Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе

В современной школе вопрос о мотивации учения может быть назван центральным,
хотя эта тема имела большое значение во все времена (см.
Приложение 1
). Причем особую тревогу у учителей вызывают дети,
испытывающие трудности в обучении.

Важность этого вопроса подчеркивается и публикациями ряда статей в журнале
“Завуч” и других. В них приводятся результаты исследования ученых о том, что,
начиная с 5-го класса и далее к 7 классу, ослабевает мотивация учащихся к
познавательной деятельности, снижается количество учеников, обучающихся на
“отлично” и “хорошо”, а также детей, имеющих 1–2 тройки в четверти или в году.
Также падает и учебная активность школьников на уроках. Эти результаты
подтверждаются и в нашей повседневной работе.

Встает вопрос, как же поддерживать у детей достаточно высокий уровень
мотивации на протяжении всего школьного обучения?

Так как мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, конечно,
необходима целесообразная, разумная организация учебного процесса в целом,
которая позволяет детям работать с наибольшей эффективностью и показывать себя с
лучшей стороны, не испытывая при этом морального напряжения и дискомфорта.

Известно, что человек охотно включается в какую-либо деятельность только
тогда, когда это нужно ему, когда у него есть определенные мотивы для
выполнения данной работы. А мотив отражает наличие некоторых
потребностей
, которые сможет удовлетворить эта деятельность.

В душе ребенка одновременно присутствуют и борются различные, в том числе,
противоречивые желания и потребности. И задача учителя заключается в том,
чтобы вызвать и сохранить именно тот мотив, который приведет данного ученика к
успеху в его познавательной деятельности. Для этого каждый учитель использует
специальные средства и меры, в том числе, различные виды стимулирования, самым
эффективным из которых является создание на уроке ситуации успеха для
каждого ученика.

Как известно, учебно-познавательная деятельность осуществляется в процессе
взаимодействия, сотрудничества, содействия двух сторон – ученика и учителя. И
успех как результат этого содействия проявляется лишь в том случае, когда имеют
место “встречные усилия”, т.е. стремление к достижению успеха должно быть как у
школьника, так и у педагога. Если нет этого совпадения, то успеха нет ни в
деятельности ученика, ни в работе учителя.

У человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на
достижение успеха. Первый – это собственно мотив достижения успеха.
Второй – это мотив избегания неудач. И по поведению учащихся можно
определить, какую именно позицию занимает тот или иной ученик.

Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, стремятся во что бы то ни
стало добиваться лучших результатов, причем во всех видах своей деятельности.
Они мобилизуют все свои ресурсы и внимание свое сосредоточивают на достижении
поставленной цели. У них твердая вера в успех, его ожидание; они рассчитывают
получить одобрение за эти свои действия; их работа вызывает у них положительные
эмоции.

Школьники, мотивированные на избегание неудач, не верят в собственные силы,
боятся критики, не верят в возможность добиться успеха. Поэтому с учебной
деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоции и переживания. Они не
только не испытывают удовольствия от своей работы, но тяготятся ею, и в
результате такая позиция приводит их к неудаче (неуспеху) не только в учебе, но
подчас и в жизни.

Если школьник первой группы неудачно решил задачу, то он не теряет
интерес к этой задаче, он мобилизуется, и его интерес даже возрастает. А у
второй
группы интерес пропадает, такие ребята расстраиваются.

Школьников, стоящих на позиции избегания неудач, привести к успеху довольно
трудно, но возможно – медленно, шаг за шагом повышая их самооценку (разумеется,
это должны делать и родители); создавая учебные ситуации, где школьник испытает
пусть маленькую, но победу. Он почувствует себя увереннее, обнаружит в себе
способность к правильному выполнению заданий; у него появится желание развивать
себя, самосовершенствоваться.

Но для этого, как уже говорилось, должен быть настроен на успех сам
учитель
. Так как неуверенный в своих возможностях учитель, не сможет создать
эффективную ситуацию успеха, которая приведет школьника к действительно реальным
достижениям.

Конечно, хорошо было бы осуществить специальную психологическую подготовку (в
виде тренинга) учителей-предметников и классных руководителей к овладению
технологией создания ситуации успеха.

Чтобы правильно применять способы стимулирования школьников, необходимо
вначале провести диагностику с целью выявления причин, почему некоторые
дети хотят учиться, а некоторые не хотят, что им мешает, что побудило бы у них
интерес к учебе, т.е. явилось бы самым важным стимулом.

Результаты опроса школьников показывают следующее.

Что мешает школьнику учиться ?

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности в учебе.
    Если родители вовремя не привили детям соответствующие качества, а также
    к концу начальной школы учителю не удалось привить ребенку нужные умения и
    навыки, то очень трудно или даже практически невозможно добиться успехов в
    учении.
  2. Обширность школьного материала.
  3. Отвлекающие факторы – прогулки, компьютер, телевизор.
  4. Однообразие учебного процессе – некоторая монотонность урока,
    одни и те же методы и приемы учителя на каждом уроке; необходимость долгое
    время смирно сидеть и почти не говорить, что не умеют делать многие дети.
  5. Авторитарная позиция учителей и родителей, которую взрослые
    школьники воспринимают как несправедливую, что вызывает их протест и
    нежелание учиться.

Каковы же основные мотивы хорошей учебы или хотя бы учебы без “двоек”?

В среднем звене – это стремление порадовать родителей или боязнь их
огорчить (в т.ч. страх перед наказанием), на втором месте – желание получить
хорошие знания с расчетом на будущее.

В старшем звене – стать культурным и образованным человеком (многие
хотят достичь этого без труда), еще часто встречается ответ “заставляют
родители”.

Итак, мы выяснили мотивы, наиболее значимые для детей, что побуждает и
направляет их учебную деятельность (или бездеятельность у некоторых учеников).

И все они – и успешные, и совсем неуспешные ученики ждут нашей помощи и
понимания. Как мы им можем помочь? Как вызвать у них желание учиться?

Значит, надо продолжить разговор о стимулах – т.е. внешних побудителях
учебной деятельности школьников.

Большинство учителей используют в своей работе всего от 2 до 6 стимулов – это
оценка, запись благодарности или замечания в дневник, словесное поощрение или
порицание; отдельные учителя используют групповую работу, назначают
помощников-консультантов, устраивают выставки лучших работ. Есть учителя,
которые применяют и менее распространенные стимулы – их достаточно много – около
40 или больше (см. Приложение 2).

Хочется отметить, что нельзя преувеличивать роль оценок. Оценки не
могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок
скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован
неразумно, то в классе постоянно будет шум и беспорядок. Если же дети неимоверно
перегружены, запуганы или задерганы, но нормализовать учение в этих случаях
одними оценками невозможно.

Хочется особо подчеркнуть необходимость соблюдения принципа деятельности,
т.е. освоение учениками знаний умений и навыков должно происходить
преимущественно в форме деятельности. Как говорил академик Александр Львович
Минц, “напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает
фаршированную рыбу, которая не умеет плавать”.

Ученик должен работать со своим знанием, чтобы оно стало инструментом, а не
“залежами ненужного старья на задворках интеллекта”, как выразился другой автор.

Также желательно соблюдать принцип свободы выбора, т.е. предоставлять
ученику , где это возможно, право выбора задачи, темы и т.п., но обязательно
уравновешивать это право ответственностью ученика за свой выбор. Тогда можно
надеяться, что у него будет осознанное отношение к учебе.

Способы стимулирования можно разделить на три группы, в соответствии с
потребностями, которые они удовлетворяют.

I группа стимулов связана с общечеловеческими врожденными
потребностями.

Здесь учитель опирается на практические потребности учеников, на анализ
жизненных ситуаций, а также на стремление любого человека к признанию его
заслуг, к похвале, к успеху.

II группа стимулов связана с учетом возрастных потребностей учеников.

Младшие школьники особенно любознательны, любят мечтать и играть, стремятся к
приключениям. Подростки интересуются всем необычным и малоизвестным, любят
испытывать свои возможности – кто сильнее, кто быстрее, кто больше знает. Они
любят объединяться в группы и команды – так и надо сделать на некоторых уроках
для совместного изучения материала и одновременно для удовлетворения их
потребности в общении друг с другом.

III группа учитывает различные интересы мальчиков (к спорту, технике,
военной проблематике) и девочек (к взаимоотношениям людей, моде, искусству,
эстетике)

Как уже говорилось, различных стимулов существует великое множество, и
учитель может обогащать свой арсенал на один новый стимул хотя бы в 2–3 недели.

Таким образом, если мы хотим видеть нормальных и благополучных детей (в
смысле учебы, я не имею сейчас в виду их семейное и материальное положение),
видеть даже счастливых детей – надо постараться обучать их в соответствии с
действительными потребностями самих учеников и новыми реалиями нашего общества.
В этом случае дети не будут оказывать такого сопротивления учебе, которое мы
подчас встречаем в обычной массовой школе.

Можно сказать, что эта идеальная картина какой-то идеальной школы – это
верно, но ведь надо всегда стремиться к чему-то более высокому, чтобы получить
возможный результат.

И в этой идеальной школе, в которой грамотно согласуются содержание и формы
обучения с интересами школьников, ученики САМИ будут стремиться узнать – а что
же там дальше? Когда согласуются темп, ритм и сложность обучения с возможностями
учеников – тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. В
этом волшебном слове САМ и заключается главный смысл.

Ученик САМ стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть
погаснет свет – он будет читать при свечах.

В такой ситуации не нужно принуждения – каждый знает, что ему делать и
делает, потому что хочет этого САМ.

И каждый достигает состояния успеха – не только ученик, но и его учитель.

Следующий: