Путешествие в страну Гидросферию. Обобщающий урок по теме Гидросфера


Цель:

  • обобщить пройденный материал, закрепить знания, полученные при изучении всей темы «Гидросфера»;
  • продолжить отработку навыков работы с картами по определению местоположения географических объектов по теме «Гидросфера», давать характеристику рек, морей, озер по плану;
  • развивать логическое мышление, познавательный интерес;
  • сформировать знания о водах своего края, своей местности, как части водной оболочки, их использовании человеком и путях охраны от источников загрязнения;
  • воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, нравственных качеств.

Оборудование урока: карта полушарий, карта «Путешествие в страну «Гидросферию», атласы, дидактические карточки, хрестоматийный материал, магнитофонная запись, видеофрагмент «Оя — приток Енисея».

На доске эпиграф: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не « опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь… Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которые мы поставили крест. Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты –божество, которое так легко спугнуть…» Антуан де Сент-Экзюпери.

Нарисованная карта «Путешествие в страну «Гидросферию»

Ход урока

1. Вводное слово учителя /целевая установка/

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим удивительное путешествие в сказочную страну «Гидросферию». Вы, конечно, знаете, что в каждой сказке есть доля правды, и на нашей сказочной карте показаны основные географичес­кие сказочные объекты, куда мы отправимся в сопровождении юных путешественников (консультантов).

Конечным пунктом нашего путешествия будет море Желаний. Я думаю, у каждого мальчишки и девчонки есть свое заветное желание, пусть сегодня оно выразится в оценке ваших знаний по теме. На листочках, лежащих перед вами, вы поставьте ту оценку, на которую, как вы считаете, знаете материал, с учетом того, что вы должны знать и уметь по теме Гидросфера».

Учащиесявыставляютсамисебеоценки /самооценка/.

Учитель: На небольшом транспортном вертолете мы поднялись в воздух, чтобы с высоты птичьего полета еще раз увидеть ту красоту природы, описанную в книгах и на картинах. На протяжении нескольких десятков километров река течет среди гор и долин по каменистому ущелью, то с силой бьет мощными струями в скалы, то клокочет на перекате.

Учитель учащимся: Ребята, покажите на нашей импровизированной карте то место, о котором я вам сейчас прочитала. (р.Скалистых берегов, верхнее течение реки Познания)

Начав свой бег в теснинах гор,
Разбившись в брызги много раз,
Она выходит на простор,
Чтоб здесь, в долине встретить нас.

Уважаемые путешественники, члены экипажей пароходов, вы, уважаемые капитаны экипажей готовы к отплытию. Капитаны (они же консультанты в группах) докладывают о готовности к отплытию.
Звучитпесня «Белыйпароход» /магнит, запись/

Учитель: Доброго пути вам!
/Надоскеизображенытри парохода , вокнахкоторых фамилииучащихся-членовэкипажей. Оценки, полученные учащимисянакаждомэтапеурока,выставляютсярадом сфамилией;вконцеурокавыводитсяобщаяоценка./
2. Учитель: В среднем течении река Познания становится медленной спокойной. Спустя некоторое время мы увидели, что уровень воды в реке поднялся, за счет чего? /внеевлилисвоиводыдвапритока: левый притокПонятий, которыйберетсвоеначалоизо.Изначальное протекаетпоравниннойместности; правыйКартографический истокегонаходитсявгорах/.

Да, река стала шире, противоположный берег кое-как виден, но что это за корабли, оказывается в нашей сказочной стране не обошлось без пиратов. Боитесь? Будем сражаться?

Пропуском к дальнейшему плаванию пираты нам предлагают два задания.

1 задание: Работа по определению на контурных картах географических объектов. (Работа с контурными картами)

Цифрами на контурных картах отметить географические объекты:

1. Красное мор

10. Берингов пролив

2. Средиземное

11. П-ов Камчатка

3. Берингово море

12. Гольфстрим течение

4. Бискайский залив

13. Волга

5. О.Гренландия

14. Енисей

6. Черное море

15. Каспийское озеро

7. Аравийский полуостров

16. Амазонка

8. Бенгальский залив

17. Байкал

9. Гавайские острова

18. Нил.

2 задание.

Учитель: поскольку, второй приток называется приток Понятий, логично будет, если мы проверим насколько усвоены вами понятия по теме.

Сначала поиграем –посоревнуемся: какой экипаж больше всего напишет понятий по теме «Гидросфера» за 1 минуту. (Игра «Кто больше…»)



(Подведение итогов –определяется экипаж занявший 1,2,3 места, количество понятий- количество баллов команде.)

Учитель: А теперь возьмите листочки, обратите внимание на доску, где под цифрами написаны понятия по теме, я буду читать понятие, а вы пишите тот номер под которым, как вы думаете, находится это понятие. На доске:

  1. Гидросфера
  2. Море
  3. Залив
  4. Пролив
  5. Материк
  6. Остров
  7. Полуостров
  8. Речная система.
  9. Устье
  10. Исток
  11. Русло
  12. Бассейн
  13. Водораздел
  14. Озеро
  15. Ледник
  16. Подземные воды.

Учитель читает:

- Часть океана, отличающаяся от него свойствами, течениями, органическим миром.

- Большая часть суши со всех сторон окруженная водой.

- Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу, но ничем не отличающаяся от его соседней части.

- Водная оболочка планеты.

- Небольшая часть суши со всех сторон окруженная водой.

- Главная река со своими притоками.

- Углубление в речной долине по которой протекает река.

- Вода, находящаяся в земной коре.

- Граница между двумя бассейнами рек.

- Место, где река берет начало.

- Небольшое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами.

- Площадь, с которой река собирает все свои воды.

- Углубление в рельефе заполненное водой.

- Часть суши с трех сторон окруженное водой.



- Скопление пресного снега и льда на суше.

- Место, где река впадает куда-либо.

(На листочках должны стоять цифры 2,5,3,1,6,8, 11,16,13,10,4,12,14, 7,15,9.

Эти цифры следует написать на доске, а также написать

  • 1 ошибка-«5»
  • 2-5 ошибок-«4»
  • 6-8 ошибок-«3»
  • 9 и более- «2»).

По второму заданию «Понятия » провести взаимопроверку, обменявшись ответами с товарищами по парте. (Проверка объективности выставления оценки товарищу.)

Подведение итогов: на «5» справились …. чел, «4» получили, «3»-…человек,к сожалению, не справились с заданием… человек.

Учитель: Здорово мы расправилисъ с морскими пиратами, и вот уже водный поток несет нас все дальше и дальше. Впереди не видно берегов и только огромное зеленое поле на водном пространстве. Что это? Это морские водоросли, а значит, мы приближаемся к морю.

Посмотрите, на берегу залива Загадок стоит сказочный город Мастеров. Все жители этого города могут все. Давайте и мы покажем, что мы умеем делать.

Задание третье Дать описание: моря, реки, озера по типовому плану.

На листочках — река Волга, озеро Каспийское, море Черное- кто какой листочек вытянет тот то и описывает. ( учитель отмечает лучшие работы, выставляет оценки; говорит об ошибках)

Учитель: оказывается, вы тоже не лыком шиты. А теперь давайте отдохнем, отвечая на загадки:



  1. В каком море ловят рыбу жители трех частей света. (Средиземном)
  2. Какой пролив соединяет два моря и два океана, разделяет два материка и два государства. (Берингов)
  3. Какая река дважды пересекает экватор (Конго)
  4. 4. Назовите и покажите цветные моря (Черное, Белое, Красное, Желтое)
  5. Назовите материк, который не имеет рек. (Антарктида)
  6. В Какое озеро в Сибири впадает 336 рек, а вытекает одна. (Байкал)

Учитель: Мы почти достигли нашей цели, юные путешественники! По проливу Удачи мы попадем в море Желаний. Но я не сомнева­юсь, что вам интересно будет побывать на Необитаемом острове, встретиться там со всем известным Робинзоном Крузо. Вспомните, какими качествами нужно обладать, чтобы выжить, находясь один на один с природой? (Мужеством, смелостью, смекалкой, … .)

А я вам предлагаю провести брейн-ринг между экипажами пароходов. Вот тут мы и решим, кого можно оставлять на необитаемом острове, зная, что он справится со всеми труд­ностями, а кого нет.

(Кто первый подымает руку- тот первый отвечает. За правильный ответ экипаж получает очко.)

Брейн-ринг

  1. Назовите самый большой остров Земли. (Гренландия)
  2. Какая река пересекает с запада на восток весь материк и протекает по одноименной низменности. (Амазонка)
  3. Чем сточное озеро отличается от бессточного? (Соленостью, из сточного вытекают реку)
  4. Что является устьем реки Ангары? (р. Енисей)
  5. Водоразделом каких рек являются Уральские горы? (Волги и Оби)
  6. Чем отличается Берингово море от Средиземного? (Берингово — окраинное, Средиземное-внутреннее; Берингово- томесто относится к бассейну Северного Ледовитого океана, Средиземное-к Атлантическому)
  7. Каким притоком Волги является Ока, каким Кама? (Ока-правый, Кама-левый)
  8. Чем отличаются понятия»речная система» и «речной бассейн»? (1-длина, 2-площадъ)
  9. Как можно доказать по карте, что Лабрадорское течение холодное, а Гольфстрим –теплое? (стрелки красные и синие)

Подведем итого брейн-ринга: победил экипаж … , набравший …баллов.

Для них пролив Удачи был более удачливым.

Учитель: далеко в море выходит п-ов Неожиданностей.

Здесь я предлагаю вам послушать небольшое сообщение о реках и озерах нашего края, нашего района и об их охране.

Сообщение делает ученик, используя презентацию (Приложение 1)

Учитель: наконец-то мы попали с вами в море, о котором мечтали.

Учитель подводит итоги урока.

Выставляет оценки.

Учитель: ребята, сравните те оценки, которые вы получили за урок с теми, которые вы сами себе выставили,

У кого желание сбылось?




Следующий: