Работа над стихотворением К. Бальмонта Снежинка


Цели урока:

  • научить интерпретировать поэтический текст с
    точки зрения содержания, образных средств, формы;
  • научить работе над словом, составляя кластер
    методом двойного дневника.

Задачи урока:


Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока повторение и
    закрепление литературоведческих понятий:
    строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения,
    сравнения;
  • сформировать умение работать над
    художественным образом слова, составляя кластер.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родной речи;
  • формировать нравственные качества личности,
    культуру.

Развивающие:

  • развивать умение выделять образы-символы в
    поэтическом произведении;
  • развивать эмоции, создавая на уроках
    эмоциональные ситуации радости, удивления,
    занимательности, используя яркие иллюстрации;
  • развитие интеллекта, духовности, эстетического
    видения действительности.

Тип урока:

Урок комплексного применения
знаний, умений, навыков.

Форма урока:

Урок открытых мыслей.

Методы обучения:

работа с книгой, беседа,
создание проблемной ситуации, составление
кластера методом 2-ого дневника.

Методическое оснащение урока:

учебник



  • презентация урока;
  • раздаточный материал: карточки с текстом
    стихотворения Бальмонта “Снежинка”
  • Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедийный проектор.

    1-й этап. Подготовка учителя к уроку,
    организация урока

    Начало урока:

    Упражнения для развития речевого аппарата:

    1. Дыхательная гимнастика.

    а) “Свеча 1”Встать, принять исходное положение,
    сделать глубокий вздох носом, задержать дыхание
    и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя
    свечи (можно использовать полоску бумаги и дуть
    на нее так, чтобы она сразу опустилась вниз).

    б) “Свеча 2” Принять исходное положение, стоя.
    Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно
    дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и
    ровно, чтобы “пламя” приняло горизонтальное
    положение, и удержать его в этом положении до
    конца выдоха.

    в) “Свеча 3”

    Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух
    через рот двумя порциями.

    1 – короткий, чтобы воображаемое пламя свечи
    приняло горизонтальное положение, но не погасло;

    2 – длинный, чтобы загасить свечу.

    2. Артикуляционная разминка

    а) “Губы”.

    Плотно сжав губы, вытягиваем их вперед,
    фиксируя это положение.

    Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке.

    б) “Щечки”.

    Исходное положение сидя.

    Поочередно надувая каждую щеку, перемещая
    поток воздуха из одной щеки в другую, затем
    заполняем воздухом обе щеки.

    в) “Хомячок”.

    Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать
    жевательные движения хомячка.

    г) “Конфета”.

    Закладываем язык за щеку, как конфету,
    поочередно перемещая его из одной стороны в
    другую.

    2-й этап. Вступительная беседа. (Презентация)

    1. Загадка (Слайд №3):

    Кто, угадай-ка?
    Седая хозяйка!
    Тряхнёт перинки –
    Над миром пуши

    2. Это время года вдохновляло многих
    творческих людей. Художники показывали красоту
    зимы на своих полотнах. (Слайд № 4)

    - Композиторы перекладывают звуки зимы на ноты.

    - А поэты посвящали ей свои стихи.

    - Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт

    3. Рассказ о поэте (Слайд №5, 6).

    Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня
    1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии.
    Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и
    редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки,
    словесности, истории, языкознания. В пять лет
    Костя уже научился читать самостоятельно,
    подсматривая за старшим братом, которого учила
    мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым,
    молчаливым человеком, любил природу и охоту.
    Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве
    глубоко проник в красоту лесов, полей, болот,
    лесных речек. Это радостное ощущение детства и
    родных мест «среди цветов и песнопений»
    отражено в поэзии Бальмонта.
    Александр Блок назвал Бальмонта «поэтом с
    утренней душой». Когда слушаешь Бальмонта –
    всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души
    таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи
    очень певучи и музыкальны

    3-ий этап.

    Работа над стихотворением.

    I. Чтение учителем под музыку П.И.
    Чайковского “Времена года. У камелька”

    Снежинка.


    Светло-пушистая
    Снежинка белая,
    Какая чистая,
    Какая смелая!

    Дорогой бурною
    Легко проносится,
    Не ввысь лазурную -
    На землю просится.

    Лазурь чудесную
    Она покинула,
    Себя в безвестную
    Страну низринула.

    В лучах блистающих
    Скользит, умелая,
    Средь хлопьев тающих
    Сохранно-белая.

    Под ветром веющим
    Дрожит, взметается.
    На нем, лелеющем,
    Светло качается

    Его качелями
    Она утешена,
    С его метелями
    Крутится бешено.

    Но вот кончается
    Дорога дальняя,
    Земли касается
    Звезда кристальная

    Лежит пушистая
    Снежинка смелая.
    Какая чистая,
    Какая белая!

    II. Осмысление содержания стихотворения.

    -

    Куда стремится снежинка?

    - Какие строчки вам особенно понравились

    - Как автор относится к снежинке?

    - Какие слова на это указывают?

    III. Разбор по строфам.

    1 строфа.



    - Найдите эпитеты, которые помогают представить
    снежинку.

    - О ком можно сказать “смелый”?

    - Что у человека может быть белым, чистым?

    - Почему она смелая, узнаем дальше

    2 строфа.

    - Какая появилась часть речи? (Глаголы)

    - Как вы понимаете “просится”? (Она стремится
    по собственной воле)

    - Подберите синоним к слову “дорога” (Путь:
    жизненный путь, жизненная дорога)

    - Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная
    дорога. “Бурная” – лучше сочетается со словом
    жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь,
    проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и
    стремлениях).

    - Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в
    прямом значении – голубое небо, в переносном –
    прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную
    страну-землю, что подтверждает смелость
    снежинки. Она не боится “бурной дороги”,
    стремительности движения.)

    3 строфа.

    - Что покинула? (Лазурь, т.е. небо – родной дом)



    - Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на
    землю)

    - Покинула и низринула – волевой характер
    движения.

    - А человек сознательно стремится в неизвестное
    будущее.

    4 строфа.

    - Найдите эпитеты.

    - В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и
    чистоту, когда другие тают).

    - Человек сохраняет чистоту души.

    5 и 6 строфы.

    - Какой персонаж появился? (Ветер).

    - Как ведет себя ветер по отношению к снежинке?
    (Дрожит, взметает, лелеет, что показывает
    непостоянство ветра)

    - Ветер для человека – это превратности судьбы,
    резкие повороты, изменения.

    7 строфа.

    - Какова тема? (Конец пути).

    - Как называет снежинку поэт? (Звезда
    кристальная)

    - Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда”
    ассоциируется с “ небом”, имеет четкие
    очертания, символ чистого, высокого)

    8 строфа.

    - Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но
    не является повторением).

    - С какой целью поэт поменял местами слова
    “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая
    снежинка, пройдя все препятствия, осталась
    чистой, белой).

    IV. Обобщение полученных результатов
    составлением кластера методом двойного
    дневника.


    Чистая, белая Чистая душа
    Просится Сознательно стремится
    Бурная дорога Бурная жизнь
    Безвестная страна Будущее
    Сохранно-чистая Сохранить чистой душу
    Ветер Неожиданные повороты
    Конец пути Достижение цели
    Чистая, белая Чистая душа

    V. Вывод.

    За внешним реалистическим смыслом скрыт второй
    символический: рассказ о душе человека,
    прошедшего через жизненные испытания, но
    сохранившего чистоту и красоту души.

    4-й этап. Итог урока.

    Подведение итогов урока и сообщение домашнего
    задания.




    Следующий: