Рабочая программа предпрофильного курса Новые направления в социально-экономической географии. 9-й класс

В связи с переходом на предпрофильное
обучение в 9 кл. вводится курс «Новые
направления в социально-экономической
географии».

Современная географическая наука
характеризуется чрезвычайным своеобразием,
уникальными свойствами своей структуры. Она –
единственная фундаментальная наука, которая
включает в сферу своих исследований и
человеческое общество, и природу, среду обитания
человека – человечества – народонаселения мира.
Это сложная, многокомпонентная,
интегрально-синтетическая система наук, активно
взаимодействующая практически со всеми группами
наук и состоящая из двух главных подсистем –
природно-географических и
общественно-географических наук.

Курс посвящён основам теории и практики
новых направлений в социально-экономической
географии в широком смысле слова, представляющий
собой достаточно сложный комплекс наук.
Географическая наука в ХХ веке развивалась таким
образом, что поле её деятельности всё более
расширялось, в первую очередь за счёт охвата
явлений социальной жизни («географии человека»).
С открытием причинной обусловленности
географическим окружением всё новых и новых
сторон жизни общества возрастает ветвление
общественной географии. Идеи о возможности
некоторых направлений были высказаны ещё в ХVIII в.
И.Кантом, например о географии морали и
теологической. Но реально формирование новых
направлений происходило уже во второй половине
ХХ в., что отражало и процесс углубления
географического познания, и объективный процесс
усложнения общества, возникновение в нём новых
отраслей и сфер деятельности.

При рассмотрении новых направлений ЭСГ
будем исходить из схемы дисциплин, изучающих
различные территориальные системы: география
материального производства (география
транспорта, связи и т.д.), непроизводственной
сферы (торговли, образования и т.д.), населения и
поселений (этногеография, география религий и
т.д.), социальная география (география
потребления, культуры преступности и т.д.),
«пограничные» отрасли физической и СЭГ
(рекреационная география, медицинская и т. д).

Основными формами и методами
организации изучения курса являются
лекция-рассказ, лекция-семинар, семинар,
эвристическая беседа, диспут, практические
занятия.

Учащиеся должны:

  • уметь логично, грамотно излагать материал;
  • знать наиболее типичные и характерные цифровые
    показатели;
  • уметь свободно ориентироваться по физическим,
    экономическим и политическим картам;
  • знать взаимосвязь природы, населения, хозяйства
    и общества;
  • уметь дать оценку природным и экономическим
    условиям, показать связи между природной средой
    и хозяйственной деятельностью человека;
  • уметь применять полученные знания при
    выполнении практических и творческих заданий;
  • уметь дать экономико-географическую
    характеристику регионов, городов используя
    новые направления СЭГ;
  • уметь составлять конспекты лекций, писать
    рефераты;
  • уметь анализировать, сравнивать и обобщать
    прочитанный материал, делать выводы и заключения
    на основе географических карт и статистических
    данных.

Занятия предпрофильного курса проводятся по 2
часа в неделю (68 ч. в год)

Используемое оборудование и литература:

  • коллекция из видеокассет (которая постоянно
    пополняется);
  • коллекция электронных уроков и тестов,
    развивающих игр по тематике данного курса;
  • журналы: «География в школе», «Гео»,
    «Национальное географическое общество» и др.
  • Экономическая и социальная география: Основы
    науки. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  • Холина В.Н. География человеческой
    деятельности: экономика, культура, политика. – М.:
    Просвещение, 2003.
  • Шейкина С.С. Элективный курс «Медицинская
    география» 9 кл. – Волгоград,
    издательско-торговый дом «Корифей», 2007.
  • Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная
    география. – М., 1983.
  • Дружинин А.Г. Теоретические основы
    географии культуры. – Ростов-на-Дону: Изд-во
    СКНЦВШ, 1999.
  • Колосов Е.Н. География религий народов
    мира. – М.: Изд-во РУДН,2000.

Содержание рабочей программы
предпрофильного курса «Новые направления в
социально-экономической географии».



Всего: 68 ч.
Длительность одного занятия – 2 часа.

Организационное занятие: цели, задачи,
план работы курса.

Лекция: Понятие о новых направлениях в
социально-экономической географии.

ТЕМА 1: География культуры
(5 ч.)

Лекция: Понятие географии культуры и её
место в жизни общества. Носители культуры –
население территории с его менталитетом,
культурными традициями. Язык – важнейшее
связующее звено культуры.

Практикум: Изучение особенностей
размещения языковых семей России по территории
страны на основе работы с картой, сравнение
географии языков и
административно-территориального деления
России.

Семинар: Историко-культурное наследие
России.

ТЕМА 2: География религий
(4 ч.)

Лекция-дискуссия: Религии России. Роль
религий в формировании Российского государства.
Влияние религии на повседневную жизнь людей и на
внешнюю политику государства. Местные
традиционные верования.

Семинар: Национальные религии.

Семинар: Мировые религии.

ТЕМА 3: География
сферы услуг
(4 ч.)

Лекция: Сфера услуг – отрасль,
обеспечивающая пространственные экономические
связи. Общехозяйственные услуги – традиционные
в рыночной экономике. Личные услуги – самая
быстро развивающаяся группа отраслей в
третичном секторе.

Семинар: Деловые услуги, направленные на
повышение эффективности функционирования
производителей.

Семинар: Социальные услуги, в значительной
степени финансируемые государством.

ТЕМА 4: География финансов
(3 ч.)

Лекция: Процессы ввоза и вывоза капитала.

Лекция: Концентрация финансового
капитала.

Семинар: Разнообразие банков России. Сеть
мировых банков.

ТЕМА 5: География
высшего образования
(3 ч.)

Лекция: Территориальная организация
высшего образования. Классификация центров
высшего образования.

Практикум (интернет): Выбор вуза для
обучения, спрос на места и соотношение между
числом мест в вузах (годовой приём) и числом
выпускников средних учебных заведений в год в
пределах данной территории (по выбору уч-ся).

ТЕМА 6: Медицинская география (6
ч.)

Лекция-семинар: Становление и развитие
медицинской географии. Развитие отечественной
медицинской географии.

Лекция: Среда обитания человека и
география приспособительных и ландшафтных
особенностей распространения болезней.

Лекция: Влияние состояния городской среды
на здоровье населения.

Практикум: Проведение социологического
опроса населения по состоянию атмосферного
воздуха и его влияние на здоровье человека. Презентация
исследовательской работы.

Лекция-семинар: География природных
лечебных ресурсов.

Лекция-семинар: Нозогеография – география
болезней своей местности.

ТЕМА 7: Рекреационная география
(5 ч.)

Лекция: Рекреационная география как одно
из направлений современной географической
науки. Виды рекреационной деятельности.

Лекция: Территориальные рекреационные
системы как объект изучения рекреационной
географии. Методы изучения ТРС. Экологические
проблемы, возникающие в процессе формирования и
функционирования ТРС.

Семинар: Особо охраняемые территории:
заповедники, заказники, национальные парки.

Практикум: Оценка территории России по
степени благоприятности для туризма и отдыха.

Лекция-практикум: Главные рекреационные
районы мира и их характеристика. Обоснование
выбора маршрута с целью
спортивно-оздоровительного путешествия.

Итоговое занятие: суть и задачи новых
направлений в социально-экономической
географии.

Резерв времени: 1 ч. – зачёт за I
полугодие; 1 ч. – зачёт за II полугодие.




Следующий: