Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Кладовая подвижных игр

Программа разработана на основе методических
рекомендаций и примерной программы по
организации внеурочной деятельности
обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010
г.)

Образовательный процесс в современной школе
постоянно усложняется, и это требует от
обучающихся значительного умственного и
нервно-психического напряжения. Доказано, что
успешность адаптации к новым условиям
обеспечивается, помимо других важных факторов,
определенным уровнем физиологической зрелости
обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и
физическое развитие, оптимальное состояние
центральной нервной системы и функций организма,
определенный уровень сформированности
двигательных навыков и развития физических
качеств. Это дает возможность выдерживать
достаточно серьезные психофизические нагрузки,
связанные со школьным режимом и новыми условиями
жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего
физического развития многих обучающихся,
поступающих в первый класс, дальнейшее его
снижение в процессе обучения представляют
сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая
двигательная активность, широкий спектр
функциональных отклонений в развитии
опорно-двигательного аппарата, дыхательной,
сердечно — сосудистой, эндокринной и нервной
систем, желудочно-кишечного тракта.

Детский организм по своим
анатомо-физиологическим особенностям более
чувствителен к неблагоприятным влияниям
окружающей среды, а потому нуждается в таких
внешних условиях обучения и воспитания, которые
исключили бы возможность вредных влияний и
способствовали бы укреплению здоровья,
улучшению физического развития, повышению
успешности учебной деятельности и общей
работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная
направленность коррекционно-развивающего
образовательного процесса должна быть напрямую
связана с возможностями игры, которыми она
располагает как средством адаптации младших
школьников к новому режиму. Игра способна в
значительной степени обогатить и закрепить
двигательный опыт детей и минимизировать те
негативные моменты, которые имелись в их
предшествующем физическом развитии или
продолжали существовать. Результативно это
может происходить только в том случае, если
педагог хорошо знает индивидуальные особенности
и потребности физического развития своих
учеников, владеет рациональной технологией
“встраивания” разнообразных подвижных,
спортивных игр в режим жизнедеятельности
младшего школьника и обладает широким арсеналом
приемов использования их адаптационного,
оздоровительно-развивающего и коррекционного
потенциала.

Цель программы:

удовлетворить потребность
младших школьников в движении, стабилизировать
эмоции, научить владеть своим телом, развить
физические, умственные и творческие способности,
нравственные качества.

Основными задачами

данного курса являются:

  • укрепление здоровья школьников посредством
    развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности
    движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого
    воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация
    творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в
    группе;
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и
    внимательности к людям, готовности к
    сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто
    в ней нуждается;
  • развитие коммуникативной компетентности
    младших школьников на основе организации
    совместной продуктивной деятельности.

Содержание программы

Кружок “Кладовая подвижных игр” входит во
внеурочную деятельность по направлению
спортивно-оздоровительное развитие
личности.

Программа предусматривает задания, упражнения,
игры на формирование коммуникативных,
двигательных навыков, развитие физических
качеств. Это способствует появлению желания
общения с другими людьми, занятиям спортом,
интеллектуальными видами деятельности,
формированию умений работать в условиях поиска,
развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры обучающиеся учатся выполнять
определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций,
на этой основе формулировать выводы. Совместное
с учителем выполнение алгоритма – это
возможность научить обучающихся автоматически
выполнять действия, подчиненные какому-то
алгоритму.

Игры – это не только важное средство
воспитания, значение их шире – это неотъемлемая
часть любой национальной культуры. В “Кладовую
подвижных игр” вошли народные игры,
распространенные в России за последнее столетие.
А также интеллектуальные игры, игры на развитие
психических процессов, таких как: внимание,
память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают
всестороннему развитию подрастающего поколения,
способствуют развитию физических сил и
психологических качеств, выработке таких
свойств, как быстрота реакции, ловкость,
сообразительность и выносливость, внимание,
память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и
задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.

Место кружка в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 классы;
34 часа в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1
раз в неделю, продолжительность занятия 35-40
минут. Содержание кружка отвечает требованию к
организации внеурочной деятельности. Подбор игр
и заданий отражает реальную физическую,
умственную подготовку детей, содержит полезную и
любопытную информацию, способную дать простор
воображению.

Ценностными ориентирами содержания

данного
кружка являются:

– формирование умения рассуждать как
компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных
умений, связанных с выбором алгоритма действия,

– развитие познавательной активности и
самостоятельности обучающихся;

– привлечение обучающихся к обмену
информацией в процессе свободного общения на
занятиях.

Тематическое планирование 1 класса


Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 8
2 Подвижные игры 17
3 Эстафеты 8
итого 33

Тематическое планирование 2
класса


Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 11
2 Подвижные игры 8
3 Эстафеты 7
4 Игры народов России 8
итого 34

Тематическое планирование 3 класса


Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 10
2 Эстафеты 7
3 Игры народов России 17
итого 34

Тематическое планирование 4 класса




Разделы Кол-во часов
1 Русские народные игры 19
2 Эстафеты 8
3 Игры народов России 7
итого 34

Содержание образовательной деятельности
представлено календарно – тематическим
планированием (приложение №1).

Методические рекомендации

Простые и усложненные игры-догонялки

, в
которых одним приходится убегать, а другим
догонять убегающих. Догонялки имеют много
разновидностей, начиная от простых салок и
заканчивая сложными салками, разные условия и
разные правила.

Игры-поиски

. Игры, направленные на развитие
координации, скорости движения, умения соблюдать
правила. Эмоциональный тонус игры способствует
отдыху участников после работы не только
интеллектуальной, но и физической, поскольку в
процессе игры активизируются иные центры
нервной системы.

Игры с быстрым нахождением своего места

. В
этот раздел входят игры, в которых играющие по
сигналу разбегаются и затем по новому сигналу
должны быстро найти себе место (старое или новое).
Эти игры развивают быстроту реакции,
сообразительность, вырабатывают способность
ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные
разделы:

  1. раздел — “Русские народные игры”, изучается с 1
    по 4 класс.
  2. раздел — “Игры народов России”, изучается со 2
    по 4 класс.
  3. раздел — “Подвижные игры”, изучается в 1-х и 2-х
    классах.
  4. раздел — “Эстафеты”, изучается в 1-4-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет
учителю следовать от простого к сложному, а детям
- знакомиться с играми, которые соответствуют их
возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще
постоянно находиться в движении, поэтому учебный
материал в этих классах простой и легко
запоминающийся. Он позволяет детям
удовлетворить их потребность в движении. А вот
для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен
еще и занимательный материал. Знакомясь с
историей и играми различных народов, они не
только развиваются физически, но еще и развивают
свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из
детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а
лишь здоровых, уравновешенных физически и
нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу

“Русские народные игры”

Цели: провести знакомство с играми своего
народа, развивать физические способности детей,
координацию движений, силу и ловкость.
Воспитывать уважительное отношение к культуре
родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с
историей русской игры.

“Игры народов России”

Цели: познакомить с разнообразием игр
различных народов, проживающих в России.
Развивать силу, ловкость и другие физические
способности. Воспитывать толерантность при
общении в коллективе.

“Подвижные игры”

Цели: совершенствовать координацию движений.
Развивать быстроту реакции, сообразительность,
внимание, умение действовать в коллективе.
Воспитывать инициативу, культуру поведения,
творческий подход к игре.

“Эстафеты”

Цели: познакомить с правилами эстафет.
Развивать быстроту реакций, внимание, навыки
передвижения. Воспитывать чувства коллективизма
и ответственности.

Личностными результатами кружка “Кладовая
подвижных игр”

являются следующие умения:

оценивать

поступки людей, жизненные
ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как
хорошие или плохие;

выражать

свои эмоции;

понимать

эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами кружка
“Кладовая подвижных игр”

является формирование универсальных учебных
действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с
    помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во
    время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД

:

  • умение делать выводы в результате совместной
    работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с
    учителем и сверстниками — определение цели,
    функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное
    сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление,
    идентификация проблемы, поиск и оценка
    альтернативных способов разрешения конфликта,
    принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль,
    коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью
    выражать свои мысли в соответствии с задачами и
    условиями коммуникации; владение монологической
    и диалогической формами речи в соответствии с
    грамматическими и синтаксическими нормами
    родного языка, современных средств коммуникации.
  • формирование навыков позитивного
    коммуникативного общения.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых
обучающих ситуациях с использованием
спортивного инвентаря и без него.

Режим занятий:

В 1-4 классах начальной школы занятия
продолжительностью 30-40 минут проводятся 1 раз в
неделю, в группах не более 15 детей, но и не менее
8-ми.

Планируемый результат:

- у выпускника начальной школы выработается
потребность к систематическим занятиям
физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о
культуре движения;

- младший школьник сознательно применяет
физические упражнения для повышения
работоспособности, организации отдыха и
укрепления здоровья;

- обобщение и углубление знаний об истории,
культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.

Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается
от всех последующих этапов образования, в ходе
которого изучаются систематические курсы. В
связи с этим и оснащение учебного процесса на
этой образовательной ступени имеет свои
особенности, определяемые как спецификой
обучения и воспитания младших школьников в
целом, так и спецификой курса “Физическая
культура” в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются
педагогические, эстетические и гигиенические
требования.

Подбор оборудования определяется программными
задачами физического воспитания детей. Размеры и
масса инвентаря должны соответствовать
возрастным особенностям младших школьников; его
количество определяется из расчёта активного
участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее
требование – безопасность физкультурного
оборудования. Для выполнения его необходимо
обеспечить прочную установку снарядов,
правильную обработку деревянных предметов
(палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во
избежание травм они должны быть хорошо
отполированы. Металлические снаряды делаются с
закруглёнными углами. Качество снарядов,
устойчивость, прочность проверяется учителем
перед уроком (приложение № 2).




Следующий: