Рабочие программы по внеурочной деятельности Почемучки по экологии для 1–4-х классов Жить – чтобы жить


Необходимость составления рабочей программы
обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального
государственного образовательного стандарта II
поколения
, а так же особенностью организации
учебного процесса в школе.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4
классах по ФГОС “Почемучки” составлена по
экологии и формирует у ребёнка понимание жизни
как величайшей ценности, что достигается и через
непосредственное общение с живым (растениями,
зверями, птицами, земноводными), явлениями
природы и взаимодействии с природными объектами.
Она способствует не только расширению и
углублению знаний детей об окружающем мире, но и
формирует целостное представление о природе на
основе развития интеллектуального потенциала,
психического состояния и физического здоровья
детей младшего школьного возраста, тем самым
развивая экологический аспект современной
культуры. Познание ребёнком мира живого
начинается с вещей и явлений, доступных
восприятию органами чувств (реальные предметы,
материальные модели), и состоит в выявлении
причинно-следственных идей упорядоченно и
естественно. Осознание ребёнком, что биосфера –
это не только человек, но и всё многообразие
живой материи, являющейся непременным условием
не просто существования, но и развития
человечества. Природу нужно изучить экосистемно,
начиная с наиболее простых, близко расположенных
(сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями
земного шара – единым всеобъемлющим
сообществом. Поэтому форма организации знаний в
данной программе построена от простого к
сложному, от наблюдений к рассуждению.

Цель программы: формирование осознанного
правильного отношения к объектам природы,
находящимся рядом, формирование экологической
культуры.

Основные методы в образовательном процессе
по реализации программы: методы экологического
тренинга, учебные игры, метод конкретных
ситуаций, метод исследования и поисковой работы.
Данная программа способствует не только
расширению и углублению знаний детей об
окружающем мире, но и формирует целостное
представление о природе на ос-нове развития
интеллектуального потенциала, психического
состояния и физического здоровья детей младшего
школьного возраста, тем самым развивая
экологический аспект современной культуры.

В основе программы лежит принцип научности,
принцип доступности, принцип преемственности.
Ориентиром в структурировании содержания
программы служит принцип полицентризма, который
предполагает многомерное видение научной
картины живой природы. С опорой на этот принцип в
программу заложена “понятийная сетка”, в
которую вошли основополагающие понятия:
организм, вид, экосистема, природа, живая природа,
неживая природа, среда, место обитания,
экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в
программе как обязательное требование – защита
жизни, выявление условий для её расцвета –
является основной целью программы. Данный
принцип преломляет научное знание в систему
культуры. Это оказывается возможным на уровне
формирования основ научного мировоззрения при
обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как
сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс
- 33 часа; 2 класс — 34 часа; 3 класс — 34 часа; 4 класс — 34
часа.

Программа составлена по двум направлениям: в 1-2
классах — познавательно-экологическое; в 3-4
классах — исследовательско-экологическое.

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и
неживые;

- выделять связи живого организма со средой
обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и
предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в
наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её
названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных
птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в
лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его
внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному
кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные”
грибы;

- “читать” звездное небо;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.


Содержание программы для 1 класса

Здравствуй, чудо-природа!

1 класс

1 раздел – “Я и природа”

Этот раздел программы направлен на
формирование начал экологической культуры,
осознанного отношения к природе. В ребенка
закладывается первоначальное понимание
некоторых аспектов взаимодействия человека с
природой: человек, как живое существо,
нуждающееся в определенных жизненно необходимых
условиях; человек, потребляющий природу и по
возможности восстанавливающий ее богатства.

Демонстрация: правила поведения на природе,
картины русских и татарских художников о
природе.

Практическая деятельность: экскурсия,
наблюдение за живой и неживой природой.

2 раздел – “Братья наши меньшие”

Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать
за братьями меньшими. Наблюдения за домашними
питомцами позволяют узнать многие природные
закономерности, взаимосвязи, развивают у детей
познавательный интерес.

Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к
домашним животным”

Практическая деятельность: уход за домашними
питомцами.

3 раздел – “Пернатые друзья”

В этом разделе программы дети учатся различать
птиц, часто встречающихся в нашей местности.
Отводится время на наблюдение за поведением
птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию
загадок.



Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”,
В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов
“Иллюстрированный справочник по птицам”.

Практическая деятельность: изготовление
кормушек для птиц, исследовательская работа
“Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.



4 раздел – “Путешествие в мир леса”

Наблюдения за растениями и животными. В лесу
можно найти много примеров, подтверждающих
взаимосвязь растений и животных.

Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки”
М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков
“Азбука леса”.

Практическая деятельность: экскурсии в зимний
лес и в Шаршадинский леспромхоз.

5 раздел – “Экологическая тропа”

Дети изучают редкие и исчезающие виды растений
и животных Татарстана, родники своей местности.

Демонстрация: Красная книга Татарстана.

Практическая деятельность: рисование.

Практическая деятельность: исследовательская
работа “Наши родники. Топонимика”.

6 раздел – “Зимний сад на окне”

В народе говорят, что комнатные растения цветут
только в том доме, где царит мир и любовь между
людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в
классе – это показатель хорошей атмосферы в
помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за
растениями. Проводят опыты и занимаются
исследовательской работой о влиянии света на
рост комнатных растений.

Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки,
земля.

Практическая деятельность: выращивание
хлорофитумов.

7 раздел – “В мастерской художницы зимы”

Мы рисуем зиму.

Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая
осень”, альбом для рисования, цветные карандаши,
акварельные краски.

Практическая деятельность: конкурс рисунков.

8 раздел – “Загадки животного мира”

Несколько лет подряд на нашем пруду проводят
зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают
за дикими утками, знакомятся с интересными
фактами из жизни клестов.

Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: сбор информации о
диких утках, клестах, оформление выполненные
наблюдения в виде сообщения, проекта.

9 раздел – “Секреты неживой природы”

Сколько интересного происходит с явлениями
природы. Здесь дети раскроют секреты неживой
природы.

Демонстрация: глобус, теллурий.

Практическая деятельность: игра “День и ночь”.

10 раздел – “Наш досуг”

Духовное наследие народа – это прекрасное,
бесценное богатство. Мероприятия этого раздела
позволяют в интересной форме познавать
фольклорные праздники, формировать
экологическую культуру детей.

Демонстрация: костюмы для праздников.

Практическая деятельность: праздники
“Науруз”, “Карга боткасы”.

Учебный план



п/п
Наименование разделаВсего часовВ том числе занятия
Теорет.Теорет.
1Я и природа 422
2Братья наши меньшие422
3Пернатые друзья312
4Путешествие в мир леса532
5Экологическая тропа211
6Зимний сад на окне211
7В мастерской художницы Зимы1 1
8Загадки животного мира321
9Секреты неживой природы321
10Наш досуг514
Итого:331518

Тематическое планирование занятий


№ п/пРаздел. Тема занятияКол.
часов
Теорет.Практ.Экскурс.Дата
план факт.
1Я и природа4211
11Сосновый бор.

Экологическая
тропа осенней экскурсии

1
.2Как вести себя на природе1
13Природа в творчестве
художников
1
14Пр. зан. Творческая
мастерская. Осенняя гостиная
1
2Братья наши меньшие422
21Домашние животные.
Кроссворд “Кто есть кто?”
1
22Чем мы кормим домашних
животных
1
23Как ухаживать за своим
питомцем
1
24Пр. зан. Творческая
мастерская Объемное моделирование из природных
материалов. “Дом. Животные”
1
3Пернатые друзья312
31Местные виды птиц1
32Столовая для птиц.
Изготовление кормушек
1
33Синицы… “полезные” или
“вредные” птицы? Исслед. работа
1
4Путешествие в мир леса5311
41Взаимосвязь растений и
животных
1
.2Следы на снегу1
43Лес и наше здоровье. Дары
леса
1
44Природа – источник
творческого вдохновения
1
45Экскурсия в Шаршадинский
леспромхоз
1
5Экологическая тропа211
51Редкие и исчезающие виды
растений и животных Татарстана
1
52Родники Шаршадинской
местности
1
6Зимний сад на окне211
61Комнатные растения. 1
62Влияние света на рост и
развитие комнатных растений. Исслед. работа
1
7В мастерской художницы
Зимы
11
71“Красавица- Зима”.
Конкурс рисунков
1
8Загадки животного мира321
81Любопытные факты о живой
природе
1
82Это интересно! Сбор
информации о клестах
1
83Зимовье зверей1
9Секреты неживой природы321
91Смена дня и ночи1
92Смена времен года1
93Наш друг — эхо. Экскурсия в
весенний лес
1
1Наш досуг5111
Итого3315117


Содержание программы для 2 класса

Прикосновение к прекрасному

2 класс

1 раздел – “Войду в природу другом”

Природа – колыбель наша. У истоков природы.

Демонстрация: осенние приметы.

Практическая деятельность: экскурсия в
природу.

2 раздел – “О чем поют птицы”

Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”,
И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”,
Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.

Практическая деятельность: викторина “Птицы
наши друзья”.

3 раздел – “О грибах и не только”

Удивительный мир грибов. Грибы на службе у
человека. Что такое “тихая охота”?

Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не
только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского,
В.Лифшица, муляжи грибов.

Практическая деятельность: КВН “Грибы – это
грибы”, составление альбома о грибах.

4 раздел

“Жизнь на водоемах”

Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем
питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели
водоемов?

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.

Практическая деятельность: видеофильм о
бобрах.

5 раздел – “Удивительный мир бабочек”

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться
красоте и беречь ее!

Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко
“Удивительный мир бабочек”.

Практическая деятельность: выставка рисунков.

6 раздел – “Явления природы”

Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все
хотим знать.

Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”,
Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: экскурсия.

7 раздел – “

Мы — юные садоводы”.

Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка.
Искусство составления букетов.

Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”,
исследовательская.

Учебный план



п/п
Наименование разделаВсего часовВ том числе занятия
теор.практ.
11В гостях у природы532
22Пернатые наши друзья963
33О грибах и не только431
44Жизнь на водоемах532
55Удивительный мир насекомых321
66Явления природы312
77Мы юные садоводы413

Тематическое планирование занятий



п/п
Раздел. Тема занятияКол.
часов
Теорет.Практ.Экскурс.Дата
план
факт
1В гостях у природы5311
11Что такое “экология”?
Путешествие в лесную школу
1
12Ель – кормилица. Лесной час1
13Почемучкины книжки1
14Умеешь ли ты видеть необычное в
обычном. Поделки из природных материалов
1
15Джунгли зовут! Игровое занятие1
2Пернатые – наши друзья9621
21.Ястреб-тетеревятник – самый
быстрый и грозный охотник леса
1
22.Горлица – лесной голубок1
23.Филин – самый крупный из наших
сов
1
24.Кукушка – хитрая птица1
25.Лесной доктор – большой пестрый
дятел. Экскурсия
1
26.Клесту не страшен холод1
27.Кичкетанский заказник. Более 99
разновидностей птиц.
1
28.КВН “Птицы наши друзья”1
29.Экологическая акция “Берегите
птиц!”
1
3О грибах и не только431
31.Съедобные и несъедобные грибы1
32.Грибы, выращенные на грядке и
растущие на деревьях
1
33.Грибная угадайка1
.4.Грибы на службе у человека.
Составление альбома-справочника о грибах. Пр.
зан.
1
4Жизнь на водоемах532
41.Рыбы .Рыбий язык1
42.Аквариумные рыбки1
43.Неуклюжий рак. Где он зимуют?1
44.Чья это хатка? Видеофильм1
45.Оригами. “Рыбки в аквариуме”1
5Удивительный мир насекомых321
51.Бабочки, занесенные в Красную
книгу Татарстана
1
52.Искусные строители: муравьи и
пчелы.
1
53.Природа и фантазия. Пр. занятие1
6Хочу все знать. Об интересных
явлениях природы
312
61.Гроза… Гремит гром, сверкает
молния. Как и почему?
1
62.Снег. Лед. Вода. Их свойства.
Причины загрязнения. Исслед. Работа
1
.3.Экскурсия на реку Иж1
7Мы юные садоводы413
71.Мы исследуем почву. Исслед.
работа
1
72.Искусство составления букетов.1
73.Все цвета радуги. Буклет о
садовых цветах
1
74. Работа на пришкольном участке1
Итого:331914


Содержание программы для 3 класса

“Нет правды без любви к природе.
Любви к природе нет без чувства красоты”.
Ян. Полонский


3 класс. “В чудный мир экологических
открытий…”

1 раздел “Я — юный исследователь и следопыт”. (3
часа)

Что означает слово “исследователь”? Что
делает следопыт? Знакомство с оборудованием,
необходимым для работы в природе. Компас, лупа,
полевой дневник. Журнал инструктажа по технике
безопасности.

Демонстрация: полевой журнал для записей
наблюдений. Микроскоп из пластикового
стаканчика.

Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.



Практическая деятельность: проведение
инструктажа.

Творческая работа: сочинение “Осень.. Очей
очарованья”.

2 раздел. “Лес — верный друг человека”. (4 часа)

Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей
друзей леса”. Структура леса,типы. Сосновые,
еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные
этажи”. Экологическая ценность лесов.
Разновидность деревьев в лесу.

Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”.
Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”.
Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.

Экологическая экскурсия в лес.

Практическая деятельность: сбор материалов,
шишек, коряги.

Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки
сосновые”. (Общие и различия).

Творческая деятельность: “В лесной
мастерской” (поделки из природных материалов).
“Это мой Шурале…” (поделки из коряг).

3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (2
часа)

Как узнать возраст дерева? Влияние времен года
на рост дерева. Долголетние и недолговечные
деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое
годичное кольцо? Экологические необходимости
влияния на роста и жизни дерева. Корни –
“добытчики” и проводники дерева.

Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева
Коллекция годовых колец разных видов деревьев. А.
В. Гавеман. “Лес”. Семейные альбомы.

Экскурсия в Шаршадинский лесхоз. Встреча с
рабочими.

Практическая деятельность: определение по
годичным кольцам возраст деревьев.

4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)

Экологические проблемы и охрана природы в зоне
лесов. Причины экологических проблем. Что
зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой
энцефалит?

Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.

Практическая деятельность: составление
памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься
от беды?

5 раздел. “Наш край — край лесов и лесных
богатств”. (4 часа)

Что мы знаем о наших лесах? История
Шаршадинского лесхоза и леспромхоза. Лесные
массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные
промыслы. Лесные богатства. Лекарст-венные
растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на
человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети.
Почва леса.

Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в
сосновом бору”. Карта лесных массивов
Агрызского района. Тетрадь — альбом творческих
работ детей, посвященных природе родного края.
Публикации детей на страницах газет.

Экскурсия в дом-музей И.И.Шишкина в городе
Елабуга. Г.Тукай. “Шурале”.

Практическая деятельность: сбор материалов по
истории нашего леспромхоза и о труде наших
родных в этом лесхозе.

Творческая работа: составление кроссвордов на
тему “В лесах наших…” (конкурс).
Литературно-творческие работы на страницах
газеты “Янарыш”, “Серебрянный колокольчик”.
Участие в конкурсах на экологические темы.

Конференция: “День открытых дверей”.
Обобщение материалов поисковой работы за
круглым столом “Рассказывают наши деды и
бабушки”.

6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (5
часов)

Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об
охране живой природы Республики Татарстан.
История заповедного дела. Заказники.
Волжско-Камский государственный природный
биосферный заповедник. Заказник “Кичке-Тан”.
Территория, его богатства. Разновидности живой
природы, занесённые в Красную книгу. Один из
самых примечательных родников -
“Аулия-чишмэсе”. На страже природы. Роль
заказника в экологическом воспитании будущего
поколения. Руководитель заказника — Ахли
Гаскарович Файзуллин и его специалисты. Аллея
Хартии Земли, посаженная в октябре 2006 года.

Демонстрация: карта территории заказника
“Кичке-Тан”. Фотоснимки интересных животных и
птиц. Красная книга Республики Татарстан.
Л.Карташова “Места заповедные”. 2007 г. 92-102 стр.

Экскурсия в заказник. Турпоход на родник
“Аулия-чишмэсэ”.

“У нас в гостях …” (встреча с работниками
заказника).

Творческая работа: ежегодное участие в работе
акции “Марш парков”.

7 раздел. “Тихий уголок детства”. (5 часа)

Родная деревня Шаршада — тихий уголок
заказника. Родники наши. Исторический пруд.
Гордость наших сельчан-парк. Животный мир парка.
Наши луга и просторы. Реки Шаршадинка, Кырыкмас,
Иж. Дары природы: грибы, ягоды, орех. Анвар
Зайнутдинов – наш герой. Яблони, посаженные
Анваром.

Демонстрация: карта расположения деревни.
Иллюстрации животного мира и растений нашего
края. Творческие тетради детей (сборник
стихотворений, сочинений, статьей, рассказов,
посвященных родной деревне). Публикации на
страницах газеты “Янарыш”, “Агрызские вести”.

Практическая деятельность: уборка территории


Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: