Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

Сегодня велико значение интегрированного курса (география, биология, экология
и краеведение) в преподавании географии и биологии. Оно состоит в том, что при
изучении своего края у учащихся формируются правильные представления о многих
объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для
формирования понятий.

Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает
преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение
регионального компонента.

Цель рабочей тетради: освоение знаний о
многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной
среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального
использования.

Для реализации этой цели мы поставили
следующие задачи:

  1. Воспитать у учащихся любовь и уважение к
    своему региону как источнику жизни. Усилить межпредметную и внутрипредметную
    интеграцию знаний.
  2. Формировать умения пользоваться источниками
    информации (картами, таблицами, схемами). Выявить особенности природных компонентов,
    уникальности природы Красноярского края.
  3. Научить учащихся применять знания и умения
    сохранения природы Красноярского края в повседневной жизни.

Рабочая тетрадь включает темы:

Географическое положение. Рельеф. Полезные
ископаемы. Климат. Факторы, определяющие климат. Внутренние воды. Растительный и
животный мир. Охраняемые территории Красноярского края.

Рассмотрение каждого природного компонента
начинается с краткой информации о нём. Система заданий и практических работ
представляет собой ряд заданий, по той или иной теме каждая из которых, часть
одного целого. Они помогут учащимся закрепить знания и умения о природных
компонентах на примере Красноярского края; лучше организовать учебную
деятельность; проявить свой интеллект, качества своей личности; правильно
оценить результат обучения. А результатом выполнения заданий являются:

  • умение работать со справочными материалами;
  • оформлять контурную карту; читать и анализировать карты;
  • составлять описания и
    характеристики;
  • оценивать и прогнозировать изменения природных объектов.

Задания для выполнения практических работ имеют
различный уровень сложности. Некоторые задания носят творческий характер,
ориентированы на внимательное чтение информации, на развитие воображения, на
индивидуальный подход к решению учебных задач. Например: викторина «Заповедники
Красноярского края», задания с использованием Эколого-ландшафтной таблицы
Красноярского края, практическая работа «Биоритмы в условиях Крайнего Севера».

Материал в рабочей тетради, разнообразен:
практические задания, схемы, таблицы, фотовикторины, вопросники, викторины.

Этот материал имеет широкое поле применения как
домашнее задание, текущая и итоговая проверка пройденного, самопроверка.

Задания могут выполняться учащимися
самостоятельно или под руководством учителя, позволяют учитывать индивидуальные
способности учащихся при выборе развивающих и познавательных заданий.

Конечно, выполнение учащимися заданий
определяется в зависимости от особенностей класса, степени обученности и
обучаемости конкретных школьников, их интереса. Реальный смысл учения
определяется не столько целями, сколько мотивами, отношением детей к предмету, к
изучению родного края, а мотивы – внутренняя побудительная сила, заставляющая
человека переходить к действию.

Географическое положение красноярского края

Общие сведения:

Площадь

– 2339,7 тыс. кв. км, что составляет 13,6% от всей страны.
Население – 3млн. 51 тыс. человек.
Протяженность с севера на юг – 3000 км, а с запада на восток – 1250 км.
Столица – г. Красноярск (население-875,2 тыс. человек)
Красноярский край – центр России, центр Евразии 1/60 часть суши нашей
планеты.

Задание №

1. Определите протяженность Красноярского края (в км и
градусной мере).

С севера на юг (по меридиану 100 в.д.)____________________________

С запада на восток (по параллели 60 с.ш.) __________________________

Задание № 2.

Определите по картам атласа расположение Красноярского края
в нашей стране __________________________________

Вспомните план характеристики географического положения (ГП) территории:

  • Положение на материке
  • Крайние точки, их координаты
  • Границы
  • Омывающие моря
  • Положение в тепловых поясах

Задание№ 3.

По контурной карте опишите географическое положение нашего
края.

Задание № 4.

Сделайте вывод об особенностях ГП Красноярского края.

Практическая работа № 1

Ознакомление с тематическими картами и решение простейших задач по карте.

1. Проанализируйте карты:

Название картыСтр. атласа, на которой она
помещена
Что изображено на карте?Способ изображенияПри решении каких задач
используется?

2. Решите по карте следующие задачи:

В каком направлении от города Красноярска находятся:

  • Москва_____________________________________
  • Норильск___________________________________
  • Санкт-Петербург_____________________________
  • Новосибирск________________________________
  • Канск______________________________________
  • Владивосток________________________________

3. Нанесите на контурную карту крайние точки и границы края.

Рельеф и полезные ископаемые

Рельеф

это совокупность неровностей
земной поверхности. Основные формы рельефа: горы, равнины. В
Красноярском крае большая часть территории – равнинная. На юге расположены
Западные и Восточные Саяны.

Задание № 1.

Заполните таблицу: особенности рельефа и конкретизируйте их
примерами на основе анализа карт атласа.

Особенности рельефа края.Примеры, подтверждающие их.
Разнообразие
Понижение территории к северу
Преобладание равнин
Горное обрамление

Задание № 2.

Подпишите на контурной карте названия основных форм рельефа
края.

Задание № 3.

На каких тектонических структурах расположены равнины?

Полезные ископаемые Красноярского края.

Месторождениями

называют крупные скопления руд, имеющих промышленное
значение.

Бассейнами

называют группы близко расположенных месторождений одного и
того же полезного ископаемого.

Задание № 4. По каким источникам географической информации можно
узнать о полезных ископаемых?

Задание № 5.

Используя карту, запишите, какие полезные ископаемые
относятся к магматическим
породам:_______________________________________________________________________________,

к осадочным породам: ________________________________________

Климат. Факторы, определяющие особенности климата.

Климатообразующие факторы:

  • Географическое положение
  • Солнечная радиация
  • Движение воздушных масс
  • Подстилающая поверхность (рельеф)
  • Близость морей и океанов, течения

Климатические пояса

, в которых расположен наш край:

  • Арктический
  • Субарктический
  • Умеренный (резко континентальный)

Задание № 1.

Составьте основные характеристики климата с севера на юг:

Температура воздуха:______________________________________________

Количество осадков:_______________________________________________

Испаряемость:____________________________________________________

Коэффициент увлажнения:_________________________________________

Задание № 2. Определите по карте, какой из названных климатических
поясов занимает наибольшую площадь
края:___________________________________________

В каком климатическом поясе мы
живем?______________________________________________________________

Задание № 3. Проследите, как изменяются климатические условия по
поясам.

Практическая работа № 2.

Практическая работа “Биоритмы в условиях Крайнего Севера”.

(Работа в группах)

Группа № 1

Групповое задание:Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека
№ 1№ 2
1.
Определить в % кол-во дней зимы.
1.
Определить в % кол-во остальных дней года.
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 180
и V ветра = 6-7 м/с
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 150
и V ветра = 8-9 м/с
3.
Построить график по физическим факторам:
3.
Построить график по физическим факторам:
t0-38-32-34-36-30-28-36-40t0-36-38-40-42-36-34-40-44
810121416182022911131517192022
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
ВЫВОД:

Группа № 2

Групповое задание:Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как
эти особенности влияют на самочувствие человека
№ 1№ 2
1.
Определить в % кол-во дней полярной ночи.
1.
Определить в % кол-во дней полярного дня.
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 200
и V ветра = 16 м/с
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 250
и V ветра = 8-9 м/с
3.
Построить график по физическим факторам:
3.
Построить график по физическим факторам:
t0-12-14-16-18-20-13-15-20t0-22-24-28-30-23-25-30-32
46810121416185791113151719
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
ВЫВОД:

Группа № 3

Групповое задание:Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека
№ 1№ 2
1.
Определить в % кол-во белых ночей.
1.
Определить в % кол-во сумеречных ночей.
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 300
и V ветра = 10 м/с
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 350
и V ветра = 11-12 м/с
3.
Построить график по физическим факторам:
3.
Построить график по физическим факторам:
t0-4-6-8-10-12-3-5-15t0-40-42-44-38-36-30-35-38
46810121416181012141618202224
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
ВЫВОД:

Группа № 4

Групповое задание:Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как
эти особенности влияют на самочувствие человека
№ 1№ 2
1.
Определить в % кол-во дней дня и ночи.
1.
Определить в % кол-во дней зимы.
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 400
и V ветра = 13-14 м/с
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 450
и V ветра = 4-5 м/с
3.
Построить график по физическим факторам:
3.
Построить график по физическим факторам:
t0-20-22-24-26-18-10-15-17t0-15-17-19-21-15-10-15-18
810121416182022246810121416
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
ВЫВОД:

Группа № 5

Групповое задание:Какое оказывает влияние погода на самочувствие человека
№ 1№ 2
1.
Определить в % кол-во дней зимы.
1.
Определить в % кол-во остальных дней года.
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 50 и
V ветра = 15-16 м/с
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 100
и V ветра = 17-18 м/с
3.
Построить график по физическим факторам:
3.
Построить график по физическим факторам:
t0-36-30-20-10-15-17-20-28t0-40-36-30-28-35-37-40-29
1012141618202224246810121416
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
4.
Предположите как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
ВЫВОД:

Группа № 6

Групповое задание:Какие особенности погоды существуют в условиях Крайнего Севера. Как
эти особенности влияют на самочувствие человека
№ 1№ 2
1.
Определить в % кол-во дней полярной ночи.
1.
Определить в % кол-во дней полярного дня.
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 100
и V ветра = 17-18 м/с
2.
Определить коэффициент погрешности при t0 = — 150
и V ветра = 13-14 м/с
3.
Построить график по физическим факторам:
3.
Построить график по физическим факторам:
t0-2-4-6-8-10-9-6-12t0-12-14-16-18-20-16-14-13
1214161820221820246810121416
4.
Предположите, как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
4.
Предположите, как будет себя чувствовать человек при этих физических
факторах?
ВЫВОД:

Внутренние воды

Реки.

Общие сведения:

Крупная река Красноярского края Енисей, протяженность которого


4092 км. Притоки:
Нижняя Тунгуска – 2989 км, Подкаменная Тунгуска – 1832 км, Ангара – 1779 км,
Пясина – 922 км, Хатанга – 238 км.

Практическая работа № 3

Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового
стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования реки Енисей.

  • Характер течения:_______________________________________________________
  • Тип водного режима:_____________________________________________________
  • Источники питания:______________________________________________________
  • Уклон и падение
    реки:____________________________________________________
  • Расход воды в устье и годовой
    сток:________________________________________
  • Возможности хозяйственного
    использования:________________________________
  • Озера Красноярского края.

Общая численность озер в крае составляет

323
тысячи.

Задание № 1.

По контурной карте обозначьте самые большие озера нашего
края.

Природные льды:

  • Атмосферные (сезонные: снег, град, гололед, иней)
  • Наземные (многолетние: ледники, снежники)
  • (сезонные: снежный покров, наледи)
  • Плавучие (многолетние: паковые льды, айсберги)
  • ( сезонные: морские льды, речные льды)
  • Подземные (многолетние: подземные льды)

Задание № 2

. Поскольку Красноярский край располагается в достаточно
суровых климатических условиях, значительная часть водных запасов края
содержится в виде льда. Определите по характеристике природных льдов, какие из
них распространены в арктическом и умеренном климатических поясах края?

Многолетняя мерзлота

Многолетняя мерзлота – толщи мерзлых горных пород, не оттаивающие в
течение долгого времени (от нескольких лет до десятков и сотен тысяч лет).
Мощный слой многолетней мерзлоты находится на территории Красноярского края.

Задание № 3.

Обозначьте территории многолетней мерзлоты на карте
Красноярского края:

Как влияет многолетняя мерзлота на деятельность человека?

Почвы Красноярского края

Механический состав почвы

– это соотношение различных по размерам
минеральных частиц песка и глины. Главное свойство почвы — плодородие.

В образовании почв участвуют следующие факторы:

  • Рельеф
  • Горные породы
  • Грунтовые воды
  • Климат
  • Растения
  • Животные
  • Деятельность человека
  • Время

Задание № 1.

Подумайте, какие из этих факторов и почему оказывают
наибольшее влияние на образование почв в нашей местности? _______

Задание № 2. Какие почвы в нашем крае наиболее плодородны?
__________________

Задание № 3. Какие типы почв преобладают на Таймыре? И почему?
_______________

Водный режим почв:

  • Промывной
  • Непромывной
  • Выпотной
  • Застойный

Задание № 4. Какой водный режим будет преобладать в зоне тундр?
__________________

Растительный мир Красноярского края

Флора Красноярского края насчитывает более

450
видов растений, в том числе около
60
видов находится под охраной государства.

В растительном покрове отчетливо прослеживается зональность, а в горах –
высотная зональность.

Основные типы растительности

  • Тундровая.

Формируется при малом количестве тепла.

  • Лесная.
  • Хвойные и смешанные леса лучше переносят переувлажнение и
    прохладный климат.

  • Степная.
  • Формируется в условиях недостаточного и неустойчивого
    увлажнения.

    Задание № 1. Дайте названия растениям тундры.

    1)_____________________ 2)________________________

    3)_____________________ 4)________________________

    5) _____________________ 6)________________________

    Что влияет на растительный мир тундры?


    ____________________________________________________

    Растительные ресурсы

    В крае заготавливается большое количество грибов, ягод, лекарственных
    растений, кедровых орехов, папоротника.

    Растительные ресурсы

    – это пищевые продукты,
    корма, сырье
    .

    Задание № 2. По рисунку определите, какие относятся к пищевым,
    кормовым, сырьевым ресурсам. Что является основным ресурсом леса?

    Рациональное использование древесных ресурсов – необходимое условие бережного
    отношения к природе.

    Задание № 3. Перечислите, какие вы знаете продукты
    лесоперерабатывающей промышленности? _____________

    Задание № 4. По карте растительности и почв выделите типы
    растительности для каждой природной зоны края. ____________

    Животный мир Красноярского края

    • На территории края обитает

    342 вида птиц и
    89 видов млекопитающих.

  • Среди млекопитающих, наиболее значительной является популяция северного
    оленя.
  • На берегах и во льдах океана водятся белые медведи, моржи, тюлени,
    нерпы.
  • В тайге можно встретить бурого медведя, лося, марала, соболя, рысь,
    белку, зайца.
  • В тундре живут песцы, волки, лисы, горностаи, гнездятся многие птиц.
  • Реки и озера богаты осетром, стерлядью, тайменем, щукой, сигом, нельмой,
    ряпушкой, корюшкой
  • всего около 30 видов
    промысловых рыб.

    Задания № 1. Распределите животных по природным зонам края.

    Природная зона
    ____________________
    ____________________
    ____________________
    Животные
    ________________________
    ____________________
    ____________________

    Задания № 2.

    Перечислите животных, которые имеют большое значение в
    природе, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

    Охраняемые территории Красноярского края.

    Редкие и исчезающие растения и животные занесены в


    КРАСНУЮ КНИГУ. Для защиты и
    охраны не только отдельных видов, но и целых их сообществ создают заповедники.

    Заповедниками

    называют земли, выделенные в
    установленном порядке участки, в пределах которых имеются природные объекты,
    представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие
    ландшафты), сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические
    образования, виды растений, животных.

    Заповедники навечно изымаются из хозяйственного пользования.

    На территории края организовано пять заповедников:

    заповедник “ Столбы”,
    Саяно-Шушенский, Таймырский, Путоранский, Большой Арктический.

    Заповедник “ Столбы”

    организован в 1946 году, площадь 47,2 га,
    расположен на правобережье р. Енисей, недалеко от г. Красноярска. Охраняется
    территория причудливых скал, рельеф низкогорный.

    Заповедник “ Саяно — Шушенский”

    организован в 1976 году, площадь
    389570 га, находится на юге края, образован с целью охраны природного комплекса
    Западно-Саянского нагорья.

    Заповедник “ Таймырский”

    организован в 1979 году, площадь 1324024 га,
    находится на территории полуострова Таймыр, образован с целью сохранения
    участков тундры, на которых произрастают редкие растения и обитают исчезающие
    животные.

    Заповедник “ Путоранский”

    организован в 1986 году, площадь 1887200 га,


    Страницы: 1 | 2 | Весь текст


    Следующий: