Пути формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа

25-летию Ангарского педагогического
колледжа посвящается…

Современный этап развития отечественного
образования обусловил выход проблемы
формирования безопасной образовательной среды
на приоритетные направления исследований не
только в области психологии, философии,
социологии, но и педагогики. Переход
образовательных учреждений от “линейного,
полностью регламентированного устройства к
пространственной организации образовательной
среды” [24], обеспечивающей
самоактуализацию и продуктивную самореализацию
обучающихся, актуализировал необходимость
поиска в условиях педагогического колледжа
оснований для ее формирования, способствующих
повышению качества подготовки студентов –
будущих педагогов.

Согласно теории самоактуализации личности А.
Маслоу, в ряду базовых потребностей человека (не
затрагивая физиологический уровень) 70% занимают
потребности в безопасности и защите [26].
Учитывая, что современный человек в условиях
стремительного обновления окружающей среды для
того, чтобы не отстать от динамических ее
перемен, вынужден учиться и переучиваться на
протяжении всей своей жизни, становится
очевидным, что потребность безопасного
образования является ключевым условием его
успешной самоактуализации и самореализации на
всех уровнях образования.

В свою очередь мы утвердились в том, что
безопасность образования напрямую зависит от
качества подготовки педагогов к реализации
данных функций. Как показано исследованиями Е.Н.
Дзятковской [14], учителя и воспитатели в
своей педагогической деятельности проецируют те
ценности и установки, которые они освоили за
время профессионального образования в
педагогическом колледже и педагогическом
университете.

В связи с этим становится актуальным
формирование безопасной образовательной среды
педагогического колледжа как одного из
механизмов достижения безопасности образования
и фактора самоактуализации субъектов
образования.

Нормативными основания данной деятельности
являются Закон “Об образовании”, “Концепция
национальной безопасности Российской
Федерации” [19], Закон РФ “О безопасности”
[1]. В рамках последнего обозначено сокращение
пространства безопасности, в связи с чем в
современный лексикон вошли многочисленные
определения безопасности: государственная,
военная, социальная, экономическая, финансовая,
правовая, энергетическая, личная. В целом
безопасность рассматривается в нем как
состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз; угрозы — совокупность
условий и факторов, создающих опасность жизненно
важным интересам личности, общества, государства
и исходящих от внутренних и внешних источников
опасности.

В контексте данного подхода нам представляется
возможным рассмотреть понятие “безопасность” в
качестве педагогической категории как
защищенность жизненно важных образовательных
потребностей и интересов субъектов образования,
в нашем случае студентов и преподавателей
педагогического колледжа, в различных сферах
педагогической деятельности от внутренних и
внешних угроз, обеспечивающую устойчивость и
качество педагогического образования.

Проведенный нами анализ научных работ по
проблеме образовательной безопасности и
формирования безопасной образовательной среды
педагогического колледжа как одного из ее
компонентов показал их недостаточную научную и
практическую разработанность.

Выявили, что отдельные аспекты образовательной
среды как системной совокупности обучающих,
информационных, пространственно-предметных,
социально-педагогических и
психолого-педагогических сред и ситуаций,
рядоположенных по отношению к семейной и
социальной среде рассматриваются в
диссертационных исследования Т.В. Аникаевой [3], М.В. Бесединой [8], Г.Ю. Беляева
[7], С.И. Иваниловой [12], М.Г. Голубчиковой
[13], И.В. Крупиной [16], О.Н. Шевченко [25]
и др. Из подготовленных в 2000-2005 г.г. 12
диссертационных исследований по вопросам
раскрытия сущности и особенностей формирования,
проектирования образовательной среды мы
определили, что только одна посвящена вопросам
создания психологической безопасности
образовательной среды школы (И.А.Баева) [4],одна
- теоретико-методологическому аспекту
образовательной безопасности региона как
социального феномена (А.В. Блинникова) [9],
проблематика которой предполагала выявление
роли социально-педагогического образования в
условиях педагогического колледжа для
обеспечения образовательной безопасности
региона и его возможностей применительно к
устойчиво-безопасному развитию территории.

Таким образом, нами показано, что проблема
формирования безопасной образовательной среды
педагогического колледжа осталась практически
за рамками научных исследований, что
свидетельствует об актуальности
рассматриваемого в рамках педагогического
колледжа вопроса.

К предпосылкам и теоретическим основаниям
проблемы формирования безопасной
образовательной среды педагогического колледжа
считаем целесообразным отнести:

- теорию безопасности организации Г.А.Минаева,
А.А. Прохожева [19], ракурс которой позволяет
рассмотреть безопасную образовательную среду
колледжа как социальную организацию;

–теоретико-методологический анализ процессов
становления безопасного регионального
социально-педагогического образования и модель
колледжа социально-педагогических наук как
ведущего института достижения безопасности
муниципальных сообществ депрессивных
территорий (Ю.Ф.Абрамов, А.В.Блинникова, Л.С.Жгун)
[2];

- идеи В.А.Балханова, С.В.Калмыкова о сущности
безопасности современного образования и
воспитания и едином концептуальные основы
гуманистического образования (А.Маслоу,
К.Роджерс) [26], педагогики стресса
(Е.Н.Дзятковская)[14], концепции
гуманно-личностного подхода в образовании,
отражающие гуманистические тенденции
современной педагогической науки и практики (Н.А.
Алексеев, Ш.А.Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С.
Гребенюк, В.И. Данильчук, В.С. Ильин, В.В. Сериков,
В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.Я. Якиманская и др.),
раскрывающие отдельные подходы к достижению
безопасности современной образовательной среды,
в том числе педагогического колледжа.
методологическом подходе, лежащем в основе ее
достижения.

Проанализировав позиции В.А. Балханова,
С.В.Калмыкова мы пришли к выводу о том, что в
формировании безопасной образовательной среды
педагогического колледжа очевиден приоритет
социально-педагогического аспекта
профессиональной деятельности. Наши аргументы:

- во первых, в условиях XXI века, определяющего
сущность бытия России в рамках цивилизационных
изменений и глобальных кризисов, образование
призвано сформировать у человека новый
менталитет или “социальный характер” [5],
ориентированный на активную жизненную и
гражданскую позиции, на принятие личной
ответственности за реализацию позитивного
сценария социального развития в условиях
гражданско-правового строительства общества.
Как следствие, образовательная среда
педагогического колледжа должна способствовать
становлению данных качественных характеристик у
студентов – будущих педагогов;

- во вторых, образовательное пространство,
которое будут формировать в своей
профессиональной деятельности выпускники
педагогического колледжа, является компонентом
пространства социального и пронизано его
энергетикой и смыслами, которые имеют
конкретно-исторический характер. Формальное же
принятие в обществе глобализации и
информатизации через телевидеокомпьютеризацию
сфер общественной жизни привело к тому, что
социальные установки и жизненные перспективы
подрастающее поколение видит сквозь призму
развлекательного телевидения и “виртуальных
миров”, проповедующих средствами информации
идеи “культурного досуга”, модных профессий,
агрессии, отрицания опыта и культуры старших
поколений. Все это, без учета гуманитарного
аспекта глобализации и информатизации, приводит
к нивелированию информации, к потере ее главной
ценности – смысла.

Все это актуализирует проблему формирования
образовательной среды педагогического колледжа
как смыслового интерьера не только для
восприятия будущими педагогами накопленного в
культуре опыта воспитания и обучения
подрастающего поколения средствами предметного
содержания (с учетом профиля специальности), но и
для осознания обучающимся реалий современной
социально-педагогической ситуации, проецируемых
ею рисков и угроз для образования через вскрытие
философских и педагогических смыслов
происходящего и реализацию механизмов их
предупреждения и минимизации в траекториях
личностно-профессионального самоопределения,
самоактуализации и самореализации.

Как следствие, в плане решения этих задач нами
формируются адекватные требованиям
безопасности компоненты образовательной среды
колледжа, направленные на обеспечение качества
подготовки современного педагога, не только
способного и готового к успешной
профессионально-педагогической самореализации
на рынке труда, но и активного участника
общественного движения – гражданина, человека
культуры, субъекта социального развития,
интеллектуала, ориентированного на непрерывное
образование. Согласно Программе модернизации
педагогического образования, специалисты
“призваны стать носителями идей обновления на
основе сохранения и приумножения лучших
традиций отечественного образования и мирового
опыта” [22].

Данная деятельность продуцирует напряжение и
нестабильность внутренней среды
педагогического колледжа и, как следствие -
угрозы для ее безопасности. Как было отмечено
нами выше, категория “угроза” рассматривается
на нормативном уровне в Законе РФ “О
безопасности” как совокупность условий и
факторов, создающих опасность жизненно важным
интересам личности, общества, государства и
исходящих от внутренних и внешних источников
опасности. Учитывая приведенные нами выше
доказательства о значимости в позиционировании
безопасной образовательной среды
педагогического колледжа
социально-педагогического аспекта, мы, не
затрагивая экономический ракурс проблемы, будем
рассматривать угрозы как внешние и внутренние
социально-педагогические условия и факторы,
несущие опасность в достижении качества
подготовки современного учителя, воспитателя.

В научной литературе с понятием угроз
сопряжено понятие риска. У.Бек, Н.Луман, Э.Гидденс
(1994) [6], Я.Д.Вишняков, В.А. Владимиров, Ю.Л. Воробьев
(1999) констатируют, что развитие человечества
вообще невозможно без риска, а наша цивилизация
является цивилизацией риска. Л.С. Хорошилова,
Л.М.Табакаева, З.А. Курбатова раскрывают риск как
возможность опасной ситуации, но не саму
ситуацию. Следовательно, риск потенциальная, а не
реальная опасность. С позиции педагогики “риск -
действие, направленное на привлекательную цель,
достижение которой сопряжено с элементом
опасности, угрозой потери и неуспеха…
применение необычного метода или приема
разрешения отдельной педагогической задачи при
отсутствии полной уверенности в положительном
результате, когда обычные меры оказываются
малоэффективными”.

Проанализировав исследования В.А. Балханова и
С.В. Калмыкова мы прищли к выводу, что в плане
разрешения ситуации педагогического риска в
образовательной практике сосуществуют две формы
достижения безопасности – активная и пассивная..
Реализации пассивного сценария безопасности
предполагает фокусирование ориентиров среды на
сохранении достигнутого состояния (принцип
“комфорта застывших форм”), в противовес
активная форма — разработку безопасной
траектории движения к цели (принцип
“безопасности на марше”) через единый
методологический подход, включающий:

а) своевременный и достоверный учет реально
складывающейся ситуации, прояснение ее
различных аспектов, сторон, характерных черт;

б) исходя из намеченных целей (задач, идеалов,
ценностей) с учетом всестороннего изучения
ситуации формирование вектора поведения (в нашем
случае, механизма формирования безопасной
образовательной среды).



В логике этого, используя педагогическую
терминологию процесс обеспечения безопасности
образовательной среды педагогического колледжа
представляется нам в следующем виде:
социально-педагогическое прогнозирование
внешних и внутренних угроз и рисков для
образовательной среды — регуляция адекватными
педагогическим средствами условий и факторов
образовательной среды для минимизации рисков и
угроз и их преобразования в фактор ее
устойчивого развития.

Рамки статьи не позволяют нам подробно
рассмотреть структурно-функциональную модель
безопасной образовательной среды
педагогического колледжа, кратко обозначим, что
она включает в себя два уровня защиты от угроз и
рисков – внешнего и внутреннего. Внешний контур
– нормативный. Он определяет место и функции
педагогического колледжа в отечественной и
региональной образовательной системе с учетом
стратегии модернизации педагогического
образования, требований Государственных
образовательных стандартов среднего
профессионального образования и запросов
конкретных заказчиков: территориальных и
муниципальных органов управления образования,
администраций образовательных учреждений,
студентов и их родителей.

Внутренний контур — ценностно-смысловой,
определяющий ценностно-ориентационное единство
субъектов образования педагогического колледжа
по отношению к смыслам, целям профессионального
образования и ценностям, значимым для
обеспечения качества подготовки современного
педагога и защиты образовательных потребностей
субъектов от возможных угроз и рисков. С их
учетом получает свое развитие и целенаправленно
формируется субъектами весь веер
социально-педагогических,
психолого-педагогических и
предметно-пространственных составляющих
образовательной среды, обеспечивающих ее
безопасность и, как следствие, продуктивность
личностно-профессионального самоопределения,
саморазвития и самореализации студентов –
будущих педагогов.

Конфигурацию безопасной образовательной среды
педагогического колледжа условно можно
обозначить как его архитектонику. Отметим, что
данное определение рассматривается нами как
метафора, в первоисточнике архитектоника от
греч. architektonike — строительное искусство -
художественное выражение закономерностей
строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих
конструктивной системе его сооружения. В
отношении образовательной среды
педагогического колледжа архитектоника
предполагает конструктивное выражение
особенностей ее предметно-пространственного,
психолого-педагогического и
социально-педагогического строения, задаваемого
вектором педагогического образования и
направленным на педагогическую регуляцию угроз
и рисков для обеспечения качества подготовки
специалистов.

Проанализировав рекомендации Г.А. Ковалева (1993)
[18]; Е.А. Климова (1997) [17] мы обозначили в ней
следующие структурные компоненты:

1) физическое окружение среды — архитектуру
здания педагогического колледжа, степень
открытости-закрытости конструкций дизайна,
размер и пространственную структуру учебных
кабинетов и других помещений в здании, легкость
их пространственной трансформации при возникшей
необходимости, возможность и широту
пространственных перемещений в них субъектов

2) предметное окружение: материальные условия
организации учебно-воспитательного процесса в
рамках учебных занятий, педагогической практики,
форм внеучебной работы; условия быта студентов в
общежитии; образовательные ресурсы ( средства,
компьютерное оборудование и др.);
физико-химические, биологические, гигиенические
условия (микроклимат, чистота воздуха и т.д.);

3) ценностно-смысловое наполнение -
социально-контактный компонент среды как личный
пример преподавателей и студентов, их
личностно-профессиональная культура, опыт, образ
жизни, продукты деятельности, задающие основания
для профессионального образования (учебные
программы, реализуемые методики обучения и
воспитания, обеспечивающие продуктивное
личностно-профессиональное саморазвитие
студентов; нормы поведения и взаимоотношений
(сотрудничества, взаимопомощи, господства);
взаимодействующие с педагогическим колледжем
учреждения, организации, группы и их
представители, обеспечивающие расширение
траекторий личностно-профессионального
саморазвития и самореализации обучающихся;
социально-педагогическое “устройство” группы
(своей) и коллективов, с которыми контактируют
студенты и преподаватели (наличие выделившихся
по тем или иным основаниям “лидеров”,
“преуспевающих”, “звезд”, отстающих,
“отверженных” и т.д.), реальное место студента и
преподавателя в структуре микро- и макросоциума ,
включенность субъектов в другие группы и
группировки, уровень защищенности его в данном
коллективе от различного рода посягательств:
информационную; соматическую; предметную;

- информационный компонент среды:
общеколледжные акты и нормы функционирования на
принципах гуманизации — устав, правила и законы
внутреннего распорядка педагогического
колледжа; “неписаные законы”, традиции
педагогического сообщества, фактически принятые
нормы отношения к людям, к их мнениям; правила
личной и общественной безопасности;
образовательные ресурсы, рекламы; персонально
адресованные воздействия — идеи, выраженные в той
или иной форме; требования, приказы, советы,
пожелания, поручения, сообщения и т.д;

- соматический компонент среды — который по
отношению к психике субъекта образования
составляет собственное тело и его состояния.

В контексте выхода на параметры формирования
безопасной пространственно-предметной
организации образовательной среды
педагогического колледжа считаем
целесообразным интерпретировать идеи С.Л.
Братченко (1997) [11], а именно, как внутреннее
убранство — размеры “жизненных пространств”,
так и разновекторные образовательные ресурсы
(наше дополнение) должны соответствовать
параметрам:

  • комфортности;
  • разнообразия;
  • экологичности;
  • включать наличие “убежищ от чрезмерной
    сенсорной стимуляции” и зон рекреации;
  • адекватную степень акустической и визуальной
    агрессивности.

За основу разработки
психолого-педагогического и
социально-педагогического компонентов
безопасной образовательной среды
педагогического колледжа нами взяты
рекомендации научной школы лаборатории
экопсихологии развития Психологического
института РАО (заведующий Панов В.И.) о структуре
образовательной среды учебных заведений, ее
типологии [21], методах диагностики, экспертизе и
проектировании (С.Д.Дерябо.1997, В.И.Панов. 1997-2004,
В.П.Лебедев. 1998, В.А.Ясвин. 1997, 2000). Проведенная в
контексте среднего профессионального
педагогического образования интерпретация
системы психодиагностических параметров
образовательной среды, разработанных В.Н.
Мясищевым (1960), Б.Ф.Ломовым (1984), С.Д.Дерябо, и
описанных В.А.Ясвиным (1994) [27], позволила нам
конкретизировать сущность каждого параметра в
аспекте формирования безопасной
образовательной среды педагогического колледжа
(модальность, широта, интенсивность,
осознаваемость, обобщенность, эмоциональность,
доминантность, коэргентность, социальная
активность , мобильность, устойчивость). Не будем
подробно рассматривать содержание каждого
параметра, это не предполагается нами в рамках
данной статьи, но отметим, что все компоненты
безопасной образовательной среды колледжа
“наполнены человеческими смыслами и служат
человеку, свободно проявляющему свою
индивидуальность, способность к культурному
саморазвитию и самоопределению в мире
культурных ценностей (Е.В. Бондаревская, 1999) [10], с
учетом специфики среднего профессионального
педагогического образования — ценностей
профессиональных.

Учитывая практикоориентированный характер
материалов, представляемых в рамках Фестиваля
педагогических идей “Первое сентября”, в
приложении представляем вариант
учебно-методического обеспечения к осмыслению
студентами — будущими учителями начальных
классов факторов безопасности
учебно-воспитательного процесса – методические
рекомендации “Пути создания безопасной
образовательной среды при обучении младших
школьников природоведению в начальной школе”.

Приложение

Используемая литература:

  1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О
    безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г.,
    25 июля 2002 г.) // Российская газета. — 06.05.1992 г. N 103.
  2. Абрамов Ю.Ф., Блинникова А.В., Жгун Л.С. Колледж
    социально-педагогических наук: теория и практика
    - Иркутск. 2005.
  3. Аникаева Т.В. Образовательная среда школы как
    условие профессионального самоопределения
    старшеклассников. Дис. … канд. пед. наук : 13.00.01.-
    СПб., 2001
  4. Баева И.А.Психологическая безопасность
    образовательной среды: теоретические основы и
    технологии создания: Автореф. дис… д-ра психол.
    наук: 19.00.07. -СПб. , 2002.
  5. Балханов В.А., Калмыков С.В. Метообразование как
    высокая гуманитарная технология// Байкальский
    психологический и педагогический журнал. 2005.- №
    1-2 (5-6).- Иркутск. — ИГУ. – С.19.
  6. Бек У. От индустриального общества к обществу
    риска/ Пер. А.Д.Ковалева, Гидденс Э. Судьба, риск и
    безопасность; Луман Н. Понятие риска// Thesis. — 1994.- №
    5.
  7. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика
    образовательной среды в различных типах
    образовательных учреждений.: Автореф. дис. …
    канд. пед. наук: 13.00.01. -М., 2000.
  8. Беседина М.В. Образовательная среда как
    фактор эмоциональной депривации, влияющей на
    соматическое здоровье подростков: Автореф.
    дис. … канд. психол. наук: 19.00.13.-М., 2004.
  9. Блинникова А.В. Образовательная безопасность
    региона как социальный феномен
    (теоретико-методологический аспект). 09.00.11. –
    Иркутск, 2004.
  10. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика:
    Личность в гуманистических теориях и системах
    воспитания. – М.-Ростов-на-Дону. — 1999. С.251.
  11. Братченко С.Л. Диагностика личностно -
    развивающего потенциала: Методическое пособие
    для школьных психологов.-Псков.1997.
  12. Иванилова С.И. Образовательная среда начальной
    школы как фактор развития учащихся Дис. …
    канд. пед. наук : 13.00.01.- М., 2001
  13. Голубчикова М.Г. Самоактуализация сельских
    школьников в условиях дифференциального
    обучения. Диссертация на соискание ученой
    степени кандидата педагогических наук.:
    13.00.01.-Иркутск. , 2003
  14. Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика.8 лекций
    о безопасности, развитиии и здоровье школьника.-
    Ангарск, 2004.
  15. Катастрофы и образование. Под редакцией
    Ю.Л.Воробьева. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 176 с. http://www.promeco.h1.ru/books/
  16. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы
    как средство воспитания и обучения Дис. … д-ра
    пед. наук : 13.00.01. — М., 2001
  17. Климов Е.А. Психология. – М. 1997.
  18. Ковалев Г.А., Абрамов Ю.Г. Пространственный
    фактор школьной среды: альтернативы и
    перспективы // Учителю об экологии детства.- М. 1996.
    С. 189-199.
  19. Концепция национальной безопасности
    Российской Федерации // Российская газета. — 26
    декабря, 1997 г.
  20. Минаев Г.А., Прохожев А.А. Теория безопасности
    организации. – М. 2004.
  21. Панов В.И. Экопсихологическая модель
    образовательной среды.// 4-ая Российская
    конференция по экологической психологии.//
    Психологический институт РАО. – М.: УМК
    “Психология” , 2005. — 334 с. С.213 – 216.
  22. Программа модернизации педагогического
    образования // Развитие личности. №2 2003 г. Cтр.
    9—18
  23. Современный словарь по педагогике / Сост.
    Рапацевич Е.С.- Минск. 2001. – 928 с. – С. 675.
  24. Тубельский А.Н. Для чего и как мы учим: школа как
    система условий для развития индивидуальности
    ребенка и способности к самоопределению.//
    Школьные технологии. 2001. №6. С. 27-38. С. 28.
  25. Шевченко О.Н. Личностно ориентированная
    образовательная среда как средство развития
    познавательного интереса будущего инженера :
    Дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. Оренбург, 2004
  26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные
    положения, исследования и применение.–СПб. 2003.
    С.573
  27. Ясвин В.А. Образовательная среда от
    моделирования к проектированию.- М. 2001. С.



Следующий: