Рабочая программа элективного курса Как выбрать профессию для учащихся 9-х классов

Элективный курс «Как выбрать профессию»
призван оказать помощь учащимся 9-х классов в
выборе профессии. Правильно сделанный выбор -
это начало пути к успеху, к самореализации, к
психологическому и материальному благополучию в
будущем. Учащийся, совершая первый
профессиональный выбор, приобретает ценный
личный опыт — формируются необходимые навыки и
умения, связанные с преодолением трудностей.

Цели курса:

  • оказать эффективную психолого-педагогическую
    поддержку учащимся 9-х классов;
  • открыть перед юношами и девушками перспективу в
    дальнейшем личностном и профессиональном
    развитии;
  • помочь молодым людям определить свои жизненные
    планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм
    действий.
  • В процессе освоения данного курса планируется
    сформировать у учащихся следующие
    представления:

  • о мире профессий, классификации профессий;
  • о требованиях к профессиональной деятельности;
  • о способах и источниках получения информации о
    профессиях;
  • о склонностях к определенной профессиональной
    деятельности.
  • Основные умения:

  • анализировать свои знания, умения, навыки;
  • оценивать профессиональные способности;
  • работать с диагностическим материалом;
  • планировать и целеполагать свою
    профессиональную деятельность;
  • публично защищать свою творческую работу.
  • Программа рассчитана на 6 занятий, в объеме 12
    часов.

    В рабочей программе курса 6 разделов. В первом
    разделе «Мир профессий» дается классификация
    профессий по типам и классам, обосновывается
    значение правильного выбора профессии.

    Во втором разделе «Критерии выбора профессии»
    представлены темы «Наши ожидания от профессии»
    и «Определение профессиональной готовности». В
    разделе рассматриваются типичные ошибки при
    выборе профессиональной деятельности, даются
    советы по правильному анализу выбранной
    профессии.

    Третий раздел «Наши интересы и профессия»
    рассматривает сферу профессиональных интересов,
    даются рекомендации по использованию
    профессиональных интересов при выборе сферы
    деятельности.

    Четвертый раздел «Наши способности и
    профессия» включает изучение склонностей к
    определенным профессиям, профессиональных
    требований к способностям работника.
    Рассматриваются типы мышления, преобладающие в
    той или иной профессиональной деятельности.

    В пятом разделе «Кто может оказать помощь в
    выборе профессии» изучаются способы и источники
    получения информации о профессиях, учебных
    заведениях и др., а также «круги поддержки»:
    семья, знакомые, друзья, учителя, специалисты
    профориентации.

    Шестой раздел «Наше здоровье и профессия»
    включает ознакомление с медицинскими
    требованиями и противопоказаниями по
    определенным профессиям, их важности для
    сохранения здоровья и работоспособности
    человека.

    Завершается изучение курса защитой творческих
    работ «Я выбираю профессию».

    При реализации данной программы используются
    активные методы обучения, в форме учебной лекции,
    учебной дискуссии, деловой игры, публичной
    защиты творческой работы. Также используются
    методы самопознания в процессе выполнения
    тестов по изучению профессиональных
    склонностей, качеств, особенностей характера.

    Содержание

    Раздел 1. Мир профессий.

    В результате изучения темы учащийся должен иметь
    представление:

  • о мире профессий;
  • о типах и классах профессий;
  • о месте профессии и труда в жизни человека.
  • Уметь:

  • выделять профессии по типам.
  • Тема 1.1. Значение правильного выбора профессии.

    Мир профессий. Роль труда в жизни человека.
    Важность правильного выбора профессии. Понятие
    «правильный выбор профессии». Сущность понятий
    «профессионал» и «специалист».

    Классификация профессий. Типы и классы
    профессий. Классификация Е.А.Климова по типам

    • по предмету труда: «Человек-техника»,
      «Человек- природа», «Человек- знак», «Человек -
      художественный образ», «Человек- человек»;
    • по классам — целям труда: гностические (цель -
      узнать, распознать, проконтролировать,
      классифицировать); преобразующие (изготовить по
      образцу); изыскательские (придумать, изобрести,
      вывести новую схему или формулу).

    Практическое занятие №1 «Определение
    предпочтительного типа профессии».

    Выполнение теста на определение
    предпочтительного типа профессии.

    Раздел 2. Критерии выбора профессии.

    В результате изучения учащийся должен иметь
    представление:

  • о критериях правильного выбора профессии;
  • о профессиональной готовности.
  • Уметь:



  • оценивать свои знания, умения, желания для
    профессиональной деятельности.
  • Тема 2.1. Наши ожидания от профессии.

    Ошибки выбора: престиж, ожидание высокой
    зарплаты, должности, незнание рынка труда,
    востребованности профессии.

    Обязательный учет профессиональных
    склонностей, способностей, умений для будущей
    работы, знание перспектив развития профессии.

    Умение строить профессиональный план, ставить
    цели профессионального самопознания и
    самоопределения. Профессиональная готовность.

    Практическое занятие №2 «Определение
    профессиональной готовности».

    Выполнение теста на определение
    профессиональной готовности. [1].

    Раздел 3. Наши интересы и профессия.

    В результате изучения учащийся должен иметь
    представление:

  • о профессиональных интересах;
  • о типах темперамента человека.
  • Уметь:

  • классифицировать профессиональные интересы;
  • определять тип темперамента.
  • Тема 3.1. Когда работа интересна человеку.

    Профессиональный интерес: сущность понятия,
    признаки, значение. Темперамент человека, его
    влияние на формирование профессионального
    интереса. Типы темперамента: холерический,
    сангвинический, флегматический,
    меланхолический. Взаимосвязь преобладающего
    типа темперамента и успешность человека в
    выбранной профессии.

    Практическое занятие №3 «Карта интересов».

    Выполнение теста на определение
    предпочтительной сферы деятельности. [3]
    Выполнение теста Г.Айзенка на определение
    преобладающего типа темперамента. [3].

    Раздел 4. Наши способности и профессия.

    В результате изучения учащийся должен иметь
    представление:

  • о способностях человека;
  • о типах мышления;
  • о профессиональных требованиях к работнику.
  • Уметь:

  • подбирать профессиональные требования в
    соответствии с выбранной профессией;
  • определять преобладающий тип мышления.
  • Тема 4.1. Требования профессии к личности
    работника.

    Сущность и значение профессиональных
    требований. Квалификационные требования.
    Требования к личностным качествам работника:
    трудолюбие, ответственность, инициативность,
    самостоятельность, умение сотрудничать и др.
    Типы мышления: абстрактное, логическое, знаковое,
    образное. Преобладающий тип мышления и
    профессиональные задачи.

    Практическое занятие №4. Выполнение теста на
    определение преобладающего типа мышления.

    [1].

    Раздел №5. Кто может оказать помощь в выборе
    профессии.

    В результате изучения учащийся должен иметь
    представление:

  • о способах и источниках получения информации по
    профессии;
  • о службах, осуществляющих профориентацию.
  • Уметь:

  • анализировать информацию по профессиональной
    сфере.
  • Тема 5.1. К кому обратиться за помощью в выборе
    профессии?

    Способы получения информации о профессиях.
    Понятие о «кругах поддержки»: семья, друзья,
    знакомые, учителя, профконсультанты Центра
    профориентации и Центра занятости населения.

    Способы получения информации: газеты, журналы.
    Брошюры, справочная литература, ярмарки
    вакансий, ярмарки профессий, «Дни открытых
    дверей» и экскурсии на предприятиях и в учебных
    заведениях, Интернет, выставки «Карьера. Наука.
    Образование».

    Практическое занятие №5.

    Тест- методика Д.Кейрси для оценки типа
    темперамента для профессионального выбора. [2].

    Работа с газетой «Работа и учеба»,
    справочником «Куда пойти учиться» для
    определения списка востребованных профессий в
    Республике Коми и г. Сыктывкаре.

    Раздел №6. Наше здоровье и профессия.

    В результате изучения учащийся должен иметь
    представление:

  • о медицинских противопоказаниях по профессиям.
  • Тема 6.1. Медицинские противопоказания.

    Требования по здоровью при поступлении на
    учебу по некоторым профессиям:

    военные, химические, медицинские, строительные
    и др.

    Итоговое занятие «Защита творческой работы по
    курсу «Я выбираю профессию».


    Список литературы:

  • Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М.:
    Просвещение. 1990.
  • Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы
    темперамента в практической психологии. СПб.:
    Речь. 2003.
  • Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное
    развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11
    класс): Практическое руководство для классных
    руководителей и школьных психологов (Под науч.
    ред. Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 2005, 240с. — (Педагогика.
    Психология. Управление).
  • Приложение.




    Следующий: