Работа с картами на уроках географии


В своей работе учителя географии в школе
главным считаю научить учащихся максимально
использовать содержание карты в получении
знаний. Буквально воспринимаю слова Л.С. Берга:
«Карта — альфа и омега географии». На уроке карта
- основной источник знаний, который позволяет
зрительно , мысленно ощущать сопричастность с
окружающим миром. Уже в начальном курсе 6 класса
карта служит и наглядным пособием, и объектом
изучения, и источником знаний. Как наглядное
пособие карта позволяет изучать любые
территории, дает возможность правильно
представить ее положение на территории земного
шара, ее окружение. Моя цель — научить учащихся
читать карту, уметь распознавать географическую
действительность по ее изображению. Сначала они
работают с картой, опираясь на свой жизненный
опыт, уясняют свойства объектов по их внешнему
виду (например: река Волга, озеро Байкал, горы
Гималаи, населенный пункт). Затем, с помощью карты
учащиеся должны рассказать о свойствах объектов,
их размещении, охарактеризовать с помощью
условных знаков. Чтобы заинтересовать учащихся,
я предлагаю им различные приемы работы с картой.

Прием показа узнаваемых объектов по описанию:

  1. Часть суши, расположенная в северном полушарии
    и пересекаемая нулевым меридианом.
  2. Самый большой материк.
  3. Материк, пересекаемый экватором и начальным
    меридианом.
  4. Самый большой по площади океан.
  5. Самый холодный материк.

Прием путешествий по карте



(где указывается
не только маршрут, но и решаются познавательные
задачи):

- На чемпионат мира по футболу , который
проходил в ЮАР, прибыли спортсмены из Китая,
Италии, России (можно брать любые страны). Каким
путем они добирались к месту соревнований,
указать объекты, по которым проходил их маршрут?

Дополнительные вопросы: На каком материке
расположена ЮАР? В какой его части? Какое время
года было здесь на момент соревнований? Как
называется столица государства?

Использование игровых ситуаций



, когда
называется объект, а название следующего
начинается на последнюю букву предыдущего.

Написание географических диктантов, в том
числе и с ошибками



.

Текст: «Наш корабль снялся с якоря на рейде
порта Диксон и отправился в путь по водам
(Баренцева) моря. В трюмах находился груз для
рыбаков Сахалина. Обогнув с севера (остров)
Таймыр, корабль вышел на просторы (моря Лаптевых).
Вскоре на горизонте показались острова (Северная
Земля), миновав которые мы продолжили свой путь
на восток по водам (Карского) моря. Через
некоторое время прошли у берегов (полуострова)
Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к
(Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на
юго-восток по водам Берингова моря к берегам
(острова) Камчатка. Попутное холодное течение
(Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув
Камчатку и пройдя по водам (Японского) моря,
корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил
якорь на рейде Южно-Сахалинска.

В скобках заключена ошибка, учащиеся в своих
ответах пишут правильные ответы.

Составление географических цепочек, в которых
один объект будет лишним.

1. Кавказ, Гималаи, Уральские, Саяны. (Гималаи
расположены не в нашей стране). 2. Мак-Кинли,
Эльбрус, Атлас, Народная. (Атлас- горная
система, остальные — вершины).

Найти пару, сопоставить географические
объекты:


Индия Париж
Великобритания Дели
Франция Токио
Япония Лондон

На следующих уроках учащиеся сами готовят
подобные вопросы одноклассникам.

В зависимости от формы и метода проведения
работы решаются следующие задачи: проверка
знания терминов, изучаемых в соответствующих
курсах, проверка правильности написания данных
слов, умение применять знания при решении
практических задач.




Следующий: