Работа с картой в начальном курсе географии

Уровень умений в работе с картой у выпускников
основной школы невысокий, особенно это
проявляется при сдаче ГИА, где разрешается
пользоваться школьными атласами, но это не
облегчает их положение, а, наоборот, часто
осложняет. Учащиеся затрудняются выбрать
необходимые для ответа карты, не умеют их
анализировать, давать характеристики объектам и
явлениям.

Практика работы показывает что, несмотря на
технические возможности кабинета географии,
карта должна присутствовать на каждом уроке
географии.

Формирование приемов чтения карты начинаю с
курса физической географии 6 класса. Опираюсь на
знания и умения , которые были получены в курсах
природоведения, учащиеся начинают читать
общегеографическую карту и составлять по ней
описания отдельных объектов.

Прием чтения условных знаков
общегеографической карты ввожу при изучении
первой темы, а затем использую при изучении
последующих тем.

Рассказывая о значении карты в жизни и
хозяйственной деятельности человека, отмечаю
важность умения пользоваться ею. Чтобы работать
с любыми картами, необходимо знать правила их
чтения, владеть приемом чтения условных знаков.
Для этого на магнитной доске помещаю приемы
чтения условных знаков карты в виде правила.

При знакомстве с каждой картой атласа дети
отвечают на вопросы:

  1. Какие карты помещены в атласе? (назвать)
  2. Каков масштаб этих карт?
  3. Как показаны на карте отдельные объекты?

На первых порах учащиеся бояться карты, они
отказываются выходить к доске. К сожалению,
программой не предусмотрено специальное время
на работу с картой и, тем не менее, с ней надо
заниматься на каждом уроке. Например, при
изучении береговой линии материков или океанов
предлагаю такие задания с картой.

  1. Соверши путешествие вокруг материка или по
    карте полушарий от берегов п-ва Индокитай к
    берегам Северной Америки, называя океаны, моря,
    проливы, заливы, острова, полуострова,
    встречающиеся в пути. Задания можно усложнять:
    назовите, с какими народами мы встретимся, какие
    животные и растения обитают…
  2. Соверши путешествие по физической карте
    Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш.,
    называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
  3. Соверши путешествие по Европе по 50° с.ш., называя
    государства и страны.

Проблему боязни карты позволяет решать
совместная групповая работа. Проходит время,
прежде чем обучающиеся начинают понимать, что
карта — это не просто лист бумаги, на который
нанесены различные географические объекты и
который висит на стене в вертикальном положении.
Оказывается, карта имеет четыре основные стороны
света — СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Разные карты
несут различную информацию, которую можно
получить, если знаешь особый язык – язык карт.

Примеры заданий для отработки навыков работы с
картами атласа c применением элементов групповой
работы.

По физической карте мира определите
географические объекты по их координатам.

  • В 1896г. английский путешественник Давид
    Ливингстон совершил замечательное открытие в
    точке 18? ю.ш. 26? в.д.
  • Самый высокий водопад мира низвергается с
    высоты 1054 м. Он находится в точке с координатами
    6? с.ш. 61?з.д.
  • Этот остров имеет несколько названий – Рапа –
    Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим
    названием. Каким? Координаты острова 27? ю.ш.
    109?з.д.
  • Африканцы называют эту гору “Горой божества
    холода”. Определите ее, если координаты горы 3?
    ю.ш. 38? в.д.
  • Один из самых крупных вулканов с высотой 3794 м
    находится на материке … с координатами 78? ю.ш. 178?
    з.д.
  • На этом острове с координатами 8? ю.ш. 140? в.д.
    русский путешественник Миклухо – Маклай изучал
    обычаи и традиции папуасов.
  • Этот пролив, координаты которого 57? ю.ш. 70? з.д.
    открыл мореплаватель, которого называли “Пират
    ее Величества”. Его именем был назван этот
    географический объект.
  • Большинство героев романов знаменитого
    французского писателя Жюля Верна – неутомимые
    путешественники. Их маршруты проходили по всем
    материкам и океанам Земли. Выполняя задания, вы
    познакомитесь с некоторыми из них.

  • Потерпевший кораблекрушение капитан Грант
    сумел добраться до острова с координатами 20? ю.ш.
    159? з.д. Назовите этот остров.
  • Шхуна “Пилигрим” находилась под 44? ю.ш. 175? з.д.
    В каком океане и на какие острова попали герои
    романа “Пятнадцатилетний капитан” ?
  • Из какого города отправились герои романа
    “Таинственный остров” в путешествие на
    воздушном шаре, если его координаты 38? с.ш. 78? з.д.
  • С какого острова герои романа “Пять недель на
    воздушном шаре” поднялись в воздух. Его
    координаты 20? ю.ш. 45? в.д.
  • Контуры материков.

    Группы получают конверты с разрезанными
    контурами материков. Надо собрать материки (в
    конверте помещены два – три разрезанных
    силуэта), назвать их. Рассказать о
    материках-соседях.

    Географические объекты.

    Каждая группа получает карточки с написанными
    на них названиями географических объектов.
    Задача состоит в том, чтобы распределить
    названия на картосхеме материков.

    Объясняя способы изображения рельефа на карте,
    отрабатываю приемы чтения условных знаков и
    предлагаю следующие вопросы:

    - Как показаны на карте горы, равнины?

    - Как можно определить максимальную высоту гор?

    - Что нужно сделать, чтобы рассказать по карте о
    рельефе территории?

    Эти вопросы способствуют закреплению знаний и
    помогают учащимся осознать состав действий и
    использовать их на практике.

    Описание гор – это первый прием описания
    объекта по карте, поэтому даю его сама. Использую
    такие варианты введения приема: вначале
    рассказываю о каких-либо горах, используя карту,
    а потом, даю состав приема или, наоборот, даю
    состав приема, а потом, пользуясь им, описываю
    горы по карте. И в том и другом случае следует
    обратить внимание школьников на способ действия,
    поскольку, не зная его, нельзя составить полное и
    правильное описание.

    Состав приема описания гор и
    последовательность действий учащихся вывожу на
    экран.

    Описание гор


    Действия

    Опорные приемы

    1. Найти горы на карте Чтение условных знаков карты
    2. Установить, в какой части материка они
    расположены
    _
    3.Определить направление хребтов с
    помощью географической сетки
    Определение сторон горизонта по карте
    4. Измерить протяженность гор по карте с
    помощью масштаба
    Измерение расстояний с помощью
    масштаба
    5. По шкале высот определить
    преобладающую высоту гор
    _
    6. Найти отметку наибольшей высоты гор _

    Знание состава приема и последовательности
    действий облегчает учащимся составление
    описания гор по карте.

    Объяснение учителем способов выполнения
    заданий обеспечивает рост познавательной
    самостоятельности школьников. По теме
    “Равнины” прием описания гор поможет при
    составлении описания равнин выполнить данное
    задание самостоятельно, используя таблицу.



    Описание равнин


    План описания

    Действия, входящие в состав
    приема

    1. Географическое положение равнины Найти равнину на карте.
    Определить в какой части материка она находится.
    2. Размеры равнины Определить протяженность равнины с
    севера на юг и с запада на восток по карте с
    помощью масштаба.
    3. Высота над уровнем моря По шкале высот определить
    преобладающие высоты, по отметкам высот –
    наибольшую высоту.
    4. Поверхность равнины Определить наклон равнины по
    направлению течения реки.
    Сделать общий вывод о характере поверхности
    равнины.

    Контроль за использованием приема работы с
    географическими картами при решении учебных
    задач осуществляю в ходе выполнения проверочных
    работ.

    На первом уроке по теме “Географическая
    карта” предлагаю учащимся задание: к концу
    изучения темы составить 5-6 вопросов по ней с
    использованием географической карты. Требования
    к знаниям и умениям вывешиваю на магнитную доску
    на весь период изучения темы.

    Географическая карта (знать и уметь):

  • длину окружности Земли;
  • линии градусной сетки – меридианы и параллели;
  • способы изображения неровностей земной
    поверхности;
  • определять направления, географические
    координаты, высоту точек;
  • находить местоположение своего населенного
    пункта на карте.
  • Для выявления различия в изображении
    параллелей и меридианов на глобусе и карте
    учащиеся заполняют таблицу .

    Изображение меридианов и параллелей на
    глобусе и географических картах

    Вывожу на экран (по таблице составляют рассказ).


    Линии градусной сетки

    На глобусе

    На карте полушарий

    На карте РФ

    Меридианы
    а) форма
    б) длина
    Параллели
    а)форма
    б) длина
    Углы пересечения между ними

    На заключительном уроке по теме знания и умения
    ученика, вызванного к доске, контролируют все
    учащиеся класса, используя самостоятельно
    составленные вопросы, некоторые из них:

    1. Покажи областной центр Саратовской области и
      определи его географические координаты.
    2. Покажи самую длинную параллель. Как она
      называется?
    3. Какими способами изображаются горы и равнины на
      карте?

    Проверка знаний и умений одновременно
    показывает достижения и недочеты в знаниях
    учащихся. При этом не спешу оценивать ответы
    учащихся. Спрашиваю учащихся: “Чей вопрос и
    задание наиболее удачно составлено?” . И только
    после этого прошу учащихся оценить ответы
    товарищей по критериям, которые помещены на
    магнитную доску постоянно.

    На заключительном уроке по теме “Литосфера”
    назначаю группу самых сильных учащихся, которые
    под руководством учителя разрабатывают и
    составляют контрольные вопросы и задания.

    Примерные вопросы и задания.

    1. Что называется литосферой?
    2. Назовите основные формы рельефа Земли на
      материках и океанах.
    3. Какие явления и процессы свидетельствуют о том,
      что движение земной коры продолжается. Укажите
      места на географической карте.
    4. На контурной карте укажите линиями горные
      системы мира.
    5. На контурной карте подпишите крупнейшие
      равнины мира.
    6. Сравните географическое положение 2-х горных
      систем по выбору.
    7. Крупных равнин по выбору.
    8. Приведите примеры положительного и
      отрицательного влияния хозяйственной
      деятельности человека на рельеф своей местности.

    Большого внимания требует обучение рассказу с
    использованием географических карт. Например, я
    знакомлю учащихся с порядком действий
    осуществляемых при измерении расстояний на
    плане, и затем контролирую не только
    практические умения, но и теоретические знания.
    Часто многим легче выполнить задания
    практически, чем рассказать, как его сделать.

    Можно давать свободную тему для составления
    устного рассказа по карте, но с ограничением
    времени на ответ. Рассказ могут составлять 2-3
    ученика одновременно, один продолжает ответ
    другого. Такая работа требует внимания, если один
    что-то пропустит, следующему предстоит дополнить
    товарища.

    При изучении темы “Гидросфера” продолжается
    работа по формированию приемов чтения карты –
    описание океана, моря, реки. Формирование этих
    приемов также тесно связано с введением понятий.
    Так, введение приема описания океана происходит
    одновременно с введением понятия “океан”. В
    состав его включены ранее известные учащимся
    приемы – чтение условных знаков и работа со
    шкалой глубин.

    Для проверки усвоения приема описания океана
    учащимся предлагается найти состав приема
    описания моря. Большинство учащихся успешно
    справляется с данным заданием.

    Результаты работы по формированию приемов
    чтения карты убеждают, что знания о способах
    действий – этого важного инструмента познания –
    учащимся необходимы.

    Целенаправленная и систематическая работа по
    формированию приемов чтения карты способствует
    сознательному усвоению знаний и умений, ведет к
    росту познавательной самостоятельности при
    подготовке к ГИА.

    Источники дополнительной информации:

    1. Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П. Развитие
      познавательной самостоятельной деятельности
      учащихся при изучении физической географии / И.И.
      Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983
    2. Галеева, Н.Л. Сто при?мов для учебного успеха на
      уроках географии / Н.Л.Галеева. – М.:5 за знания,
    3. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся
      по географии Материков / В.А. Коринская. – М.:
      Просвещение,
    4. Крылова, О.В. Современный урок // География в
      школе. – 2006 №2.
    5. СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных
      технологий/ Г.К.Селевко – М.: НИИ школьных
      технологий, 2006
    6. Серебрякова, Е.К. Применение элементов
      технологии перспективно-опережающего обучения //
      География в школе. – 2001 №4.
    7. Скатова, Н.Н. Современные педагогические
      технологии // География в школе. — 2000 №8.
    8. Соломонович, Г.П. Новые подходы к формированию
      творческого мышления учащихся // География в
      школе. – 1998 №4.

    vestnik.udsu.ru › 2006/2006-11/vuu_06_11_09.pdf

    tube-gulyaeva.narod.ru › doklad10.html

    msosh11.narod.ru › files/karta.docx




    Следующий: