Рабочая программа учебного предмета

В пункте 2.7 статьи 32 “Компетенции и
ответственность образовательного учреждения”
Закона РФ “Об образовании” сказано, что к
компетенции образовательного учреждения
относится “разработка и утверждение рабочих
программ учебных курсов и дисциплин”.

Что же такое рабочая программа и какое
место она занимает в ряду документов,
определяющих содержание образования?

Основными документами, содержащими
требования к уровню подготовки учащихся и
минимуму содержания образования, являются:

  1. государственный образовательный стандарт
    (федеральный и национально-региональный
    компонент),
  2. базисный учебный план школ РФ, который содержит:
  • распределение содержания образования по
    образовательным областям, учебным дисциплинам,
    годам и неделям,
  • по каждой учебной дисциплине базисного
    учебного плана разрабатываются типовые
    (примерные) учебные программы,
  • на основе этих документов образовательное
    учреждение составляет свою образовательную
    программу, учебный план,
  • каждый учитель, опираясь на вышеперечисленные
    источники, на основе типовой учебной программы
    составляет рабочую программу.

Таким образом, рабочая программа
является локальным (созданным для определенного
образовательного учреждения) и индивидуальным
(разработанным учителем для своей деятельности)
документом образовательного учреждения. Она
показывает как с учетом конкретных условий,
образовательных потребностей и особенностей
развития обучающихся педагог создает
индивидуальную педагогическую модель
образования на основе ГОСа. Рабочая программа –
это индивидуальный инструмент педагога, в
котором он определяет наиболее оптимальные и
эффективные для определенного класса
содержание, формы, методы и приемы организации
образовательного процесса с целью получения
результата, соответствующего требованиям
стандарта.

Рабочая программа учебного предмета
может быть единой для всех учителей, работающих в
данной школе и обязательной для
административного контроля за полнотой и
качеством ее реализации.

Рабочая программа может включать в
себя следующие структурные элементы:

  • титульный лист,
  • пояснительная записка,
  • тематический план,
  • содержание учебного предмета,
  • перечень обязательных лабораторных,
    практических, контрольных и других видов работ,
  • требования к уровню подготовки учащихся,
  • критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
    применительно к различным формам контроля
    знаний,
  • список литературы для обучающих и педагогов.

По решению педагогического совета
образовательного учреждения к рабочей программе
может прикладываться:

  • календарно-тематическое и поурочное
    планирование,
  • образцы текстов и тестовых контрольных,
  • вопросы к зачетам,
  • темы рефератов, проектов и т. д.

Все вышеперечисленное является
учебно-методическим оснащением учебной
программы.

Титульный лист


Муниципальное
общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21
г. Южно-Сахалинска

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

методическим Директор школы

объединением учителей начальных классов ___________
/__________/

Протокол № __ от ______ “___” ___________ 200_ г.

Рабочая программа

по предмету “Русский язык”

на 2008 – 2009 учебный год

Составитель:

Ю. Ю. Пасынок,

заместитель директора по УВР

школы первой ступени,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Южно-Сахалинск

2008 г.

Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в
структуре программы состоит в том, чтобы:

  • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность
    данного учебного предмета, его функции,
    специфику и значение для решения общих целей и
    задач образования, определенных в
    образовательной программе данной ступени
    обучения школьников,
  • дать представление о способах развертывания
    учебного материала, в общих чертах показать
    методическую систему достижения целей, которые
    ставятся при изучении предмета, описать средства
    их достижения.

В пояснительной записке, как правило,
содержатся следующие сведения:

  1. Цели и задачи изучения предмета (курса),
    концепция, заложенная в содержании учебного
    материала с учетом вида образовательного
    учреждения и конкретного учащегося. При
    постановке целей учебного предмета должны быть
    учтены требования государственных стандартов, а
    также заказ на образовательные услуги
    обучающихся и их родителей. Главными целями
    учебного предмета являются те, которые
    характеризуют ведущие компоненты содержания
    обучения: знания, способы деятельности, опыт
    ценностных отношений и творческий опыт. Задачи
    предмета обычно группируются как
    мировоззренческие, методологические,
    теоретические, развивающие, воспитывающие,
    практические. При формулировке целей и задач
    учитываются требования к уровню образованности,
    компетентности учащихся по предмету,
    предъявляемыми после завершения изучения курса.
    Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно,
    были диагностируемыми.
  2. Отражение расширения целей и задач изучения
    предмета (курса) по сравнению с примерной
    программой за счет введения регионального
    (национально-регионального) компонента.
  3. Логические связи данного предмета с остальными
    предметами учебного плана.
  4. Обоснование отбора содержания и общей логики
    последовательности его изучения, отличительных
    особенностей рабочей программы по сравнению с
    примерной программой (изменение количества
    часов на изучение отдельных тем, структурную
    перестановку порядка изучения тем, расширение
    содержания учебного материала, раскрытие связей
    основного и дополнительного образования и т. д.) и
    обоснование целесообразности внесения данных
    изменений.
  5. Общая характеристика учебного процесса: формы,
    методы и средства обучения, технологии.
  6. Используемые формы, способы и средства проверки
    и оценки результатов обучения по данной рабочей
    программе.
  7. Обоснование выбора учебно-методического
    комплекта для реализации рабочей программы.

Тематический план



В тематическом плане раскрывается
последовательность изучения разделов и тем
программ по годам, последовательность их
изучения, используемые организационные формы
обучения и количество часов, выделяемых как на
изучение всего курса, так и на отдельные темы.
Тематический план может быть представлен в виде
таблицы. Формы контроля определяются
особенностями класса, в котором преподается
данный предмет, спецификой самого учебного курса
(например, необходимостью проведения
практических и лабораторных работ для предметов
естественно-научного цикла), особенностями
методик и технологий, используемых в процессе
обучения. Так, при изучении гуманитарных
дисциплин, особенно в старших классах, можно
планировать семинары. Кроме того, в
учебно-тематический план могут быть включены
экскурсии, конференции и другие формы проведения
занятий.


Наименование разделов
и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество
часов на

самостоятельные работы учащихся

теоретические

лабораторно-практические

контрольные работы

1

2

В нижней части таблицы
часы суммируются

Итого

Содержание тем учебного курса

Формирование содержания учебного
курса осуществляется на основе следующих
принципов:

  • единства содержания обучения на разных его
    уровнях,
  • отражения в содержании обучения задач развития
    личности,
  • научности и практической значимости содержания
    обучения,
  • доступности обучения,
  • соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей
программы может быть рекомендована следующая
последовательность изложения:

  1. Название темы.
  2. Необходимое количество часов для ее изучения.
  3. Содержание учебной темы:
  • основные изучаемые вопросы,
  • практические и лабораторные работы, творческие
    и практические задания, экскурсии и другие формы
    занятий, используемые при обучении,
  • требования к знаниям и умениям обучающихся,
  • формы и вопросы контроля,
  • возможные виды самостоятельной работы
    учащихся.

    Перечень обязательных лабораторных,
    практических, контрольных и других видов работ

Указывается перечень обязательных
лабораторных, практических, контрольных и других
видов работ по годам обучения в течение всего
срока реализации рабочей программы.

    Требования к уровню подготовки
    обучающихся (по годам обучения)

Дидактические единицы группируются из
обобщенных требований к уровню подготовки
выпускников. Прописываются основные знания,
умения и навыки, уровень сформированности
основных компетентностей, которыми должен
овладеть обучающийся после изучения курса в
соответствии с государственными стандартами по
годам обучения. Требования к уровню освоения
дисциплины формируются в терминах “иметь
представление”, “знать”, “владеть”, “уметь” и
т. д.

    Критерии и нормы оценки знаний
    обучающихся

Составляются применительно к
различным формам контроля знаний (устный опрос,
решение количественных и качественных задач,
лабораторная работа, практическая работа,
тестирование, контрольная работа, комплексный
анализ текста, выразительное чтение
художественных произведений наизусть,
творческая работа (реферат, сообщение, доклад,
иллюстративно-наглядный материал, изготовленный
учащимися проект и т. д.), зачет, экзамен).

    Список литературы

Литература по учебной дисциплине
подразделяется на основную и дополнительную,
учебные и справочные пособия,
учебно-методическую литературу. Перечень
основной литературы включает издания,
содержание которых конкретизирует знания
обучаемых по основным вопросам, изложенным в
программе. Дополнительный список зависит от
предпочтений авторов рабочей программы. Он
включает издания, расширяющие знания обучаемых
по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются
издания, предназначенные для учащихся, и
литература для педагога (как основная, так и
дополнительная). Список литературы включает
библиографические описания рекомендованных
автором программы изданий, которые
перечисляются в алфавитном порядке с указанием
автора, названия книги, места и года издания.

В работе приведены примеры рабочих
программ для начальной школы по русскому языку (Приложение 1), литературному чтению (Приложение 2), математике (Приложение
3), окружающему миру (Приложение 4).




Следующий: