Рабочая программа Фольклор в ДОУ


Пояснительная записка

Дисциплина “Фольклор в ДОУ” призвана
ознакомить будущих воспитателей с русским
детским фольклором, его своеобразием и
спецификой, с особенностями и методикой
использования фольклора в образовательном
процессе ДОУ. Программа позволит вооружить
студентов теоретическими и практическими
знаниями, которые необходимы для дальнейшей
профессиональной деятельности.

Непременным условием изучения данного
курса является его связь с курсами дошкольной
педагогики, психологии, детской литературы,
методики музыкального развития.

Создавая программу, мы решили отдать
приоритет знаниям, формирующим человека не
равнодушного к своему отечеству, к своей
культуре. Мы считаем, что основательное
знакомство детей с родным языком, с фольклором
должно происходить в детском саду под чутким
руководством педагогов.

Фольклорные произведения всегда
входили в книги для чтения в детском саду и в
программы по музыкальному воспитанию. Мы решили
ввести студентов в фольклор с помощью урока -
основной формы обучения.

Фольклор на нашем уроке не приложение
к основной теме, а наоборот, весь урок отдан
различным жанрам фольклора, разнообразным
явлениям духовной культуры русского народа. Цель
урока — научить будущих педагогов понимать и
чувствовать произведения фольклора в его
специфике. Одна из главных задач каждого урока -
активизация речевой культуры и умение
употреблять поэтическое народное слово в
повседневной жизни в работе с детьми.

Наша программа- это интегрированный
курс музыки, литературы, истории, созданного на
основе фольклора.

В результате изучения курса студенты
должны уметь организовать работу с детьми на
занятиях и в повседневной жизни, составлять
конспекты занятий, самостоятельно работать с
литературой.

При организации учебных занятий
предусматриваются различные формы работы:
лекции, беседы, практические занятия,
самостоятельная работа студентов.

Задача первой темы — познакомить
студентов со своеобразием народного
поэтического искусства, с определением
фольклора и его значением, родах и видах
поэтического искусства, историей развития.

При рассматривании второй темы,
студенты узнают о своеобразии и специфике
детского фольклора, его классификации, жанрах.

В третьей теме студенты знакомятся с
календарно- обрядовой поэзией.

Четвёртая тема посвящена методике
использования фольклора в образовательном
процессе ДОУ.

Предлагаемое распределение материала
по практическим занятиям примерное. Наша
программа рассчитана на 32 часа обучения.
Отобранный материал представляет собой блок
уроков, подчинённых единой теме, с соблюдением
межпредметных связей.

Тематический план учебной
дисциплины.

Наименование
разделов и тем

Количество
аудиторных часов

Всего

Лекции

Практика

Введение

Своеобразие народного поэтического
искусства

2

2

Раздел 1 Народное
поэтическое творчество

10

1.1.Специфика детского
фольклора, его жанры и классификация

1.2. Поэзия пестования. Бытовой и
потешный фольклор.

1.3. Сказки, пословицы, поговорки,
загадки, частушки.

1.4. Игровой фольклор.

1.5.Народный театр.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Раздел 2.
Календарно-обрядовая поэзия

6

2.1. Происхождение,
собирание, изучение и значение календарно-
обрядовой поэзии.

2.2. Зимние и весенние календарные
обычаи и обряды.

2.3. Летние обряды и обряды времени
уборки урожая.

2

2

2

Раздел 3 Использование
фольклора в образовательном процессе ДОУ.

3.1. Методика работы с фольклором.
Фольклорные занятия: значение, принципы
построения.

3.2. Роль фольклора, родной культуры,
народного искусства в интеллектуально-
эстетическом воспитании и развитии детей.

3.3. Формирование у детей интереса к
фольклору. Использование малых фольклорных форм
для формирования образной речи дошкольников.

3.4. Фольклор в физическом воспитании и
повседневной жизни малышей.

3.5. Русская народная песня как средство
обучения выразительному пению.

3.6. Музыкальный фольклор как средство
развития музыкальных способностей детей.

14

2

2

1

2

1

1

1

2

1

1

Всего по дисциплине

32

23

Введение

Студент должен знать

  • О своеобразии народного поэтического
    искусства;
  • Определение фольклора и его значение;
  • Роды и виды народного поэтического искусства;
  • Историю развития русского фольклора.

Уметь:

  • Доказывать связь фольклора с другими видами
    искусства;
  • Выделять особенности содержания фольклора

Содержание: Студенты знакомятся со
своеобразием народного поэтического искусства,
его родами и видами истории развития.

Раздел 1. Народно-поэтическое
творчество

Тема 1.1. Специфика детского
фольклора, его жанры и классификация.

Студент должен знать:

  • Специфику детского фольклора;
  • Жанры и классификацию детского фольклора;
  • Отношение , взгляды учёных и писателей к
    детскому фольклору.

Уметь:

  • Давать характеристику разных подходов к
    классификации детского фольклора;
  • Проводить сравнительный анализ состояний
    исследований по детскому фольклору.

Содержание: Студенты получают знания о
специфике, жанрах, классификации детского
фольклора, знакомятся с отношением и взглядами
учёных и писателей к детскому фольклору.

Самостоятельная работа:

Написать сообщение на тему “История
собирания и изучения детского фольклора”

Тема 1.2. Поэзия пестования. Бытовой и
потешный фольклор

Студент должен знать:

  • Влияние народной педагогики и психологии на
    развитие детского фольклора;

Генезис и художественный стиль
колыбельной песни, пестушек, потешек, прибауток и
докучных сказок;

  • Многофункциональность, сочетание игровой и
    вербальной магической силы бытового фольклора.

Уметь:

  • Подбирать практический материал по теме;
  • Доказывать положительное влияние поэзии
    пестования на эмоциональное развитие детей

Содержание: Студенты знакомятся с
генезисом и многофункциональностью детского
фольклора. В процессе изучения данной темы
получают сведения о влиянии народной педагогики
и психологии на развитие детского фольклора.

Самостоятельная работа:

Вписать в педкопилку колыбельные
песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички,
приговорки и т.д.

Тема 1.3. Сказки, пословицы, поговорки,
загадки, частушки

Студент должен знать:

  • Жанровые признаки, классификацию, идейную
    направленность сказок;
  • Виды, значение, общественную ценность,
    художественные особенности пословиц, поговорок;
  • Идейно- тематическое содержание и
    происхождение загадок;
  • Поэтику частушек.

Уметь:

  • Определять ценность и значимость сказок,
    пословиц, поговорок, загадок;
  • Осуществлять тематический подбор сказок,
    пословиц, поговорок, загадок.

Содержание: Изучая данную тему,
студенты закрепляют, уточняют знания, полученные
в процессе изучения курса детской литературы:
жанровых признаках, классификации сказок, видах,
значении, художественных особенностях пословиц,
поговорок, частушек, идейно- тематическом
содержании загадок

Самостоятельная работа: Студенты
дополняют записи, используя статьи хрестоматии
Минц С.И., Померанцевой Э.В. “Сказка, её бытование
и носители”, “Первые сказки”, “Содержание и
форма пословицы и поговорки” Делают записи в
педкопилку.

Тема 1.4. Игровой фольклор

Студенты должны знать:

  • Определение жанра, собирание игр, хороводов,
    плясок
  • Содержание игр, хороводов, плясок

Уметь:

  • Проводить игры, хороводы
  • Работать с первоисточниками, подбирать игры,
    хороводы

Содержание: Изучая данную тему
студенты получают знания о собирании игр,
хороводов, плясок, их содержанием,
совершенствуют навыки работы с
первоисточниками.

Самостоятельная работа: Сделать
подборку игр и хороводов и записать в педкопилку.

Тема 1.5. Народный театр

Студент должен знать:

  • Историю народного театра;
  • Театр Петрушки, понятия: игрища, народная драма

Уметь:

  • Организовать и провести театр Петрушки
  • Драматизировать небольшие по объёму
    произведения фольклора

Содержание: Студенты получают
сведения из истории народного театра, его
разновидностях, совершенствуют навыки
организации и проведения театра Петрушки.

Самостоятельная работа:
пополнить педкопилку, играми-драматизациями,
сценариями театра Петрушки

Раздел 2. Календарно-обрядовая
поэзия

Тема 2.1. Происхождение, собирание,
изучение и значение календарно- обрядовой поэзии

Студент должен знать:

  • Происхождение и значение календарно- обрядовой
    поэзии.
  • Методику использования календарно- обрядовой
    поэзии в работе с детьми.

Уметь:

  • Работать с первоисточниками и находить
    необходимую информацию.
  • Использовать теоретические знания в работе с
    детьми.

Содержание: Изучая данную тему,
студенты познакомятся с происхождением и
методикой использования календарно- обрядовой
поэзии.

Самостоятельная работа:
Дополнить записи, пользуясь статьями журналов
“Дошкольное воспитание”

Тема 2.2. Зимние и весенние
календарные обычаи и обряды

Студенты должны знать:

  • Зимние календарные работы, обычаи, праздники
    (колядки. Васильев день)
  • Масленичные календарные обряды, веснянки,
    Егорьевские песни, вьюнишные обряды.

Уметь:

  • Планировать работу с детьми по ознакомлению с
    зимними и весенними календарно- обрядовыми
    обычаями и праздниками
  • Отбирать необходимый материал и использовать
    его в практической деятельности

Содержание: Студенты получают
сведения о зимних и весенних календарных обычаях
и обрядах, учатся планировать работу с детьми на
зимне-весенний период.

Самостоятельная работа:

  • Составить план работы с детьми по ознакомлению
    с обычаями, праздниками, календарными работами
    на период зима- весна.
  • Дополнить пед.копилку сценариями праздников,
    литературным материалом.

Тема 2.3. Летние обряды и обряды
времени уборки урожая

Студент должен знать:

  • Летние календарные работы и обычаи. Троицкие
    обряды и праздники.
  • Календарные обряды времени уборки урожая.

Уметь:

  • Планировать работу с детьми по ознакомлению с
    летними и осенними календарными обычаями,
    праздниками.
  • Осуществлять отбор необходимого материала для
    использования в работе с детьми.

Содержание: Студенты знакомятся с
летними календарными работами и обычаями и
календарными обрядами времени уборки урожая,
получают практические навыки по планированию
работы с детьми на весенне-осенний период.

Самостоятельная работа:

  • Составить план работы с детьми по ознакомлению
    с обычаями, праздниками, календарными работами
    на летне-осенний период.
  • Дополнить педкопилку сценариями праздников,
    литературным материалом.

Радел 3. Использование фольклора в
образовательном процессе ДОУ

Тема 3.1. Методика работы с фольклором.
Фольклорные занятия: значение, принципы
построения

Студент должен знать:

  • Методику работы с фольклором
  • Значение и принципы построения и организации
    занятий.

Уметь:

  • Организовать работу с детьми
  • Использовать разные формы работы с детьми

Содержание: Изучая данную тему
студенты знакомятся с методикой работы с
фольклором и принципами построения и
организации занятий.

Самостоятельная работа:

Пополнить педкопилку конспектами
занятий по ознакомлению с фольклором.

Тема 3.2. Роль фольклора, родной
культуры, народного искусства в интеллектуально-
эстетическом воспитании и развитии детей

Студент должен знать:

  • Цели и задачи интеллектуального и
    эстетического воспитания детей
  • Значение фольклора в воспитании и развитии
    детей
  • Приёмы работы с детьми

Уметь:

  • Использовать свои знания и умения в работе с
    детьми
  • Обогатить знания детей, их впечатления
    сведениями о родной культуре, народном
    искусстве, в процессе занятий и повседневной
    жизни.

Содержание: При изучении данной темы
студенты получают знания о значении фольклора в
воспитании детей, приёмах работы, знакомятся с
целями и задачами интеллектуального и
эстетического воспитания детей.

Самостоятельная работа:
Дополнить записи примерами, приёмами, используя
предложенные статьи журналов — Дошкольное
воспитание.

Тема 3.3.Формирование у детей интереса
к русскому фольклору. Использование малых
фольклорных форм для формирования образной речи
дошкольников

Студент должен знать:

  • Методы и приёмы формирования интереса к
    фольклору
  • Методику использования малых фольклорных форм
    для формирования образной речи дошкольников

Уметь:

  • Организовать работу с детьми
  • Использовать малые фольклорные жанры
    способствующие формированию образной речи у
    дошкольников
  • Использовать разные формы работы с детьми

Содержание: Данная тема призвана
познакомить студентов с методикой формирования
у детей интереса к фольклору, методикой
использования малых фольклорных форм для
формирования образной речи дошкольников.

Самостоятельная работа: Студенты
дополняют записи изложения примерами из опыта
работы, дополняют педкопилки фольклорным
материалом.

Тема 3.4. Фольклор в физическом
воспитании и повседневной жизни малышей

Студент должен знать:

  • Методику использования фольклора в физическом
    воспитании дошкольников
  • Место фольклора в повседневной жизни детей

Уметь:

  • Применять произведения фольклора, осуществляя
    физическое развитие детей
  • Включать в повседневную жизнь разнообразные
    фольклорные жанры

Содержание: При изучении данной темы
студенты приобретают знания методики
использования фольклора в физическом воспитании
дошкольников и в процессе повседневной жизни.

Самостоятельная работа: Студенты
дополняют педкопилки практическим материалом.

Тема 3.5. Русская народная песня как
средство обучения выразительному пению

Студент должен знать:

  • Значение русской народной песни в воспитании
    дошкольников
  • Методику знакомства с русской народной песней
  • Хороводные, игровые русские и народные песни.

Уметь:

  • Осуществлять отбор песен в соответствии с
    возрастом детей
  • Использовать русские народные песни в
    различных видах деятельности детей.

Содержание: Изучая данную тему,
студенты узнают о значении русской народной
песни в воспитании дошкольников, знакомятся с
методикой ознакомления дошкольников с русской
народной песней, приобретают навыки отбора песен
в соответствии с возрастом.

Самостоятельная работа: Студенты
записывают в педкопилки песенный и хороводный
репертуар.

Тема 3.6. Музыкальный фольклор как
средство развития музыкальных способностей
детей

Студенты должны знать:

  • Понятие музыкальных способностей, их виды
  • Средства развития музыкальных способностей

Уметь:

  • Применять музыкальный фольклор в работе с
    детьми

Содержание: Студенты закрепляют
знания о музыкальных способностях, их видах,
средствах развития, получают навыки применения
музыкального фольклора в работе с детьми.

Самостоятельная работа: Студенты
пополняют педкопилки практическим материалом

Список использованной литературы

  1. Кравцов, Лазутин. Русское устное народное
    творчество. М. 1983
  2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор М. 1987.
  3. Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская
    фольклористика. Хрестоматия М.1971.
  4. Михайлова М. А у наших у ворот развесёлый
    хоровод. Ярославль 2001.
  5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание
    дошкольников. М.1998.
  6. Русское народное поэтическое творчество / Под.
    Ред. А.М.Новиковой. М.1986.
  7. Хрестоматия по истории русской фольклористике.
    М. 1973.
  8. Русское народное творчество и обрядовые
    праздники в детском саду / Под. Ред. Орловой Л.К.
    Владимир 1995.
  9. Брыкина Г. Русская народная песня как средство
    обучения выразительному пению // Дошкольное
    воспитание №7- 1980.
  10. Гавриш Н., Загрутдинова М. Использование малых
    фольклорных форм // Дошкольное воспитание, № 9- 1991.
  11. Комарова Т. Народное искусство в
    интеллектуально- эстетическом воспитании детей
    // Дошкольное воспитание № 7- 1998.
  12. Науменко Г. Гори, солнце, ярче! // Дошкольное
    воспитание №8-2000.
  13. Новицкая М. Добро пожаловать в фольклорную
    школу // Дошкольное воспитание № 9- 1993.
  14. Осеннева М. Знакомство детей с русским
    фольклором // Дошкольное воспитание №11- 2000.
  15. Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство
    развития музыкальных способностей детей
    //Дошкольное воспитание №9,10 – 1994.
  16. Павлова Л. Фольклор: Педагогика раннего детства
    // Дошкольное воспитание, №4 – 1990.
  17. Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное
    воспитание № 2,6, 7, 10- 1990.
  18. Ряховская К. Народные подвижные игры //
    Дошкольное воспитание, № 6 – 1990.


Следующий: