Пути формирования информационных компетенций учащихся


«Педагогика должна ориентироваться не
на вчерашний, а на завтрашний день детского
развития. Только тогда она сумеет в процессе
обучения обучать ребёнка».

Л.С. Выгодский.

Сегодня информационные технологии в обучении
– это не дань моде, а средство достижения нового
качества образования, что соответствует главной
задаче российской образовательной политики.

Главная задача которой является – воспитать
новое поколение грамотных, думающих, умеющих
самостоятельно получать знания граждан.
При помощи информационных технологий
(видеозапись, СМИ, Интернет), формируются умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Что же обозначает понятие: ИКТ-компетентность?
Это приобретение умений самостоятельно искать,
собирать, анализировать, оценивать,
организовывать, представлять, передавать
информацию, моделировать и проектировать
объекты и процессы, в том числе – собственную
индивидуальную деятельность и работу
коллектива, квалифицированно используя
доступные современные средства информационных и
коммуникационных технологий

Применение информационных технологий на
уроках позволяет моим ученикам:

  • развивать умение ориентироваться в
    информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с
    информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться
    информацией с помощью современных технических
    средств;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
    индивидуально подойти к ученику, применяя
    разноуровневые задания.

Цель моей работы состоит в том, чтобы
на каждом уроке формировать учебную
деятельность, которая превращала бы ученика в
субъекта, заинтересованного в учении.

Реализации поставленной цели способствует
решение следующих задач:

  • активизации познавательного процесса;
  • развитию логического мышления;
  • формированию коммуникативных, рефлексивных,
    информационных и проектных компетентностей
    учащихся,
  • а также умений использовать приобретенные
    знания для решения практических задач
    повседневной жизни;
  • воспитанию нравственно и духовно богатой
    личности;
  • освоению культуры работы с текстом.

Основным способом активизации познавательного
процесса на моих уроках являются методы:

  • проблемно-поисковый, методы развивающего
    характера: учебный диалог, беседа-рассуждение,
    учебный спор, метод коллизий. Данные методы я
    строю на следующих принципах обучения:
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комплексного воздействия на интеллект
    ребёнка (одновременное развитие речи, внимания,
    памяти, мышления, наблюдательности);

Часто информационные технологии ассоциируются
только с урочной деятельностью. На самом же деле
обучить детей информационно-компьютерным
технологиям – это не только и не столько научить
их работе на компьютере.



Считаю, обучить детей
информационно-компьютерным технологиям – это,
прежде всего, научить их самостоятельной работе
с различными средствами информации, раздвинув
при этом поле урочной деятельности.

В рамках не урочной деятельности можно и нужно
создавать организационно-педагогические
условия формирования и развития
информационно-коммуникативной компетентности
учащихся.

Среди перечня таких условий выделяю участие в
конкурсах, как перспективную форму внеурочной
деятельности, средство выявления и развития
творческих способностей и наклонностей
обучающихся.

Как известно, конкурс – это соревнование, цель
которого выявить лучших из его участников; для
проведения конкурса организатор заранее
определяет условия его проведения: цели,
содержание, структуру.

Чтобы формировать
информационно-коммуникативную компетентность у
обучающихся, она должна быть сформирована у
педагога. На уроках я использую готовые
электронные ресурсы, сама составляю электронные
приложения к уроку, составляю тестовые задания
по отдельным темам, презентаций. Использование
электронных учебных пособий позволяет повысить
качество обучения, сделать его динамичным,
решать несколько задач – наглядность,
доступность, индивидуальность, контроль,
самостоятельность. На уроках для большей
эффективности я использую предметные коллекции,
портреты, видеоэкскурсии, фотографии,
иллюстрации объектов.



Для развития творческих способностей учащихся
и активизации их познавательной деятельности
предлагаю им творческие задания, работу в
микрогруппах, задания исследовательского
характера. Но зажатый в рамки учебного плана и
программы педагог не всегда имеет возможность
подачи дополнительного материала учащимся.
Необходимо внедрять использование
ИКТ-технологий во все уголки школьной жизни и для
достижения результатов привлекать учащихся.
Одним из таких уголков и является создание блога
«Лучики».



Таким образом преследую ряд функций:

образовательную – дополнительное
образование, кроме данных, получаемых на уроках,
подача их в неожиданной, легкой форме –
предоставление детям информации в которой они
действительно нуждаются;

информативную – быстрый и
результативный способ массового оповещения всех
учащихся.
Широко в своей работе использую проектный метод
обучения.

Учащиеся в процессе работы над проектом
постигают реальные процессы, проживают
конкретные ситуации.

С точки зрения информационной деятельности,
при работе над проектом ученику требуются навыки
поиска, анализа информации, умения хранить,
передавать, сравнивать и на основе сравнения
синтезировать новую информацию.
Выполняя проект, ребята учатся критически
мыслить, решать сложные проблемы на основе
анализа обстоятельств и соответствующей
информации, взвешивать альтернативные мнения,
самостоятельно принимать продуманные решения,
брать на себя ответственность за их реализацию,
часто оказывается в ситуации выбора.
Ученик сам анализирует каждый шаг своего учения,
ищет причины возникших затруднений, находит пути
исправления ошибок.




Следующий: