Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Введение

Огромная роль в воспитании, образовании,
развитие школьников отводится чтению. Чтение-это
не только тот предмет, которым надо успешно
овладеть ребёнку, но и предмет, посредством
которого он будет осваивать другие дисциплины.
Поэтому одной из актуальных тем начальной школы
является формирование навыков правильного,
беглого, сознательного, выразительного чтения.

За последнее десятилетие произошли большие
изменения в образовании. Появились вариативные
системы обучения, организуются
опытно-экспериментальные работы, касающиеся
модернизации процесса в начальной школе,
совершенствуются содержание и структура
образования.

На современном этапе развития общества,
работая по традиционной системе обучения, каждый
учитель начальных классов старается обновить
содержание обучения и включает в свои уроки
элементы современных технологий. Этого требует
время.

В наш век научно-технического прогресса, где
господствуют телевидение, компьютеры и
видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не
только дети не читают, не читают и взрослые. Давно
известно: когда человек перестаёт читать, он
перестаёт думать. Экологическая, социальная
напряжённость, характеризующая переходный
период развития нашей страны, снижение
показателей социальной защищённости и здоровья
детей ведут к увеличению в составе детского
населения доли детей риска. По данным
исследователей, количество детей риска
составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

Если дети не будут правильно, бегло,
выразительно читать, они не смогут овладеть в
достаточной мере грамотным письмом, не научатся
правильно решать задачи.

Научить детей читать — значит подготовить их к
самостоятельной работе с текстом произведения,
прививать любовь к чтению, помочь ребёнку
познать окружающий его мир. Следовательно,
овладение навыками чтения, это и средство, и одно
из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём
участвуют мышление, речь, восприятие,
воображение.

Скорость чтения человека должна приблизиться к
скорости его речи. Следовательно, у каждого
человека темп чтения строго индивидуален. Чтение
обогащает ребят. Расширяется словарь,
устанавливаются причинно- следственные связи.
Ученик легче справляется с изложениями,
сочинениями, составлением предложений.


Работа над техникой чтения

1. В детях надо пробуждать любовь к чтению.

2. Следует постоянно расширять их запас слов;
когда дети понимают значение слов, им интересно
читать.

3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он
передаёт текст грамотно, эмоционально.

4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно
учитывать возможности каждого ребёнка.

5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём
индивидуального чтения перед всем классом.

6. Домашнее задание должно быть с творческим
характером: нарисовать картинку по пройденному
на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить
загадку, пословицу, поговорки.

7. Важно росить родителей читать детям
небольшие рассказы о жизни животных (Сладкова,
Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям
будет легче составлять предложения, легче
описывать животных. Кроме того, ребёнок с
удовольствием рассказывает о прочитанном
классу. Интерес к чтению — залог высокой техники
чтения.

8. Нельзя заменять чтение уроками математики и
русского языка, что часто случается перед
контрольными работами по этим предметам.

9. На уроках развития речи можно обсуждать и
корректировать устные ответы.

10. Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать
библиотечные книги.

11. Во 2-3 классах родители должны читать статьи
из журналов, газет и обсуждать вместе.

12. Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома
надо читать то, что было отработано на уроках:
нельзя переутомлять детей чтением целых больших
текстов.

13. Всегда работать творчески: пусть дети
высказывают своё мнение о героях, рассказывают о
том, как бы они поступили сами.

14. Чаще надо проводить выборочное чтение.

15. Даже в 3 классе не надо порывать с чтением
хором, читать надо всем классом, колонками,
парами, по одному.

16. Проводить конкурсы чтецов или литературные
викторины.

17. Проводить выставки книг и плакатов разных
авторов на общую тему.

18. Делать плакаты или альбомы по темам:
“Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето” куда дети
помещают стихи или отрывки стихов и рассказов
классиков, их портреты, рисунки.

19. Инсценирование стихов, рассказов
(Драгунского, Чуковского)

20.Проводить костюмированные
музыкально-литературные вечера, развлечения по
темам с приглашением родителей.

21.Учителям старательно прочитать своим
ученикам больше книг, сеющих доброе:
произведения классиков, устного народного
творчества- былины, пословицы, поговорки,
загадки.


Упражнения для совершенствования
техники чтения

1. Звуковая разминка,

куда входит работа над
артикуляцией:

гласные: А, О, У, Ы, И,Э;

сочетания: А -У, А-О, Ы — И, Э — А, И — О;

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;

скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти упражнения развивают подвижность речевого
аппарата, служат разминкой перед чтением.

2. “Фотоглаз”:

за отведённое время ученик
должен “сфотографировать” столбик слов и
ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

Например:

урок город
перемена лес
школа дорога
книга красивый
ручка богатство
учитель автомобиль
обучение играть

3. Найди лишнее слово

.

Берёза, цветы, одуванчик, осина, опушка, трава,
портфель.

Нож, вилка, ложка, тарелка, блюдце, корова, чашка

Использование этого приёма помогает ученикам
научиться читать целыми словами.

Цель упражнения: развитие поля чтения,
зрительного восприятия слов.

4. Чтение “Спринт”.

На максимальной скорости, читая про себя
незнакомый текст, требуется найти ответы на
вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно
сжимать губы и зубы.

Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Также можно применять упражнения по
совершенствованию техники чтения системы И.Г.
Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию
артикуляции и выработке навыка слитного
прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять
внимание и положительно влияет на улучшение
качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному
накоплению в памяти ученика зрительных образов
слов, учит правильному, быстрому и
выразительному чтению. Многократное прочтение
одного предложения осуществляется в таком
порядке:

1 раз медленное чтение с учителем, чёткое
проговаривание слогов;

2 раз повторное прочтение без учителя;

3 раз плавное, слитное чтение слов;

4 раз чтение в темпе разговорной речи;

5, 6, 7 – раз предложение перечитывается с
поочерёдной постановкой логического ударения на
каждом знаменательном слове;

8, 9, 10 — раз темп чтения доводится до уровня
скороговорки.

По методике профессора И.Т.Федоренко можно
использовать зрительные диктанты для
совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из
наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист
сдвигают вниз так, чтобы было видно первое
предложение, и ребята в течение определённого
времени читают про себя, стараясь запомнить это
предложение.

По истечении этого времени стирается
предложение и предлагается записать его на
листочках. На 6 предложений одного набора уходит
от 5 до 8 минут.

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица
Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку
которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс)
и от 1 до 25 (2, 3 кл.). В работе с таблицами
используется памятка:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку,
указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух-
трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят
всю её целиком.

Также проводить каждый урок пятиминутки
чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения.

Не надо торопить детей при жнонии, нужно
учитывать возможности каждого ребёнка. им
интересно читать.иями, сочинениямисоста

Резервы обучения чтению

1. Важна не длительность, а частота
тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом,
что запоминается не то, что постоянно перед
глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно
это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому
если мы хотим помочь детям освоить какие-то
умения и довести их до автоматизма, до уровня
навыка, нужно ежедневно, через определенные
промежутки времени проводить с ними небольшие по
объёму упражнения.

2. Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все
ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на парте лежит книга
(художественная книга с закладкой). И любой урок -
будь то чтение, русский язык, математика, труд
начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут
читают в режиме жужжащего чтения, карандашом
делают пометку, до какого места дочитали, кладут
закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный
урок.

5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю.
5х4х5=100 (минут)= 1 ч. 40 мин.

4. Чтение перед сном

.

Дело в том, последние события дня фиксируются
эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек
спит, он находится под их впечатлением. Организм
привыкает к этому состоянию.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим
режим щадящего чтения. В самом деле, если
ребёнок не любит читать, то это означает, что у
него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения — это такой режим , когда
ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого
получит кратковременный отдых . Такой режим
автоматически получается, если ребёнок
просматривает диафильмы: две строчки под кадром
прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если
ребёнок устанет, то можно продолжить читать
родителям.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую
рекомендации, то есть просмотр диафильмов
проводить перед сном.


Игры по обучению чтению

1. Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование:

касса букв и слогов.

Описание игры:

учитель пишет на доске в два
столбика начала слов и их последние буквы.

СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В

Ученик по вызову учителя соединяет начало
слова с буквой и прочитает получившееся слово.

2. Слог или слово.

Описание игры:

учитель записывает на доске
трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как
можно быстрее прочитать материал и выписать в
тетрадь только слова.

Например:

САД – МАК — РОТ — СОН — ШУМ — КРО – ЛУЧ
- ШКИ – НИТ.

3. Каждому слову — свой слог

Описание игры

: учитель называет слово, дети
определяют первый слог, составляют его или
находят в кассе букв соответствующую карточку и
показывают её.

Оборудование:

касса букв и слогов.

4. Поймай выделенное слово.

Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5
слов. Рядом с каждым из них за вертикальной
чертой в строчку написано само это слово и
несколько слов, близких к нему по буквенному
составу. Вызванный ученик читает слово и находит
его среди тех, что размещены за чертой и
подчёркивает его или обводит кружочком.

Например:

ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса

5. Слово или не слово

?

Оборудование

: слоговые схемы слов, карточки
со словарным материалом.

Описание игры:

учитель показывает карточку с
написанным на ней словом или бессмысленным
наборов слогов. Дети читают материал,
представленный на карточке, и либо кричат
“Слово” и поднимают полоску с соответствующей
слоговой схемой, если на карточке окажется слово,
либо кричат “Не слово” и не поднимают полоску,
если буквенное сочетание на карточке не является
словом.

6. Дежурная буква.

Описание игры

: учитель показывает букву, дети
хором читают её. По сигналу учителя все
записывают печатными буквами слова, которые
начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты
учитель подаёт сигнал о завершении работы.
Выигрывает тот, кто больше написал слова на
заданную букву.

7. Найди слово.

Описание игры:

на доске написаны три столбика
слов. Вызванный к доске ученик должен найти в
указанном столбике слово, названное учителем.

8. Подбери слова.

Оборудование:

карточки слов.

Описание игры:

на наборном полотне
установлены два столбика слов, в первом — имена
существительные, во втором – имена
прилагательные. Нужно составить словосочетания
из подходящих по смыслу слов.

Бант высокое
Река синий
Книга глубокая
Дерево интересная

Вызванный к доске ученик выставляет очередную
пару слов: синий бант, глубокая река, интересная
книга, высокое дерево.

9. Что изменилось?

Описание игры:

на доске попарно записаны
слова, которые отличаются друг от друга порядком
слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос,
липа-пила) или буквенным составом (слон-стон,
рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару
слов и объясняет, что во втором слове изменилось
по сравнению с первым.

10. Найдём ошибку.

Описание игры:

на наборном полотне
составлены предложения о том, как подают голос
животные, но названия действий перепутаны:
“Корова лает”, “Собака мяукает”, “Кот
кукарекает”, “Петух мычит” и.т.п. вызванный
ученик исправляет ошибку в одном предложении.
Правильно составленное предложение класс читает
хором. Работу по исправлению ошибок продолжает
другой ученик.

11. Читатель “молния”.

Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5
слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд
открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся
должны назвать слова прочитанного столбика в той
последовательности, в которой они были записаны
на доске.

Следующий: