Работа педагога-психолога с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

“ Ясли – это серьёзно!”
/В. Алямовская/

Мой педагогический стаж более 25 лет, из них 13
лет работаю педагогом-психологом в детском саду
№ 124. Г.Дзержинска Нижегородской области.

Методом работы дошкольного психолога является
сопровождение естественного развития детей в
условиях ДОУ.

Под психологическим сопровождением мною
понимается движение рядом с ребенком, иногда
чуть впереди, если надо объяснить возможные пути,
но ни в коем случае ни контроль, ни навязывание
своих путей и ориентиров.

Одним из направлений в деятельности
дошкольного психолога является работа с детьми
раннего возраста, которая на практике
определяется лишь как помощь малышу в период его
адаптации к условиям ДОУ.

В последнее время я стала уделять больше
внимания работе с детьми раннего возраста не
только в кратковременный период их адаптации к
условиям пребывания в нашем детском саду.

Своим опытом работы с малышами, их родителями,
воспитателями групп раннего возраста я охотно
поделюсь с коллегами.

Немного из теории.

Ранний возраст- это в буквальном смысле начало.
От рождения до трех лет ребёнок столь
существенно меняется, что его развитие можно
назвать наиболее стремительным из всех этапов
становления его как личности. И от того, как
складывается развитие малыша в условиях семьи,
детского сада зависит его будущее.

Хочется отметить, что первым пытался указать на
важность раннего развития и проанализировал
процессы развития ребёнка раннего возраста
русский психолог и философ Л.С.Выготский. По
мысли Льва Семеновича, именно в этом возрасте
возникает особая структура восприятия, а на ее
основе системная и смысловая структура сознания.

Одним из новообразований раннего возраста
является речь. Вход в сознание возможен
только через речь.

Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин
Д.Д., психолог и продолжатель идей Л.С. Выготского,
надо рассматривать “не как функцию, а как особый
предмет, которым ребенок овладевает так же, как
он овладевает другими орудиями”.

Психологи и лингвисты давно доказали, что
именно в раннем возрасте темпы речевого развития
значительно выше, чем в последующем: к концу
первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10
слов, в 2 года — 300-400 слов, а в 3 года до 1000слов.
Поистине гигантские шаги! Безусловно, могут быть
индивидуальные различия, ведь каждый ребенок
обладает своим темпом развития, он неповторим.

Давно доказано, становление речи тесно связано
с развитием мелких ручных операций, ведь речь и
движения имеют схожую функциональную основу.

Таким образом, тренировка тонких движений
пальцев рук оказывает большое влияние на
развитие активной речи малыша.

Убеждают в этом уникальность и мудрость опыта
наших предков. Задолго до открытия учеными
взаимосвязи руки и речи они придумали и
передавали из одного поколения в другое народные
потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”,
“Мальчик c пальчик” и т. д.

В современной литературе описаны приемы работы
по развитию мелкой моторики у детей с задержкой
речевого развития (Н.Журова, Е.Мастюкова и др.), с
моторной алалией (Н.Кузьмина, В.Рождественская и
др.), с заиканием (Л.Белякова, Н.Рычкова и др.).

Все авторы подтверждают факт, что тренировка
тонких движений пальцев рук является
стимулирующей для общего развития ребенка,
особенно для развития его речи.

Практика детского сада показывает, что в
группах раннего возраста возможны случаи
отставания детей в развитии речи, хотя дети 1.5 –
3-х лет имеют обширный активный словарь.

В условиях сопровождающего развития детей
раннего возраста в нашем детском саду были
определены направления моей деятельности:

1. Развивающая работа с детьми групп раннего
возраста.

2. Координирующая работа со специалистами,
воспитателями групп раннего возраста.

3. Работа с родителями воспитанников ясельных
групп.

Развивающая работа с детьми раннего возраста

Система работы с детьми раннего возраста
включает в себя два этапа:

- Этап привыкания

детей к условиям ДОУ
(адаптационный период). На этом этапе создается
безопасная психологическая обстановка для
малышей: объединение, эмоциональное сближение с
незнакомыми взрослыми и сверстниками.

- Этап после адаптационный. На этом этапе
малышам предлагаются развивающие встречи со
специалистами, налаживается ритм их жизни в ДОУ.

Цель Этапа привыкания: осуществление помощи
детям, их родителям в адаптации к новым
социальным условиям.

Задачи психолого-педагогического
сопровождения на этом этапе следующие:

- Преодолеть стрессовое состояние малышей и их
родителей.

- Формировать активную позицию родителей к
дальнейшему сотрудничеству в процессе
воспитания детей в детском саду;

- Помочь воспитателям, их помощникам в подборе
методов и приемов профилактики нежелательных
проявлений у малышей.

Учитывая важность адаптационного периода, мои
занятия с малышами начинаются постепенно: первые
встречи с психологом намечаются на 2-3-ю неделю их
пребывания в группе. Эти кратковременные встречи

(5-7 мин.) проходят в групповом помещении: я
прихожу к малышам в установленное время ( со
старшей мед.сестрой и воспитателем определили
для этих минут благоприятное время: после
завтрака и режимных процедур). Мой приход в
группу сопровождается эмоциональным “якорем”:
обязательно привожу “гостя” — яркую мягкую
игрушку. Большинство малышей мгновенно
проявляют интерес и желание все посмотреть,
потрогать.

Первый эмоциональный контакт налажен. От лица
игрушки (котик) вступаю в диалог с теми детьми,
которые подбежали и готовы к игре, с остальными
малышами находится воспитатель и предлагает им
поиграть с “гостем”. Такие кратковременные
встречи походят 1-2 раза в неделю до тех пор, пока
дети “не привыкнут” к моему появлению и не
начнут проявлять радость от желания поиграть с
“гостем” или с “волшебным” мешочком. Обычно
через 2-3 недели малыши при моём появлении в
группе бегут на встречу или усаживаются на
коврик, проявляя радость и желание играть.

После успешной адаптации малышей к условиям
жизни в группе, примерно с ноября месяца
начинается второй Этап моей работы: подгрупповые
занятия с малышами.

Цель этого Этапа: налаживание ритма жизни
малышей в детском саду через поэтапные встречи
на развивающих занятиях со специалистами.

Мои встречи (занятия) с малышами служат
своеобразной психологической поддержкой и
помощью ребёнку в приобретении им позитивного
опыта совместного существования со сверстниками
и взрослыми.

Первый выход детей из группы (ребят
“приглашает” Котик в гости) сопровождается
воспитателем и если они спокойно зашли в игровую
комнату, то я остаюсь с ними одна.

Мои встречи (Занятия) реализуются конечно
же через игровую деятельность детей, как
универсальное средство профилактики и
компенсации психо – эмоциональных проблем у
малышей.

В основу занятий с малышами легли
следующие принципы:

- “от простого – к сложному”;

- принцип активности и посильной
самостоятельности (его суть – активное участие
взрослого и его сотворчество с ребёнком);

- принцип эмоциональности (необходимо
эмоциональное взаимодействие взрослого с
ребёнком, которое поддержит устойчивость
действий ребёнка и направленность его интереса);

- принцип повторности и цикличности позволит
взрослому осуществить “живое” общение с детьми,
учитывая особенности восприятия и
индивидуального реагирования малышей.

Структура занятия.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из
которых может быть использована самостоятельно:

1. Вводная часть.

Цель вводной части занятия – установить
эмоциональный контакт со всеми участниками,
настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы на данном этапе:

- приветствие, игры с именами, игры на сплочение.

2.Основная часть.

Цель основной части занятия – нести смысловую
нагрузку всего занятия: активизация речевого
развития через тренировку мелких движений
пальчиков и кистей рук, развитие сенсорного
восприятия детей, установка положительного
эмоционального отклика детей на увиденное.

Она включает в себя:

- “пальчиковые” игры в виде игрового массажа
пальчиков и кистей рук;

- игры-забавы, игры-сюрпризы и т.д.;

- изодеятельность( пальчиковое рисование,
действие с бумагой, лепка и т.д.).

3. Заключительная часть.

Цель этой части занятия – закрепление
положительных эмоций от встречи,

Чувства доверия к психологу и желание
следующей встречи.

В этой части занятия провожу:

- игры малой или средней подвижности;

- произвольный общий танец ( часть репертуара
музыкального занятия).

Занятия проводятся 1 раз в неделю
продолжительностью 15 – 20 минут. На занятиях
обязательно используется музыкальное
сопровождение. Основным местом

Хочется отметить, что вместе с музыкальным
руководителем мы практикуем проведение
“пальчиковых” игр с малышами на музыкальных
занятиях.

Работа педагога-психолога с педагогами

Воспитатель ясельной группы – это, по существу,
Визитная Карточка детского сада.[1] Такую
установку приняли наши педагоги, работающие в
группах раннего возраста, которые стараются
соответствовать следующим требованиям к своей
педагогической деятельности:

- Проявление искреннего интереса к ребёнку, так
как ребёнок ясельной группы чрезвычайно чуток к
фальшивому, неискреннему покровительственному
тону.

- Обладание позитивными человеческими
качествами, так как он стоит у истоков
становления Человека.

- Высокий профессионализм. Это не только знание
возрастных особенностей, но и сильная
мотивационно- эмоциональная заряженность на
работу с малышами.

- Хорошее состояние физического,
эмоционального здоровья: слабое здоровье
педагога сказывается на самочувствии малышей
группы.

Работа воспитателей групп раннего возраста
очень ответственная должность, с серьезными к
ней требованиями соответствия этой должности.

В системе сопровождающего развития малышей их
педагогам необходима психологическая поддержка
и помощь.

Свою деятельность с педагогами я веду в
следующих направлениях:

- психологическое просвещение: консультации,
семинары, выпуск информационных листков,
памяток;

- психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги
(обучение методам саморегуляции и упражнениям по
снятию психо-эмоционального напряжения),
дискуссии;

- исследовательская работа: анкетирование,
экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;

- консультационная работа: тематические
консультации, индивидуальные консультации по
запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня
теоретических и практических знаний в области
возрастной психологии, профилактика синдрома
эмоционального сгорания воспитателей.

Ежеквартально на Медико-педагогических
совещаниях мы проводим экспресс-диагностику
нервно-психического развития детей групп
раннего возраста, используя методику К. Печоры.

По результатам диагностики намечается
индивидуальная работа с детьми, имеющими низкий
уровень НПР. При необходимости мы привлекаем
родителей к совместной помощи их малышу и
разрабатываем индивидуальный план
сопровождения развития ребёнка на следующий
квартал.

Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои
результаты: обеспечена “легкая” степень
адаптации детей при переходе их в дошкольные
группы детского сада.

В конце каждого учебного года на последнем.
Медико-педагогическом совещании подводятся
итоги результативности нашей работы по
сопровождению развития детей раннего возраста,
воспитатели определяют свой запрос к
психологической службе детского сада на новый
учебный год: в виде анкетирования проводится
отслеживание результатов совместной
деятельности и намечаются темы и направления
работы на следующий учебный год, интересующие и
волнующие воспитателей.

Работа педагога-психолога с родителями

Работа в команде – залог успешности
сопровождающего развития детей раннего возраста
и родители полноправные члены этой команды.

Первое мое знакомство с родителями проходит в
момент поступления их ребёнка в детский сад.
Родители новичка приглашаются на встречу –
знакомство, во время которой я прошу их заполнить
информационный лист, затем поздравляю с
поступлением их ребёнка в наш детский сад и
вручаю Паспорт воспитанника ДОУ №124, так
же молодым родителям дарятся Памятки от
педагогов и самого ребёнка.

Отмечу, что в разработке и печатание Паспорта
Воспитанника и Памяток участвовали не только
педагоги, но и родители наших воспитанников.

На первом этапе важно оказать родителям
эмоциональную поддержку и познакомить их с
условиями жизни детей в группе. Родители, как
правило, с интересом вступают в диалог,
успокаиваются.

Выявляя запрос родителей на просветительскую и
развивающую работу с ними, мы отметили, что
многие из них хотят научиться конструктивному
общению со своими детьми и готовы к
сотрудничеству.

Работа по повышению уровня Доверия родителей к
нашему детскому саду успешна и мы получаем
радость от совместного сотрудничества.

Вместо заключения

Начиная работу в группах раннего возраста
более 10 лет назад, я пришла к выводу: метод
сопровождающего развития детей первых трех лет
жизни самый эффективный в условиях детского
сада.

На последнем Медико-педагогическом совещании
было отмечено снижение количества детей со
средней степенью адаптации, а тяжелая степень не
наблюдается уже третий год.

Анализ НПР детей третьего года жизни за 2010-2011
уч. годы показал повышение уровня речевого,
сенсорного развития, развития игровой
деятельности.

Отмечу, что наши малыши участвуют в проведении
Театральной Недели: они для всех детей детского
сада инсценируют сказки “Колобок”, “Репка”,
что говорит об их высоком уровне речевого
развития.

Кризис системы общего дошкольного образования
обострил проблему помощи и поддержки семье, не
имеющей специальных знаний и необходимого опыта
в воспитании маленьких детей. Таким семьям
поможет только человек, имеющий специальное
образование и освоивший новую модель
дошкольного образования: Ребёнок – Педагог (ДОУ)
– Родитель.

Мы работаем над повышением уровня доверия
родителей к нашему детскому саду и получаем
взаимную радость от сотрудничества с ними.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка-
    Пресс, 2003 г.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи
    дошкольников: пособие для родителей и педагогов.-
    М.: “Издательство АСТ”,2002 г.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,,1984 г.-Т. 4.
  4. Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком.
    – С – П, 2005 г.
  5. Мухина В. Детская психология. Учебник для
    пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
  6. Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в
    дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
  7. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего
    возраста.- Н.Н.,1992 г.

Следующий: