Рабочая программа по физической культуре в 10–11-х классах на 2011–2012 учебный год

Пояснительная записка 10–11-е классы.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему
развитию личности посредством формирования физической культуры личности
школьника.

  • Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих
    основных задач:
  • Содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений
    использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия
    внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам.
  • Формирование общественных и личностных представлений о престижности
    высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
  • Дальнейшее развитие координационных и кондиционных (скоростно – силовых,
    скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей.
  • Формирование знаний о закономерностях двигательной активности,
    спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей
    трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства,
    подготовку к службе в армии.
  • Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и
    избранным видом спорта.
  • Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания,
    мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности,
    выдержки, самообладания.

Настоящая: программа по предмету физическая культура составлена на основе
“Комплексной программы физического воспитания учащихся l–11-х классов”, авторы:
Лях В.И., Л.А.Зданевич Министерства образования и науки РФ 2011 года.
Журналов “Физическая культура. Рабочие программы. М.Я.Виленского, В.И. Ляха
. : Просвещение, 2011. – 104с – ISBN 978 – 5 – 09 – 021674 – 6. “Книг учителя
физкультуры”. Издательство “Физкультура 1–11 классы : развернутое тематическое
планирование по комплексной программе под редакцией В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана
– 2008 год.

Нормативная база взята из программы “Инструктивно-методическое обеспечение
содержания образования в Москве 1–11 классов” Москва 1998 год.

Годовой комплексный план физического воспитания учащихся 5–11 классов, Москва
1988 год.

Научно-методическое обеспечение учебного процесса осуществляется по учебным
пособиям.

Учебники:

  1. Н.Г. Озолин – легкая атлетика.
  2. В. Ломай – бег, прыжки, метание.
  3. Е.А.Малков – подружись с “королевой спорта”.
  4. В.В. Осинцев – лыжная подготовка в школе.
  5. Ю.В. Буйлин – мини-баскетбол в школе.
  6. С. Башкин – уроки по баскетболу.
  7. Г. Пинколстер – “Энциклопедия баскетбольных упражнений”.
  8. А.Н. Мартыновский – “Спортивная гимнастика”.
  9. А.Т. Брыкина – гимнастика.
  10. Ю.В.Л. Голомазов – волейбол в школе.
  11. А.А, Рыбкин, А.Н. Евтушенко – гандбол.
  12. Хоккей. Правила соревнований. –М : Терра-Спорт, 2003 г.
  13. В.И.Лях, А.А.Зданевич М: Просвещение 2009 г.

Программа составлена с учетом условий работы школы, контингента учащихся,
материально-технической базы. В старших классах более отчетливо, чем в среднем
возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует
дифференцированного подхода к выбору средств и методов занятий. В этом возрасте
идет интенсификация обучения по пути усиления тренировочной направленности
уроков. Дифференцированный индивидуальный подход важен для учащихся, имеющих
низкие и высокие результаты в физическом развитии. При организации занятий с
юношами предусмотрены занятия при максимальных волевых и физических нагрузках.

Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую
часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана.
Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету “Физическая
культура”. Вариативная часть включает в себя программный материал по хоккею ,

“Русской лапте”, конькам, атлетической и оздоровительной гимнастики.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденных. Оценивание учащихся предусмотрено
как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. Уроки
гимнастики планируется проводить фронтальным способом (при проведении строевых,
общеразвивающих и сложных акробатических упражнений), групповым способом,
поточным способом (опорные прыжки), а так же , за счет увеличения уроков на 1
час, появилась возможность заниматься с детьми оздоровительной гимнастикой
(профилактика исправления сколиоза и плоскостопия).

№№

п/п

Вид программного материала Количество часов (уроков)
Класс
X (юноши) XI (юноши)
1. Базовая часть: 89 89
1.1 Основы знаний о физической культуре 4 4
1.2. Легкая атлетика 17 17
1.3. Кроссовая подготовка 8 8
1.4. Волейбол 9 9
1.5. Футбол 7 7
1.6 Баскетбол 8 8
1.7 Гандбол 9 9
1.8 Гимнастика 14 14
1.9 Лыжная подготовка 13 13
2. Вариативная часть: 16 16
2.1 Русская лапта 3 3
2.2 Атлетическая и оздоровительная гимнастики 6 6
2.3 Хоккей на льду, коньки 7 7
3. Итого: 105 105

Требования к уровню знаний учащихся по физической культуре, оканчивающих
среднюю школу.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета
учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития
физической культуры.

Объяснить:

  • Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели
    и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в
    современном мире.
  • Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья
    человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

  • Индивидуальные особенности физического и психического развития и их
    связь с регулярными занятиями.
  • Особенности функционирования основных органов и структур организма во
    время занятий, особенности планирования индивидуальных занятий различной
    направленности и контроля их эффективности.
  • Особенности обучения и самообучения двигательным действиям.

Соблюдать правила:

  • Личной гигиены и закаливания.
  • Организация и проведение самостоятельного и самодеятельного форм занятий
    физическими упражнениями и спортом.
  • Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и
    соревнований.
  • Профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.

Проводить:

  • Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с
    общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей
    направленности.
  • Приемы страховки и самостраховки во время занятий.
  • Приемы массажа и самомассажа.
  • Занятия физической культуры и спортивные соревнования с учащимися
    младших классов.
  • Судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

  • Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.
  • Планы-конспекты индивидуальных занятий.

Определять:

  • Уровни индивидуального физического развития.
  • Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние
    организма.
  • Дозировка физической нагрузки

Демонстрировать:

  • Двигательные умения, навыки, способности:
  • Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.
  • В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки.
  • Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с полного
    разбега.

В гимнастических и акробатических упражнениях:

  • Выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115–125
    см. (юноши).
  • Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.
  • Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный
    кувырок через препятствие на высоте до 90 см., стойку на руках, переворот
    блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее
    освоенных элементов (девушки).

В спортивных играх:

  • Демонстрировать и применять основные технико-тактические действия в
    одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность:

  • Соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития
    физических способностей (табл.1)

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Использовать различные виды физических упражнений в целях
    самосовершенствования.
  • Организации досуга и здорового образа жизни.
  • Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.

Способы спортивной деятельности:

  • Участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100
    м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:

  • Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.
  • Критически оценивать собственные достижения
  • Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности.

Критерии оценок успеваемости учащихся на уроках по физической культуре.

Оценочные нормативы по физической культуре разработаны в соответствии с
нормативными требованиями программы “Физическая культура для учащихся 1–11-х
классов” Москва. Просвещение 1996 г.

При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются
следующими критериями:

Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно
(заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко,
обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность,
находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать
правила.

Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не
достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх
учащийся не проявил должной активности, ловкости.

Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном
правильно, но напряженно (или вяло), недостаточно уверенно), допущены
незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным,
допускал небольшие нарушения правил.

Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено
неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх
учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в
коллективе (команде).

Отметка “1”: отказ обучающего выполнить двигательное действие без
уважительной причины или он совсем не смог выполнить упражнение.

Контроль за физической подготовкой учащихся проводится два раза в учебный год
по всем тестам (осенью и весной) и три раза по тем упражнениям, которые можно
провести в зале (в сентябре, в конце декабря и в мае). Ведется карта учета
динамики прироста показателей развития физических качеств учащихся (таблица
№ 1).

Учащимся, имеющим хороший и отличный уровень физического развития,
рекомендуются занятия в спортивных секциях школы, ДЮСШ и другие формы занятий.
Учащимся, имеющим средний и низкий уровень физического развития, даются задания
на развитие определенных двигательных навыков, рекомендуются самостоятельные
занятия.

Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской
группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением
выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических
упражнениях.

Актуальность программы.

Настоящая программа включает в себя содержание всех основных форм физической
культуры, составляющих целостную систему физического и нравственного воспитания
в школе и позволяет последовательно решать эти задачи на протяжении всех лет
обучения. Третий час направлен на увеличение двигательной активности учащихся
(за счет расширения количества спортивных и подвижных игр) и оздоровительный
процесс.

Приложение.

Следующий: