Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению Юные краеведы

Знать родной край – значит уметь ценить его
прошлое, любить настоящее, каждый день вносить
свой вклад в строительство новой жизни. Человек,
который не знает и не любит свою маленькую
родину, никогда не сможет оценить богатства
Отчизны, значение природы вообще и осознать
смысл жизни. Знакомиться с окружающим миром
человек начинает с момента своего рождения, и
школа должна продолжать это знакомство.

Курс начального краеведения ставит своей
целью:
сообщить младшим школьникам элементарные
сведения из истории школы, в которой они учатся,
города, посёлка, в котором они живут, родного
края;
познакомить с природой родного края, её
поверхностью и полезными ископаемыми, реками и
озёрами, растительностью и животным миром,
трудом людей земли Кузнецкой;
воспитать гуманную, творческую, социально
активную личность, бережно, ответственно
относящуюся к богатствам природы и общества;
научить ориентироваться на местности.

Вопросы, составляющие содержание программы,
сгруппированы в блоки:

  1. Школа, посёлок, город.
  2. История Кузбасса.
  3. География земли Кузнецкой.
  4. Живи, мой край родной!

Данная программа рассчитана на 4 года обучения
и имеет интегрированный характер. Это внеурочные
теоретические и практические занятия по 1 часу в
неделю в каждом классе начальной школы. Формы
организации работы при изучении курса
краеведения разнообразны: занятия в классе и в
природе, экскурсии по городам Кузбасса и
объектам своего города и посёлка, полевые
практикумы, встречи с интересными людьми и т д.

Изучение вопросов охраны природы является
стержнем для всего курса краеведения. Знания,
полученные на теоретических занятиях,
закрепляются в природоохранительной
деятельности младших школьников: организуются и
проводятся экскурсии и походы на природу. Дети
привлекаются к посильному участию по охране
природы: заготовка корма для птиц и их подкормка,
сбор семян, колосков на полях после уборки
урожая, работа в школьной теплице, участие в
работе «Зелёных патрулей» и т п.

Широкое использование аудиовизуальной и
компьютерной техники в значительной мере
повысит эффективность самостоятельной работы
детей в процессе поисково-исследовательской
работы в познании своего края, станет
подготовкой к участию в
научно-исследовательских конференциях.

Важное место в учебном процессе должны занять
встречи с ветеранами труда, коренными жителями
города и посёлка, дискуссии, самостоятельное
чтение дополнительной краеведческой литературы
и поиск в ней необходимой информации,
практическая работа по охране природы,
пропаганда учащимися в доступной форме
природоохранных знаний.

В программе указано примерное количество часов
на изучение каждого раздела. Изучение
программных тем идёт в соответствии с
особенностями природных и социальных явлений,
уровнем развития учащихся, конкретными
условиями школы.

Последовательность тем занятий устанавливает
учитель по своему собственному усмотрению.

Планируемые результаты

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

– исторические сведения о Кузбассе, его
революционное и военное прошлое;
– героев – земляков и замечательных тружеников
наших дней, особенности труда людей своей
местности;
– важнейшие полезные ископаемые края, их
основные свойства, практическое значение, места
и способы добычи;
– состав и свойства местных почв;
– основные реки и озёра Кузбасса;
– названия пяти-шести растений леса, поля, луга,
водоёма, животных своей местности;
– мероприятия по охране природы родного края,
правила поведения в природе.

Обучающиеся должны уметь:

– различать важнейшие полезные ископаемые
родного края;
– определять растения и животных, которые
наиболее характерны для луга, леса, водоёмов
своего края;
– самостоятельно находить в дополнительных
источниках, включая интернет, сведения по
определённым темам, излагать их в виде сообщений,
рассказов и презентаций;
– проводить самостоятельные наблюдения в
природе;
– определять необходимые меры охраны природы,
варианты личного участия в сохранении
природного окружения;
– формулировать и практически выполнять правила
поведения в природе.

Рекомендуемая литература

  1. Шабалин В.М. Тайны имён земли Кузнецкой:
    (Краткий топонимический словарь Кемеровской
    области) / Чудояков А.И. – Кемерово 1994.
  2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая
    деятельность учащихся начальных классов: (В
    помощь учителю, руководителю кружка) / Ф.Г.
    Багаутдинова. – М., 1992.
  3. Голованов В.П. Педагогика дополнительного
    образования детей / В.П. Голованов. – Йошкар-Ола,
    2006.
  4. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А.В.
    Даринского. – М., 1987.
  5. Мытарев А.А., Савельева Л.М, Сафонов Л.П.,
    Тивяков С.Д.
    Наш край родной. / Кемеровское
    книжное издательство, 1977.
  6. Ильичёв А.И., Соловьёв Л.И. География
    Кузбасса. / Кемеровское книжное издательство, 1988.
  7. Земля Кузнецкая: Альманах о природе / Сост. и ред.
    Зеленин Н.Н. – Кемерово: книжное издательство,
    1982-1990гг.
  8. Белово и беловчане. Москва. Недра, 1987.
  9. Богородов А.И. Разрез Бачатский: (Журнал к
    50-летию предприятия) / Богородов А.И.– Белово 1999.
  10. Богородов А.И. Разрез Бачатский: (Журнал к
    55-летию предприятия) / Богородов А.И.– Белово 2004.
  11. Меженникова И.А. Директор:
    (Историко-публицистическое издание дирекции по
    связям с общественностью ЗАО «УК
    «Кузбассразрезуголь») / Меженникова И.А. – ООО
    Рекламно-производственная компания «СПД», 2005.
  12. Бростовская А.Ф., Вавилова С.В. 60 лет Веливой
    Победы: (Историко-публицистическое издание
    дирекции по связям с общественностью ЗАО «УК
    «Кузбассразрезуголь») / Бростовская А.Ф.
    ООО Рекламно-производственная компания «СПД»,
    2005.
  13. Лобанова Р. Ф., Чусовитина Е. И., Миронова З.И.
    Такие женщины в сибирской стороне: (Книга очерков
    о наших современницах) / Лобанова Р.Ф. – Кемерово
    кн. изд-во. 1986.
  14. Ворошилов П.С., Рыжков М.И. Не ради славы:
    (Книга очерков журналистов Кузбасса о военных
    подвигах сибиряков на фронтах ВОВ) / Кемеровское
    книжное издательство 1983.

Приложение 1

Следующий: