Путешествие в географию использование электронного учебника в преподавании географии

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новыми способами
    получения необходимой информации;
  • сформировать представление о межпредметных
    связях;
  • показать роль информационных технологий в
    современном образовательном процессе;
  • способствовать активизации познавательной
    деятельности

Оборудование:


обучающая программа по географии “География.
Материки, океаны, народы и страны. Наш дом -
Земля”, автор И. В. Душина(СD); несколько
компьютеров; таблички с названием экипажей
(«Жёлтый экипаж», «Зелёный экипаж» и т.
д.); таблички участникам («Капитан»,
«Пилот», «Лоцман», «Механик»).

Предварительная работа с учащимися:

в этом мероприятии могут принимать участие
учащиеся, которые посещают занятия по
информационным технологиям или самостоятельно
овладевающие азами работы на компьютере.

Предварительная работа с диском:


Диск вмещает в себя программный материал по
географии (7 класс). Поэтому необходимо отбирать
часть материала, которая уже изучена или будет
интересна.


Ход мероприятия

Учитель:

География — наука
Путешествий и открытий,
Про неё вам всё расскажет
Географии учитель!
Вместе с ним перенесётесь
Вы в любую точку света,
И учитель вам покажет,
Где на карте будет это,
Вместе с ним вы побываете
На уроках в разных странах,
Много нового узнаете
Об обычаях и нравах.
Вам учитель все расскажет,
Объяснит и нарисует,
На вопросы все ответит,
Было так и дальше будет!

Учитель: Было так, но будет ли дальше? Раньше
основными источниками знаний были объяснения
учителя, учебники, карты. В основном ученики
принимали информацию от учителя. На современном
этапе ученик имеет много возможностей
самостоятельно добывать необходимые знания
информацию. Самый популярный способ -
компьютерный. Компьютер, информатика, Интернет
входят в нашу повседневную жизнь.

Учитель:

Гениальное творение,
Чудо-изобретение
Царица информатика
Пленяет нам умы.
Ин-яз и математика
Благодарить должны
За популяризацию,
За демократизацию,
Идей распространение
Пред ней благоговения
Всеобщее всё мирится.
Весь мир уже обнимется
Всемирной сеткой чудною.
И будет невозможно
Без той науки жизнь.

Учитель

: Современные технологии позволяют
учащимся самостоятельно овладевать науками,
находить нужную информацию, проверять свои
знания и т.д. Мы не останемся в стороне от
прогресса и попытаемся использовать их на уроке.

Учитель:

Наше знакомство с электронным
учебником проведем в виде путешествия.
Представим, что мы на космодроме Науки. За
компьютером мы разместились парами. Пара -
экипаж, один из нас будет капитаном
фантастического корабля, другой — пилотом.
Учитель географии выполняет должность лоцмана
(следит за полётом), а учитель информатики -
механик (обеспечивает необходимым
оборудованием). Компьютерная мышь станет пультом
управления фантастического корабля. Каждый
экипаж имеет своё название. Сегодня мы совершим
виртуальное путешествие в географию, нам
предстоит посетить несколько станций.

1 станция -> Повторение “Литосфера”

2 станция -> Тест “Литосфера”

3 станция -> Повторение “Атмосфера”

4 станция -> Тест “Атмосфера”

5 станция -> Интересное

6 станция -> Работа

Учитель:

Устраивайтесь поудобнее, скоро
взлетим. Предварительно получите полетные карты,
которые помогут вам не сбиться с маршрута.

Полётная карта 1:

(листы с текстом и
указаниями у каждого экипажа свои)

1 шаг: Выберите в меню
мир

2 шаг: Выберите в меню
Литосфера

3 шаг: Выберите в меню
строение Земли

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

4 шаг: Выберите в меню
Геохронология

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

5 шаг: Выберите в меню
земная кора

Разверните тектоническую карту.

Стоп!

6 шаг: Выберите в меню
теория литосферных плит

Разверните место стыковки литосферных плит.

Разверните образование океанической земной
коры.

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

7 шаг: Выберите в меню
вулканизм и землетрясение

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

8 шаг: Перейти к полетной карте 2.

Вопросы лоцмана:

  1. Что изображено в правой части экрана?
  2. Расскажите о строении Земли.
  3. При высокой температуре все вещества на Земле
    находятся в жидком состоянии. Почему ядро Земли
    твёрдое?
  4. Кто выдвинул теорию дрейфа материков?
  5. Что собой представляет земная кора по теории
    Вегенера?
  6. Почему движется земная кора?
  7. Какие процессы происходят при столкновении
    материкового и океанического краёв литосферных
    плит? Какие формы рельефа при этом образуются?
  8. Какие геологические процессы происходят при
    столкновении материковых частей литосферных
    плит? Какие формы рельефа образуются?
  9. Какие геологические процессы происходят при
    раздвижении литосферных плит?
  10. Почему одной из задач современной науки
    является определение границ литосферных плит?
  11. В октябре 1994 г. наблюдалось интенсивное
    извержение вулкана Ключевская сопка на Камчатке.
    В районе острова Хоккайдо произошло
    землетрясение силой 6,2 балла. Как объяснить факт
    проявления этих явлений в данной работе с точки
    зрения теории литосферных плит?

Учитель (лоцман):

Молодцы! Экипажи достойно справились с первым
участком полета. Ответьте на вопрос: «Чем мы
занимались, пока путешествовали по станции
“Литосфера”»? Отправляемся на станцию “Тест.
Литосфера”.

Полетная карта 2:

1 шаг: Выберете в меню
тест

Попытайтесь ответить на вопросы теста по теме
“Литосфера”.

2 шаг: В верхнем углу теста знак “Х” (закрыть)

3 шаг: Выберете в меню (справа) меню.

Учитель (лоцман): Экипажи попытались
проверить свои знания по теме “Литосфера”.
Какие оценки вам поставил компьютер? Следующая
станция “Атмосфера”.

Полетная карта 3:

1 шаг: Выберите в меню
мир

2 шаг: Выберите в меню
Атмосфера

3 шаг: Выберите в меню
солнечное тепло

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

4 шаг: Используя мышь, подведите к красной
стрелке.

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

5 шаг: Выберите в меню
атмосферное давление

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

6 шаг: Выберите в меню
атмосферные осадки

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

7 шаг: Выберите в меню
климатические пояса

Стоп!

Жди вопросов лоцмана.

8 шаг: Разверните “Смена времени года”

9 шаг: Перейти к полетной карте 4.

Вопросы лоцмана:

  1. От чего зависит распределение температуры по
    территории Земли?
  2. В какой зависимости находятся величина угла
    падения солнечного луча и температура на Земле?
  3. Неравномерное нагревание земной поверхности, к
    чему это приведет?
  4. Сколько выделяют поясов атмосферного давления
    на Земле?
  5. В экваториальных широтах формируется область
    низкого атмосферного давления. Объясните
    причину этого явления.
  6. В полярных широтах формируется зона высокого
    атмосферного давления. Объясните причины этого
    явления.
  7. Какая существует взаимосвязь между
    существованием областей разного атмосферного
    давления и возможностью выпадения осадков?
  8. Что такое климатический пояс?
  9. Почему в экваториальном климатическом поясе
    выпадает более 3000 мм осадков и высокие
    температуры в течение года?
  10. Почему в субтропическом поясе выделяют 2
    времени года?
  11. Почему в субэкваториальном климатическом поясе
    (СП) жаркое и влажное лето, но жаркая и сухая зима?
  12. Почему в ЮП в субтропическом поясе зимой жарче,
    чем летом?

Учитель (лоцман):

Экипажи посетили станцию “Атмосфера”. Чем мы
занимались, пока путешествовали по станции?
Отправимся на станцию “Тест. Атмосфера”.

Полетная карта 4:

1 шаг: Выберите в меню (справа) тест

Попытайтесь ответить на вопросы по теме
“Атмосфера”

2 шаг: В верхнем углу теста знак “Х” (закрыть)

3 шаг: Выберите в меню (справа) меню

4 шаг: Перейти к полетной карте 5

Учитель (лоцман):

Самостоятельно вы проверили
свои знания по теме «Атмосфера». Посетим
станцию “Интересное”, которую вы также
исследуете самостоятельно.

Полетная карта 5:

1 шаг: Выберите в меню
Океаны

Выберите в меню Тихий
Океан

Выберите в меню
Органический мир

При помощи мыши щелчком увеличьте картинки
животных.

2 шаг: Выберите в меню
приливные электростанции

Выберите в меню меню

3 шаг: Выберите в меню
океаны

Выберите в меню Атлантический
океан

Выберите в меню рельеф
дна

4 шаг: Выберите в меню
свойства вод. Течения

Выберите в меню меню

5 шаг: Выберите в меню
океаны

Выберите в меню
Северный Ледовитый океан

Выберите в меню
судоходство

При помощи мыши оживите картинки ледокола

Выберите в меню меню

6 шаг: Выберите в меню
материки

Выберите в меню Антарктида

Выберите в меню
внутренние воды

7 шаг: Выберите в меню
меню

8 шаг: Перейти к полетной карте 6.

Учитель (лоцман):

В первой половине нашего
путешествия мы повторяли изученный материал и
проверяли свои знания. Используя эту
образовательную программу, можно
самостоятельно изучить географию. Можно
использовать текст, который сопровождает
изображение, а если вы привыкли к устному
изложению, то вам поможет диктор.

Полетная карта 6:

1 шаг: Выберите в меню
Земля — планета людей

2 шаг: Выберите в меню
Численность населения

3 шаг: Выберите в меню текст

4 шаг: Выберите в меню Расы
и народы (Звук!)

5 шаг: Выберите в меню выход

Учитель (лоцман):

Вот мы и посетили последнюю
станцию “Работа”. Путешествие в географию
подходит к завершению. Ребята, вы удачно
справились с полетом. Скажите, чему вас научил
сегодняшний урок? Через какое-то время вы
научитесь хорошо работать на компьютере и эти
навыки помогут вам в дальнейшем в учебе. Я
предлагаю вам посмотреть мою выпускную работу,
сделанную в “Интернет-центре”.

Следующий: