Рабочая программа. Компьютерные игры как способ развития умственных способностей воспитанников


Пояснительная записка

Статус документа

Компилятивная программа курса “Компьютерные игры как способ развития
умственных способностей воспитанников” основывается на Законе РФ “Об
образовании”, на “Типовом положении об образовательных учреждениях для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, на “Конвенции о правах
ребенка”, “Программе развития ГОУ СО “Карпинский детский дом”, “Правилах
внутреннего распорядка дня в учреждении” и федеральном компоненте
государственного стандарта базового уровня общего образования.



Структура документа

  • Программа включает три раздела:
  • пояснительную записку;
  • основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам
    курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем;
  • требования к уровню подготовки воспитанников.

Введение.

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой
человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности,
общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать
внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то,
что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без
участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они
выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в
деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в
том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач
обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных
процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности,
приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных
способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода
обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных
процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже
С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования
интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной
деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения.
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет
являться одним из таких средств.

Исходя из вышесказанного, я считаю, что тема моей работы актуальна и
на данный момент недостаточно эксплуатируется. С развитием современной
информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в
проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов,
поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено дополнительным
образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше
общество, так как современное общество информации требует знаний работы с
компьютером.

Общая характеристика курса.

Курс “Компьютерные игры как способ развития умственных способностей
воспитанников” направлен на формирование у воспитанников представлений о
многогранности компьютерных игр таких как, — технико-педагогические (обучающие и
управляющие, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые,
консультирующие, расчетно-логические); игры стратегии, квесты.

Взаимосвязь компьютерных игр с основными компонентами педагогического
процесса. Здесь важно вскрыть целесообразность их применения, а так же
сочетаемость с содержанием, формами и методами обучения. С какой целью я пытаюсь
применить данную программу?

Цель: Овладение навыков работы с различными
развивающими играми; формирование необходимых для этого знаний и умений,
формирование умений культуры поведения.

При построении курса взяты за основу предложенные С.П. Первиным: [9,78]
следующие задачи:

  • Ознакомить с основными компонентами персонального компьютера и их
    функциями; формировать представления о типах и назначении компьютерных
    программ;
  • Формировать компьютерную интуицию: знание возможностей и ограничений
    использования ЭВМ как инструмента для деятельности; умение использовать ЭВМ
    на практике в тех случаях, когда это эффективно, и отказ от компьютеризации
    там, где это бессмысленно.
  • Развивать интеллект, когнитивные и творческие способности и навыки
    воспитанников в процессе работы с развивающими, игровыми программами;
  • Расширять кругозор детей, закреплять и совершенствовать знания,
    полученные на уроках информатики в школе;
  • Формировать конструкторские и исследовательские навыки активного
    творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает
    компьютер;
  • Стимулировать к дальнейшему обучению информатике в основной школе.

Решение данных задач направлено на создание условий для развития и воспитания
детей, реализацию основных направлений деятельности образовательного учреждения.

Специфика реализации рабочей программы.

Содержание курса выстроено с учётом:

  1. Психофизических особенностей воспитанников (из 50 воспитанников только
    14 учащиеся массовых школ, остальные обучаются в специальных коррекционных
    ОУ являясь детьми с ограниченными возможностями здоровья).
  2. Возрастных возможностей воспитанников (для разных возрастов и
    способностей детей учебный материал подбирается педагогом индивидуально).
  3. Потребности личности ребёнка, прежде всего, в самореализации, в развитии
    интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер.
  4. Соображений естественности и лёгкости обучения при постоянном и
    “самопроизвольном” усложнении, углублении содержания образования.
  5. Обеспеченности средствами обучения в ОУ (на сегодняшний день в
    распоряжении кружка имеются два компьютера которые, к сожалению, не отвечают
    современным техническим требованиям).
  6. Условий социальной среды проживания (многие современные дети могут,
    придя домой позаниматься за компьютером тем, чем им интересно, в частности
    просто поиграть).

Основные системообразующие условия

  • взаимосвязь применения компьютерных игр и целей, содержания, форм и
    методов обучения;
  • сочетание слова педагога и применения компьютера;
  • дидактическая структура компьютерного занятия;
  • мотивационное обеспечение компьютерного занятия;
  • сочетание компьютера и других ТСО (технических средств обучения).

При отборе и структурировании содержания обучения необходимо учитывать и ряд
требований дидактического порядка, в первую очередь принципы системности и
доступности. Следует так же помнить. Что базовые знания и умения по работе с
компьютером воспитанники получают на уроках информатики в ОУ. Исключение
составляют дети, обучающиеся в специальном коррекционном ОУ VIII вида. Но и тех
ребят нельзя оставить без внимания. Для такой категории воспитанников позже
вероятно будет разработана отдельная программа или курс по результатам апробации
данного образовательного курса. В соответствии с ними следует выделять
наименьшее возможное количество модулей (дидактических единиц) содержания
обучения.

Программа курса составлена на основе разработок А.В. Могилёва, Н.Н.
Булгаковой и др.

Данная программа разработана для воспитанников детского дома им. Ю.А.
Гагарина, возраст которых от 7 до 17 лет. И рассчитан на один год для апробации.
После чего, будет анализироваться, корректироваться и запускаться на более
длительные сроки. Подход к образовательному процессу дифференцированный.
Образовательный процесс представляет из себя систему занятий пройдя которые
ребёнок получает необходимые навыки, знания и умения.

Схема занятия проста и неизменна, меняются только практические задания
предлагаемые детям.

  1. Организационный момент (заполнение личного листа)- 5 мин.
  2. Закрепление теоретического материала (терминов) — 5 мин.
  3. Знакомство с новым материалом (по необходимости) — 5 мин.
  4. Практическая работа за компьютером в зависимости от возраста ребёнка от
    20 до 40 мин.
  5. Итог занятия (заполнение личного листа). — 5 мин.

Для реализации рабочей программы в учреждении имеются:

  • компьютер – 2 шт.
  • диски с игровыми программами – 10 шт.
  • мультимадиатека по всем общеобразовательным предметам – 1 шт.

А так же всё программное обеспечение необходимое для нормальной работы
компьютеров, расходные материалы, методическая литература.

Содержание программы. (

См. Приложение 1).

Программа предусматривает :

  • развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления
    (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума
    (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность),
    мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных
    умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и
    пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;
  • развитие мотивационной сферы: формирование потребностей —
    интеллектуальной, в знаниях, в познании природы, общества, человека,
    закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами
    познания и преобразовательной деятельности, воспитание мотивов учения
    (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения
    и др.;
  • развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых
    навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями,
    преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
  • развитие волевой сферы: формирование целеустремленности,
    умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы,
    уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям
    как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести
    контроль без посторонней помощи;
  • формирование учебной деятельности в целом и основных ее
    компонентов:
    управление вниманием обучающихся — разъяснение им
    смысла предстоящей деятельности — актуализация необходимых
    потребностно-мотивационных состояний — стимулирование целеполагания —
    создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских
    действий — помощь и коррекция деятельности — оценивание процесса и
    результата учебной деятельности обучаемых.

Содержание программы с учётом НРК.

Направление данной деятельности соответствует содержательной линии
образования “Информационная культура”. Изучение данной содержательной линии
образования направлено на решение следующих задач:

  1. формирование начальных представлений об информации и её основных
    источниках;
  2. овладение элементарными практическими навыками использования информации
    о компьютере для расширения своих знаний и решения конкретных задач;
  3. формирование начальных умений выбора информации при помощи компьютера,
    позволяющей раскрыть задатки и самоутвердиться среди взрослых и сверстников.

Требования к уровню образованности обучающегося (выпускника).

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • иметь начальные знания о способах получения достоверной информации о
    себе, ближайшем окружении, родном крае, стране, мире при помощи компьютера;
  • понимать ценность умелой работы с информационными технологиями для
    обеспечения успешной деятельности в семье, школе;
  • знать основные способы планирования, выдвижения целей, постановки задач
    на развитие и саморазвитие в ближайшей перспективе.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • уметь демонстрировать начальные навыки работы с полученной информацией о
    компьютере и его возможностях для осуществления собственной успешной
    деятельности с учётом требований ближайшего окружения;
  • уметь признавать недостаточность своих знаний для решения отдельных
    проблемных ситуаций и искать необходимую и достоверную информацию;
  • иметь представления о способах планирования собственных действий на
    ближайшее будущее при помощи индивидуального листа;
  • уметь контролировать исполнение собственного плана и регулировать
    деятельность в соответствии с изменяющимися условиями.

Воспитательные особенности рабочей программы.

Детальный анализ указанных условий и потребностей, а также требование
доступности – простоты приводит к тому, что в содержании курса следует выделить
всего 3 модуля – дидактических единицы, имеющие к тому же разные уровни
сложности.

Введение

(1ч.)

Компьютер – не игровой автомат, а инструмент для развития умственных и
интеллектуальных способностей человека.

  • Модуль 1. Компьютер и его устройства (5ч.) Основные устройства
    компьютера.
  • Модуль 2. Программные средства (10ч.) Виды программного обеспечения.
  • Модуль 3. Развивающие игры (20ч.) Разновидности развивающих игр.

Тематическое планирование курса.

(См. приложение 2)

Формы и методы работы.

Так как в детском доме находится примерно 65% детей с ограниченными
возможностями здоровья, то наиболее приемлемыми и эффективными являются
следующие формы и методы работы: комбинированные занятия, лекции, беседы,
самостоятельные и практические работы, соревнования, тесты, интегрированные
занятия. Нельзя так же забывать и о современных формах обучения. Независимо от
типа ОУ они имеют следующую инвариантную структуру:

  • актуализация опорных знаний и способов действий;
  • формирование новых понятий и способов действий;
  • применение знаний, формирование умений.

Через выполнение воспитанниками задач предлагаемых в той или иной развивающей
игре.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации
программы целесообразно использовать следующие образовательные технологии:
индивидуальную работу с воспитанниками, проектную, клавиатурный тренажёр.

Помимо дидактической цели, необходимо решать и коррекционную задачу, т. К.
без её учёта говорить о социальной адаптации воспитанников не приходится. Поле
для коррекционной работы очень обширно: от развития и коррекции высших
технических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления) до коррекции
недостатков характера, поведения (неуравновешенности, неусидчивости,
импульсивности, пугливости и неразумного бесстрашия, пессимизма и чрезмерной
весёлости, апатии и повышенной возбудимости, лжи и клептомании и т. п.).

Методы коррекции.

  1. Методы общепедагогического влияния:
  • коррекция активно-волевых дефектов (выработка мотивов наших действий);
  • коррекция рассеянности (подбор игр тренирующих память);
  1. Метод коррекции через труд:
  • выработка систематичности и выдержки в работе;
  • развитие общей трудоспособности.
  1. Метод коррекции путём рациональной организации детского творчества.

Формируя коррекционную задачу, следует исходить из того, какие аспекты в
познавательной деятельности будут наиболее активно работать в процессе занятия и
какие индивидуальные особенности необходимо задействовать. Ответив на эти
вопросы, можно конкретно оформить коррекционную задачу.

Мониторинг успешности воспитанников.



  1. Использование диагностических средств: заполнение индивидуального листа
    занятий, тесты, творческие работы, самостоятельные работы, устный опрос и
    др.
  2. Наблюдение: педагог, воспитатель за регулярностью посещения занятий
  3. По степени участия в мероприятиях и по результатам достижений.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

В результате прохождения курса Компьютерные игры как способ развития
умственных способностей воспитанников, обучающийся должен:

Знать:

  • из каких частей состоит компьютер;
  • разновидности компьютерных игр, программ;
  • правила поведения в компьютерном классе;
  • гигиенические нормы работы за компьютером.

Уметь:

  • самостоятельно запустить и завершить работу той или иной программы;
  • проводить самостоятельный поиск необходимой программы;
  • сосредоточиться на выполнении поставленных задач;
  • контролировать эмоциональные проявления;
  • попросить о помощи в трудных ситуациях;
  • выполнять правила безопасности во время трудовой деятельности;
  • неукоснительно выполнять все правила и нормы работы в компьютерном
    классе;
  • использовать приобретённые навыки и умения в практической деятельности и
    повседневной жизни.

Отношение к себе:

  • принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование
    собственного сознания и поведения;
  • стремление к сохранению собственного здоровья, стремление вести здоровый
    образ жизни;
  • ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания
    особенностей современной жизни, её требований к каждому человеку.

Отношение к другим:

  • умелое самоопределение в отношениях с педагогами и сверстниками в период
    взросления в подростковом возрасте;
  • понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
  • осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с
    различными группами и индивидами.

Отношение к учебной деятельности:

  • понимание значимости умелого выбора методов самообразования для
    обеспечения более полного выявление способностей и их дальнейшего развития.

Отношение к миру:

  • понимание противоречивости развития современного мира и готовность
    активно саморазвиваться на основе постоянно возрастающих требований.

Одним из условий, обеспечивающих развитие творческих способностей, является
использование при оценке достижений воспитанников методики индивидуального
отслеживания по, ниже указанным критериям. Данные критерии составлены автором. (См.
Приложение 3).

На уровне “начинающий пользователь” ребёнок может находиться,
как один учебный год, так и несколько. В зависимости от его индивидуальных
способностей. После того, как по всем указанным в таблице признакам критериев
получена отметка “справляется самостоятельно”, он переходит на следующий уровень
сложности. Аналогичная схема предусматривается и со следующим уровнем.

Одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса,
является использование на занятиях разработанных автором “индивидуальных листов
выполненных заданий”. (См. приложение 4)



Список литературы

(См. приложение 5).




Следующий: