Работа над предложением


Основные направления работы над
предложением:

Сопоставление слова и предложения
как речевой единицы.
Наглядно показать, что предложение состоит из
слов.
Определение первого, последнего слова в
предложении.
Определение количества слов в предложении.
Определение главного (Кто? Что?) слова в
предложении.
Дать практическое представление о связи слов в
предложении, необходимость согласования и
управления.
Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в
конце предложения.
Учить определять границы предложения в тексте.
Называть количество предложений. Повторять 1-ое,
2-ое, 3-е предложение.
Учить составлять предложение из слов в нужной
грамматической форме.

Последовательность
работы над предложением:

Нераспространенные предложения:
субъект — предикат (Девочка рисует).
Распространенные предложения из 3-4 слов:

а) субъект — предикат — объект
(Девочка рисует дом);
б) субъект — предикат — объект — объект (Девочка
рисует дом карандашом);
в) субъект — предикат — объект — локатив (Дети
играют в саду);
г) субъект — предикат — объект — локатив
(Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект — предикат — объект — атрибутив
(Бабушка подарила внучке красивую куклу)

Предложения с однородными членами.

Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.

Зная, какие трудности
испытывает ребенок с речевыми нарушениями при
составлении разных типов предложений, для
повышения результативности работы над
предложением я систематизировала материал по
данному разделу и составила план-схему по работе
над предложением.

При составлении плана необходимо :

Подобрать игры и упражнения по
работе над предложением.
Из заданий выбрать именно те, в которых в
наибольшей степени присутствует речевая
деятельность ребенка.
Расположить игры и упражнения в порядке
возрастания сложности.
Подобрать игры и упражнения для развития
мыслительных процессов.
Речевой материал использовать как средство
предупреждения дисграфии.
Усвоить лексико-синтаксические отношения между
членами предложения.
По анализу и синтезу словесного состава
предложения использовать карточки- символы:

Наличие индивидуального наглядного материала
(карточек — символов), условных обозначений слов
позволили обеспечить:

Полный контроль за усвоением знаний и
навыков построения разных типов предложений
детьми.
Высокую речевую активность и умственную
нагрузку.
Повышение эмоционального тонуса,
познавательного порога, рост эффективности
обучения.
Экономное использование учебного времени.
Реализацию познавательных возможностей детей-логопатов.

В предложенном плане представление
поэтапнго обучения детей составлению разных
типов предложений, и каждый этап представляет
собой самостоятельный методический пласт работы
и может быть при желании логопеда дополнен.

ПЛАН — СХЕМА работы над предложением в
логопедической группе для детей с общим
недоразвитием речи


Этапы
работы

Тема

Задачи

Содержание
работы

1 этап

Предмет и слово Формировать
умение быстро и точно находить слова для
обозначения предметов окружающего мира. Учить
классифицировать слова, обозначающие названия
живых существ и неживых предметов. Различать
понятия «предмет», «слово». Развивать
логическое мышление, внимание. Воспитывать
наблюдательность.
Игра «Мы узнаем
мир по именам».

Игра «Кто больше назовет
окружающих предметов».

«Разделить слова на 2 группы по вопросам Кто?
Что?

Игра «Задай вопрос (картинки) Кто это? Что это?»

Игра «Оживи слово»

Дети озвучивают картинки.

Вывод: Все что нас окружает — это предметы
неживые.

Все, кто нас окружает — это живые существа.

Любой предмет можно обозначить символом.

Слово — это набор звуков, имеющих значение.

Слово-предмет Закрепить у детей
понятие о словах, обозначающих предметы,
отвечающие на вопросы: Кто? Что? Учить графически
изображать слова- предметы. Познакомить с
карточкой — схемой, обозначающее слово-предмет
(карточка 1). Развивать зрительное и слуховое
внимание и память.
Рассмотреть
картинки, отобрать те, которые обозначают:
а)живые предметы, б)неживые предметы. Поставить
вопрос

в)запомнить их, назвать только те,
которые отвечают на вопрос Кто? Что?

Игра «Запомни, повтори» (7 слов)

Слуховой диктант (10 слов)

ЗАПОМНИ: Слово-предмет мы будем
обозначать(карточка 1)

Игра «Прогулка в лес». Кого можно встретить в
лесу? Что можно увидеть в лесу?

Слово-действие Учить детей
различать слова, обозначающее действие предмета.
Помочь понять роль слова- действия. Познакомить с
карточкой- схемой, обозначающее слово-действие
(карточка 2).

Учить графически изображать
слово-предмет и слово -действие.

Развивать логическое мышление, слуховое
внимание и память. Учить детей подбирать к
действию объекты и к объекту действия.

Уточнить вопросы: Кто? Что делает?

Игра «Что может
делать человек?»

Слова, которые вы назвали,
обозначают действия и отвечают на вопрос «Что
делает?»

ЗАПОМНИ: Слово-действие мы будем
обозначать(карточка2)

Игра «Назови что я делаю? (действия логопеда с
разными предметами.

Работа с двумя карточками «Слово-предмет»
(карточка 1) и «Слово-действие» (карточка 2).

Игра «Будь внимательным» (логопед называет
вперемешку слова-предметы и слова-действия и
предлагает поднять соответствующую карточку).

Слуховой диктант (7-8 слов -действий)

Прочитать предложение с помощью рисунков- схем
(карточка 2 — карточка 1).

Игра «Поработай слово-действие» В игре два
участника: один из них представляет слово-
предмет, второй выступает в роли слова-действия.
Слово-предмет совершает всевозможные действия, а
слово-действие называет эти действия.

Игра «Кто как передвигается? (по теме «Живая
природа»)

«Кто как ест?» «Кто как голос
подает?» «Кто это может делать?»

Вопрос — ответ (по лексической теме
«профессии»). «Что делает врач, учитель, повар?»

«Кто какие звуки издает?» (Дверь скрипит, ветер
- воет, машина — гудит)

Слово-признак Познакомить
детей со словами, обозначающими признак
предмета. Учить правильно изменять слова,
обозначающие признаки по родам.

Познакомить со
схемой (карточка 3).

Развивать слуховое внимание, память. Подвести
детей к выводу о том, что слово-признак и
слово-действие зависят от слова-предмета.

Рассмотреть
предметы, дать описание по плану: форма, цвет, на
вкус, на ощупь,, материал из которого сделан
предмет.

Задание: Поставить вопрос к словам:
зеленый, свежий, желтая, красивое. Графическое
изображение слова-признака.



ЗАПОМНИ: Слово-признак мы будем обозначать
(карточка3)

Упражнение на развитие слухового внимания и
памяти.

Из услышанного ряда слов назвать только те,
которые обозначают признак предмета.

Нарисовать слова: кудрявые облака, голубой
ручей, лучистое солнце.

Подобрать слова-синонимы:
аккуратный (чистый, опрятный)

Грустный (печальный, скучный, невеселый),

Смелый (храбрый, отважный, бесстрашный.

Подобрать слова-антонимы к словам признакам:
умный -глупый; смелый — трусливый; злой — добрый.

Придумать слово к слову: осень какая? День
какой? Настроение какое?.

Игра-соревнование, кто больше назовет
слов-признаков к предмету»

Назвать предмет по его признакам. Ответить на
вопросы:

Прыгучая, пушистая, рыженькая … (белка)

Маленький, круглый, колючий… (еж). Чистое,
свежее, душистое… (полотенце)

Отгадать загадки. Поставить вопрос к словам:
вафельное, полосатое, гладкое, мохнатое. Что
обозначают эти слова? (Слова-признаки).

Графический диктант (слова-признаки)

Предлог Уточнить
пространственные отношения, выраженные
предлогами «в, на, над, под, за, от, со, с, из-под,
из-за, через,н.

Познакомить с графическим
изображением предлога (карточка 4).

Учить выкладывать схемы предложений с
предлогами, включать в предложение пропущенный
предлог.

Знакомство со
схемами предлогов, уточнить, когда мы говорим эти
маленькие слова:

В — когда предмет находится
внутри,

На — когда предмет находится сверху,

Под — когда предмет находится внизу и т.д.

Выставить парами предметные картинки.
Придумать предложение с предлогами: гриб — елка,
гриб — сковородка, шишка — елка; еж — елка, заяц -
куст, лиса — нора; птица — ветка, белка — дупло,
бабочка — цветок.

«Прочти предложение без предлога».

Что такое предлог? (Маленькое слово перед
словом)

Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги?

2 этап

Предложение Дать детям
понятие о предложении. Учить детей различать
понятия «Слово» и «Предложение»; правильно
согласовывать в числе глагол с существительным,
прилагательное с существительным. Формировать
навык составления схемы предложения, опираясь на
слуховое восприятие.

Закрепить понятие об
интонационной законченности предложения.

Сформировать у детей абстрактно-зрительное
представление о слове, как единице предложения.

Учить составлять простое нераспространенное
предложение с использованием графического
изображения слов.

Учить определять главное слово в предложении.

Определять количество слов,
последовательность слов.

Учить составлять предложение о действиях,
называть 1-ое, 2-е слово.

Предложение-
единица человеческой речи, которая выражает
законченную речь.

Предложение состоит из слов.
Предложение мы читаем, будто что-то сообщаем. Все
на свете из чего-то состоит: облака из множества
водяных капель, лес из деревьев, а наша речь
состоит из предложений, а предложения из слов.
Слова живут в предложении в согласии.
Разбираются предложения (2 — 3) из 2 слов.

Графическое изображение предложения. Корова
мычит.(карточка 1 и карточка 2).

Начертить схему предложения в
тетрадях.

Назови 1-ое, 2-е слово. Сколько слов в
предложении?

Графический диктант (работа со схемой слов)

Трава желтеет.

Опадают листья.

Дует ветер.

Идет дождь.

Учить составлять
предложение из 3-х слов: делить на слух простое
предложение на слова, называть их по порядку.
Учить выкладывать предложение с применением
известных грамматических и синтаксических
правил.

Учить составлять предложение по «живой
модели».

Игра с движениями
«Ехали, поехали». Дети изображают поезд, логопед
называет слова. Слово-предмет (дети хлопают в
ладоши — остановка.

Слово -действие (дети
произносят звук Ч,Ч,Ч…-движение поезда)

Слово — признак (дети машут рукой).

Предлог (топают ногой — тормоз).

Игра «Живое предложение». Продолжить
предложение, которое начинаются одинаково «На
столе лежат красные яблоки». На столе (карточка 2,
карточка 3, карточка 1).

Игра «Сплетем венок из
предложений»:

- Большой дом.

- Дом построили строители.

- Строители строят многоэтажные дома.

Игра «Поймай слово в предложении» (1-е, 2-е,3-е,
4-е).

Игра «Оживи слово», «Оживи предложение» (по
предметной картинке)

Упражнение «Собрать предложение из слов»
(девочка, петь, песня, красивая)

Напечатать последнее (первое) слово в
предложении «На окне сидит муха».

Задание: Нарисовать картинку и придумать по ней
предложение. Выложить предложение, используя
карточки-символы. Провести анализ словесного
состава предложения.

Учить
придумывать предложение, придерживаясь единого
сюжета.

Учить распространять основу
предложения до 5 — 6 слов, используя карточки-
символы, грамотно его оформлять.

Учить детей сокращать предложение до основы,
используя карточки — символы слов.

У детей
предметные картинки (девочка, мяч, дом, парк,
качели). Логопед начинает: «Это Маша, она
пообедала и решила поиграть» Продолжает
ребенок, у которого на картинке мяч.

Ребенок:
«Маша взяла мяч и стала подбрасывать его вверх.

Задание: найти предложение по соответствующей
схеме.

Составить предложение соответствующее схеме.

Составить предложение с парой слов «Кисточка -
краски».

Предложения: «Мальчик скачет». (карточки-
символы)

«Мальчик скачет на коне».

«Мальчик скачет на быстром коне».

«Мальчик скачет на быстром вороном коне».

Логопед придумывает предложение, дети
осмысляют его. Затем логопед просит детей
сократить предложение:

«Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает. ВЫВОД: остались главные слова в
предложении.

Упражнение «Измени одно слово.»

Логопед предлагает послушать предложение,
повторить его, заменив в нем одно слово. Например:
«Ребята пришли из школы. Дети пришли из школы.
Девочки пришли из школы».

3 этап

Обучение
связной речи.
Учить
повторять рассказ из 3-4 предложений с
использованием карточек-символов.

Учить
составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете и
по картинке. (сюжетной), грамматически правильно
оформлять предложения (в рассказе).

Учить считать количество предложений в
рассказе и контролировать количество слов в
предложениях с помощью картинок-символов.

Развивать у детей навыки связной речи при
составлении рассказов — описаний, загадок -
описаний в творческих рассказах.

Логопед
читает рассказ, выкладывает карточки-символы,
дети считают количество предложений.

«Наступила
золотая осень. В лесу листопад. Кружатся, летят,
падают на землю осенние листья. Птицы улетели в
теплые края.»

Пересказать рассказ без карточек.




Следующий: