Путешествие в мир сказок


Цель: Проникнуться атмосферой сказок А.С.
Пушкина. Увидеть красоту и индивидуальность
слога.

Задача:

  • Постараться быть внимательным к слову.
  • Показать знание сказок А.С. Пушкина.

Оформление доски:

  • Тема.
  • Портрет А.С. Пушкина, портрет Арины Родионовны.
  • Репродукции к сказкам А.С. Пушкина.

Эпиграф.

В чудный мир сказок вошёл навсегда и
расставаться с ним не желаю.
А.С. Пушкин.

Ход урока

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в
увлекательное путешествие в мир сказок А.С.
Пушкина. Вспомним некоторые из них, проникнемся
атмосферой сказок, представим себя на месте
героев.

Итак, в путь! -

Фонограмма шум моря, крик чаек.

Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Берег у моря лежит, кораблю пристать велит.

- Что же это за берег?

(Учащийся №1 рассказывает отрывок из поэмы
«Руслан и Людмила»)

Учитель:

- Отрывок из какого произведения А.С. Пушкина вы
услышали?

Дети:

- Из поэмы «Руслан и Людмила».

(За правильный ответ учитель раздает жетоны)

Учитель:

- Мы часто слышали слово лукоморье. Что же такое
лукоморье?

Дети:

- Изгиб морского берега.

Учитель:

- Как вы думаете, благодаря кому мы попали на
этот берег?

Дети:

- Благодаря Пушкину и его няне (Арине
Родионовне)

Учитель:

- Правильно.

(Учитель подходит к портрету Арины Родионовны.)

- Автор этого портрета наш земляк.

(Учащийся №2 рассказывает)

- Прологом к поэме «Руслан и Людмила» Пушкин
доказывал: и простонародное может быть
прекрасным. Это художественное исследование
народной сказки. Откуда поэт так хорошо знал
сказки? В этом заслуга няни поэта, Арины
Родионовны.

Арина Родионовна Яковлева ( в замужестве
Матвеева) была крепостной крестьянкой.

(Учитель дает учащемуся №2 красный жетон)

Выходит Учащаяся №3 и рассказывает:

- С рождением А.С. Пушкина она получила вольную,
но осталась в семье Пушкиных и нянчила всех
детей. Арина Родионовна мастерски говорила
сказки, была замечательной сказительницей,
свободно рифмовала: «Вот стану море морщить да
вас чертей корчить.», «Не мышью, не лягушкой -
неведомой зверушкой.» У Арины Родионовны был
один любимый эпитет, которым она часто
пользовалась — «золотой!» Отсюда — названия
пушкинских сказок: «Золотая рыбка», «Золотой
петушок».

(Учитель дает Учащемуся №3 жетон)

Учитель:

- Без няни не было бы Пушкина — сказочника.
Продолжаем наш путь.

Ветер по морю гуляет
Наш кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо горочки крутой
В сказку «O рыбке золотой».
Нас встречает золотая рыбка.

(В роли золотой рыбки выступает Учащийся №4)

«Золотая рыбка»:

- Вы попадете в мою сказку, если выполните
задание:

На столах у вас лежат картинки, изображающие
отрывки из сказок Пушкина и слова текста к
сказкам.

- Нужно найти подходящие слова к картинкам. Кто
выполнит первым, поднимите руку.

(Ребята выполняют задание)

(«Рыбка» раздает жетоны за правильные ответы)

«Рыбка»:

- Вы попали в мою сказку.

(3-я группа показывает сценку из сказки «О
рыбаке и рыбке»). (Учитель раздает жетоны
участникам сценки)

Учитель:

- Отправимся дальше.

Ветер в море все гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Город новый, златоглавый.
Пристань с крепкою заставой.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Но мы не можем попасть в этот город. Путь нам
преграждает стража. Стража желает задать вам
несколько вопросов.

(Выходит стража: учащийся №5 и №6.)

- Назовите полное название нашей сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сильном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди»).

- В каких насекомых превращала Лебедь князя
Гвидона? ( Комар, шмель, муха). Стража:

- Вы попали в нашу сказку.

Учитель:

- У вас на столах лежат листки с описаниями
царевн.



Стража:

- Какое описание подходит к нашей сказке?

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

- Назовите, из каких сказок выбраны данные
описания?

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

Учитель:

- Найдите сравнения в этих описаниях.

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

Учитель:

Здесь присутствует эпизод из народной сказки.

Что общего в сказках народных и сказках А.
Пушкина?

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

- Каковы различия?

(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

- Вы много поработали, а сейчас посмотрим сценку
из сказки «О царе Салтане…»

(Уч-ся первой группы инсценируют эпизод из
сказки)

Учитель:

- Нам пора в путь.

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
Мимо славного Салтана,
И желанная страна вот
Уж издали видна.

(Появляется мачеха из сказки «О мертвой
царевне…» учащаяся №7 )

Читает монолог:

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Мне в приданное дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имеет:
Говорить оно умеет.
С ним одним лишь я всегда
Добродушна. Весела,
С ним приветливо шучу я
И, красуясь, говорю я:
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Из какой сказки я?

Кто я такая?

(Уч-ся отвечают «Мачеха» раздает жетоны)

- На какие сказки похожа сказка А.С. Пушкина «О
мертвой
царевне…»

(Уч-ся отвечают: «Жуковский. «Спящая царевна».
«Гримм. «Белоснежка». Мачеха раздает жетоны)

Мачеха:

Я рада, вы в моей сказке.

Вижу, что вы (ребята) нарисовали иллюстрации к
моей сказке. Расскажите об этих эпизодах.. Почему
вы выбрали именно эти отрывки из текста к своим
иллюстрациям.

(Уч-ся отвечают по группам «Мачеха» раздает
жетоны.)

Но царевна молодая,
Потихоньку расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
А.С.Пушкин



За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава.
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
А.С.Пушкин

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее
Василиса Премудрая — сама как солнце ясное
светится. Все на нее дивятся, любуются, от
удивления слово промолвить не могут.

«Царевна-лягушка»

Учитель:



- 2 группа подготовила инсценирование отрывка
из этой сказки, внимательно смотрим.

(Инсцен. из отрывка сказки)

Много мы колесили по морям. Нам необходим
сейчас привал. Представим, что мы на зеленом лугу,
и еще раз вспомним сказки Пушкина. Ко мне
подходят по 1 представителю от команд.

(Уч-ся вытаскивают из мешка предметы.)

C какой сказкой ассоциируются эти предметы?
(Уч.-ся отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

Кому принадлежат данные предметы? (Уч.-ся
отвечают. Учитель раздаёт жетоны).

Предметы:

  • Яблоко. «Сказка о мертвой…»
  • Веревка. «Сказка о попе…»
  • Месяц. Сказка о мертвой…»
  • Корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Зеркальце. «Сказка о мертвой…»
  • Орешки. «Сказка о царе Салтане…»

Учитель возвращается к эпиграфу урока, читает
его.

- Мне хотелось бы, чтобы вы (ребята) тоже вошли
навсегда в мир сказок Пушкина. А с его
произведениями мы не прощаемся, вы будете
знакомиться с ними на уроках литературы.

Наше путешествие закончилось. Складываем
жетоны в коробочки, которые я отдаю жюри для
подведения итогов. Жюри считает количество
баллов и объявляет итоги игры (урока).




Следующий: