Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы


Цель:



сформировать знания о характерных
признаках грибов как самостоятельного царства
живой природы, об особенностях строения и
жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных
и ядовитых грибах.

Развивающая цель:

развитие памяти, мышления,
воображения.

Воспитательная цель:

охрана леса и охрана
грибов – обязанность каждого человека.

Ход урока

Выступление учителя

Мы начинаем путешествие за грибами, путь нам
предстоит долгий, ведь мы должны узнать многое об
этих удивительных творениях природы.

Пока автобус везет нас в лес, мы проведем разминку:

Что такое гифы?

Ответ:

беловатые нити гриба.

Что такое грибница, а мицелий?

Ответ

: переплетение нитей гифа

Другой синоним – мицелий.

Что такое паразиты?

Что такое сапрофиты?

Оболочки клеток большинства грибов состоят из
органического вещества, как она называется?

Ответ

: Хитин

Микология – что это за наука?

А микробиология?

Итак, разминка закончена, автобус привез нас в
лес, выходим из автобуса и входим в лес, и тут же
видим Шляпочные грибы.

Мы с вами сделаем первую остановку.

Привал “Исторический

Учитель: тетради открыли, записали тему урока:
“Шляпочные грибы”.

Слушайте рассказ ведущего и заполняйте схему.

Рассказ учителя:

Микология наука о грибах возникла очень давно

.
Впервые в IV веке до н.э. о грибах написал Аристотель,
а его ученик Теофраст описал свойства
шампиньонов, трюфелей, сморчков.

Гиппократ

в V веке до н.э составил большой
перечень употребляемых в пищу грибов.
В I н.э
грибы стали делить на съедобные и ядовитые.

С глубокой древности эти дары природы
привлекали людей своими вкусовыми качествами.
Конечно, не обходилось и без отравления, но
любовь к вкусовым блюдам заставила научиться
отличать съедобные грибы от ядовитых.



С наступлением грибного сезона целые деревни
уходили на сборы грибов, а затем огромный
караван, груженный свежими, солеными, сушеными
грибами направлялся в города.

На Руси была своя грибная столица – Судиславль
в Костромской губернии.

Отношение к употреблению грибов на Руси у
разных народов было разное.

Совсем не употребляли в пищу грибы – татары,
якуты, немцы.

Евреи предпочитали – лисички, в которых
никогда нет червей.

А каково современное отношение к грибам?

Оказывается в ряде районов нашей страны, не
употребляют волнушки, считают их ядовитыми.

Англичане признают шампиньоны, трюфеля и
сморчки.

Французы все опята относят к ядовитым грибам. В
Италии вредные – маслята, а в Швейцарии относят к
поганкам даже белый гриб.

1 кг белых сушеных грибов усвояемых белком
вдвое больше, чем в таком же количестве говядины
и в 3 раза больше чем в рыбе.

По питательности сушеные грибы боровики
превосходят почти в 2 раза куриные яйца.

Итак, с давних времен грибы считают продуктом
питания, врачевания.

Поэтому рассказ о грибах будет не полным, если
мы не узнаем, чем же полезны грибы для нашего
здоровья?

Это мы узнаем на “Медицинском привале

Мои помощники расскажут вам, чем полезны грибы
для нашего здоровья.

Выступления первого ученика:

Грибы содержат большое количество витаминов.
Витамина С в них мало, а витамина В лисичках
не меньше чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен
витамин А. Очень много в грибах витаминов Р почти
столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть
не меньше, чем в хорошем сливочном масле.

Значительно повышает питательность и придает
вкус грибам – глюкоза. Много в грибах
ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов
повышают аппетит, усиливают отделение
желудочного сока, улучшают пищеварение.

Выступление второго ученика:

Шляпочные грибы стали применяться в медицине
еще в XVII веке. Белыми грибами лечили обмороженные
части тела, для этого грибы немного подсушивали,
а затем готовили спиртовую вытяжку.

Было замечено, что употребление в пищу белых
грибов предупреждает раковые заболевания.

Издавна водную и спиртовую настойку мухоморов
использовали для лечения ревматизма, радикулита
и ряда болезней нервной системы.

Сок и мазь, приготовленные из плодового тела
этого гриба, заживляют кожу, пораженную
рентгеновским облучением.

Выполнение схемы, каково же значение шляпочных
грибов.

Итак, какое строение имеет шляпочный гриб?

Самостоятельная работа стр.37

Учитель говорит:

Грибы состоят из наземной части и подземной
части. Посмотрите на рисунок стр.37 и ответьте на
вопрос.

Что составляет подземная часть гриба?

Ответ:

Грибница – мицелий

Чем образована грибница?

Ответ:

нитями гифов

Из чего состоит наземная часть гриба?

Чем образовано плодовое тело?

Ответ:

ножка и шляпка

Назовите, какое строение имеет шляпочный гриб?

Ответ:

грибница, шляпка, пенек

Ошибочно плодовое тело называют грибом, а что
же является настоящим грибом?

Ответ:

грибница

Докажите, что грибница главная часть гриба?

Что произойдет, если погибнет грибница?

В каких случаях она погибнет?

  1. Некоторые грибники, чтобы собрать побольше,
    грибов, перевернут всю лесную подстилку,
    раскидают ее. Им и в голову не приходит мысль, что
    над лучами солнца незащищенная подстилка
    высохнет и погибнет. Разрыв 1 м2 почвы губит
    грибницу, которая росла 10 лет. Увидев это надо
    прикрыть раны лесным мхом.
  2. В лесах возникают пожары из 10 – 8 по вине
    человека, что происходит с грибницей? Она
    сгорает.

В сгоревшем лесу на следующий год вырастают
плодовые тела?

Ответ:

нет

А если мы срежем плодовое тело, оставив в почве
грибницу, будут ли образовываться на следующий
год плодовые тела? Да или нет (ответ
обоснуйте)

Вывод:

грибница – главная часть гриба. Что же
является грибом – его грибница.

Самостоятельная работа

Возьмите лабораторные листки и выполните
лабораторную работу.

Задание №1

Все грибы можно разделить на пластинчатые и
трубчатые

По какому признаку делят грибы на пластинчатые
и трубчатые?

Заполнение лабораторного листка,
самостоятельная работа с учебником стр.38

Трубчатые – трубочками: белый гриб,
подберезовик, подосиновик.

Пластинчатые – пластинками: сыроежки, грузди,
лисички.

Из чего состоит шляпка и пенек?

Ответ:

из нитей грибницы – органические
вещества, витамины.

Из чего состоит грибница?

Работаем с рис37.(учебкик)

Какого цвета клетки грибница?

Ответ

: клетки бесцветные.

Почему бесцветные?

Ответ:

не содержат хлорофилл.

Есть ли ядра в клетках?

Выступление ученика

Кто же составит рассказ, какое строение имеет
грибница?

Вывод:

Шляпочные грибы – многоклеточные,
ядерные грибы, не содержат хлорофилла.

Почему грибы не объединили в одно царство с
бактериями?

Ответ:

  • многоклеточные
  • ядерные
  • строение иное

Грибы живые организмы, а раз они живые
организмы, то, как питаются грибы?

Самостоятельная работа стр.39

Посмотрите на рисунок и составьте рассказ, как
же питаются грибы?

Ответ:

грибы питаются готовыми органическими
веществами.

Как они добывают органические вещества?

Ответ:

всасывают их

Какие приспособления для всасывания
органических веществ имеются у шляпочных грибов?



Нити грибницы оплетают кони, проникают в них
образ — грибокорень.

Что же такое грибокорень?

Работаем с учебником, читаем определение и
записываем, стр39.

Заполните схему! Взаимосвязи грибов и растений!


Грибы Растения

У каких изученных нами организмов развивались
симбиотические отношения?

Ответ: бактерии клубные с бобовыми, грибы и
корень растений.

Почему грибы селятся вблизи деревьев?

Итак, грибница растет, стареет и погибает. А
каким же образом происходит образование новой
грибницы?

Чтение текста стр.38

Составьте схему образования грибницы.

Как быстро образуется плодовое тело?

Ответ:

на образование плодового тело
требуется 6 дней. Плодовые тела вырастают в сутки
на 1-2 см.

Продолжительность жизни плодового тела — 10-12
дней

Посчитайте сколько плодовых тел, может
образовать одна грибница? За лето?

Ответ:

подберезовик появляется в начале июля,
за июль месяц образуется 2 плодовых тела, август +
сентябрь – 6 плодовых тела.

Вывод:

не много грибов образует грибница,
поэтому ее надо охранять?

У грибов и у бактерий имеются споры, могу ли я
утверждать, что грибы и бактерии размножаются
спорами? Согласны ли вы с этой версией?

Ответ: спора у грибов и спора у бактерий –
выполняет разные функции.

Итак, что же мы узнали на этом привале?

Почему нельзя собирать все грибы? А как же
отличить съедобные грибы от ядовитых? Ведь
ядовитые грибы похожи на съедобные:

Ответ: вот об этом, как отличить съедобные грибы
от ядовитых расскажут вам ребята на

“ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРИВАЛЕ”

Здесь их ждут ребята которые рассказывают чем
шампиньоны
отличаются от поганок: белой и
зеленоватой, лисичка съедобная и ядовитая,
опенок ложный и съедобный.

Итак ребята вам рассказал, по каким признакам
ложно отличить съедобные грибы от несъедобных.

А теперь давайте составим памятку грибницы, как
правильно собирать грибы: стр.41 (2 абзац)

Памятка грибнику

  • если сомневаетесь в съедобности гриба – лучше
    такой гриб не брать.
  • старые плодовые тела не брать, могут быть
    ядовитыми.
  • нельзя собирать возле дороги.
  • срезать ножом.

Итак, наше путешествие заканчивается, что бы
узнать, как вы усвоили материал, проведем
экспресс опрос (я читаю вопрос, а учащиеся
отвечают да или нет)

  • главной частью гриба является плодовое тело.
  • шляпка и пенек образуют плодовое тело.
  • грибница гриба многоклеточная и не имеет
    хлорофилла.
  • клетки грибницы имеют ядра.
  • грибы сами себе образуют органические вещества.
  • грибница и корни деревьев образуют грибокорень
    – микоризу.
  • грибы и растения образуют симбаотические
    отношения.
  • шампиньоны это ядовитый гриб.
  • бледная поганка это съедобный гриб.
  • размножение ссорами.

Проверка работы и выставление учащимся оценки

  • нет
  • да
  • да
  • да
  • нет
  • да
  • да
  • нет
  • нет
  • да

Если нет ошибок, выставляют оценку 5

1-2 ошибки — 4

3-4 ошибки — 3

Приложение




Следующий: