубокого овладения предметом,
ведущее к новому видению ситуации и объясняющее
появление, на первый взгляд, неожиданных идей и
решений.

Для поведения одаренного ребенка
характерен главным образом третий уровень
успешности: новаторство, как выход за пределы
требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно
своеобразного индивидуального стиля
деятельности, выражающегося в склонности “все
делать по-своему” и связанного с присущей
одаренному ребенку самодостаточной системой
саморегуляции. Индивидуализация способов
деятельности выражается в элементах
уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний,
умение видеть изучаемый предмет в системе,
свернутость способов действий в соответствующей
предметной области, что проявляется в
способности одаренного ребенка, с одной стороны,
практически мгновенно схватывать наиболее
существенную деталь (факт) среди множества
других предметных сведений (впечатлений,
образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны,
удивительно легко переходить от единичной
детали (факта) к ее обобщению и развернутому
контексту ее интерпретации. Иными словами,
своеобразие способов деятельности одаренного
ребенка проявляется в его способности в сложном
видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может
проявляться как в высокой скорости и легкости
обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с
последующим резким изменением структуры знаний,
представлений и умений.

Мотивационный

аспект поведения
одаренного ребенка может быть описан следующими
признаками:

1. Повышенная, избирательная
чувствительность к определенным сторонам
предметной действительности (знакам, звукам,
цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам
собственной активности (физической,
художественной и т.д.), сопровождающаяся, как
правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или
иным занятиям или сферам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо
предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная
потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной,
противоречивой и неопределенной информации,
неприятие стандартных, типичных заданий и
готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам
собственного труда, склонность ставить
сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей,
демонстрирующих одаренность, могут
рассматриваться лишь как признаки,
сопровождающие одаренность, но не обязательно
как порождающие ее. Поэтому наличие указанных
психологических особенностей может служить лишь
основанием для предположения об одаренности, а
не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение
одаренного ребенка совсем не обязательно должно
соответствовать одновременно всем
вышеперечисленным признакам. Поведенческие
признаки одаренности вариативны и часто
противоречивы по своим проявлениям, поскольку в
сильной мере зависимы от социального контекста.
Тем не менее, даже наличие одного из этих
признаков должно привлечь внимание специалиста
и мотивировать его на тщательный и длительный по
времени анализ каждого конкретного
индивидуального случая.

Следующий: