Путешествие в Читай-город. Индивидуально-коррекционное занятие по чтению в 4-м классе

Цель:

закрепить представление учащихся о
средствах выразительности- тон, темп, логическое
ударение, развитие памяти, внимания.

Тип занятия соответствует уроку-закреплению и
структура занятия такова:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к учебно-познавательной
    деятельности.
  3. Закрепление изученного.
  4. Контроль.
  5. Итог.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Массаж под классическую музыку.

Задача: – профилактика заболеваний, снятие
усталости, улучшение общего состояния организма.

– Чтобы хватило сил на все занятие, мы выполним
массаж.

1. Сложить ладони перед грудью, интенсивно
потереть друг о дружку.
2. Лоб. Растирание лба. Согнутыми указательными
пальцами от середины к вискам.
3. Брови растираем.
4. Уши растираем.
5. Растираем затылок и шею.
6. Проговариваем про себя: “У меня все получится.
Со всеми заданиями справлюсь”.

Комплименты.

Задача:

улучшить настроение, придать
уверенность, способствовать добрым отношениям в
коллективе.

– А теперь, чтобы настроение было хорошее,
скажем комплимент товарищу. Учитель сначала
подходит к одному из учеников, берет его за руки,
говорит: “Сергей, ты хорошо работал на первом
уроке”. Затем ученик поворачивается к товарищу,
берет его за руки и говорит комплимент, который
он сам приготовил для него, обязательно назвать
имя.

Например: “С тобой интересно общаться. Ты очень
старательная. Ты самый добрый и так далее”.
Последний ученик подходит к учителю и говорит
комплимент, который он приготовил заранее для
учителя.

Задачей первого этапа

являлось настроить
детей на занятие и снять эмоциональную
напряженность, так как присутствовали гости.

2. Подготовка к учебно-познавательной
деятельности.

Сегодня на нашем занятии мы будем
путешествовать. А куда путешествовать,
прочитайте хором. Путешествие в Читай-город. Как
вы думаете, что это за город. Просто ли научиться
хорошо читать. Вот так же не просто попасть в этот
город. Мы сегодня посмотрим, как мы умеем читать и
сможем ли стать жителями Читай-города.

Итак, путешествие начинается. Маршрут нашего
движения показан на доске. Посмотрите.

(На доске специальными знаками обозначены
остановки: дыхательная, читательная,
скороговорная, развитие памяти.)

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Первая остановка дыхательная. Такое интересное
название. О чем оно говорит? Для чего оно?
(дыхательная гимнастика подготовит нас к чтению).

Упражнение “Задуйте свечу”.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь
воздух. Задуваем одну свечу ( три, десять свечей.)

Задача:

развитие умения ровно, глубоко
дышать, владеть своим дыханием.

Упражнение “В лифте”.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем
этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот.

Задача:

развитие умения распределять высоту
звука от тихого до громкого и наоборот.

Молодцы, ребята, упражнение выполнили
правильно.

Мы продолжаем наше путешествие и видим: перед
нами возникает новый знак.

О чем он говорит? (Будем читать, надо
приготовить книги.)

Чтение блоков по книге Мисаренко.Г.Г.
(дидактический материал для развития техники
чтения в начальной школе).

Откройте книги на странице № 83. Нам предстоит
правильно прочитать слова. Мы прочитаем по
четыре слова каждый (за чтение слов выдаю жетоны
красного цвета тем, кто хорошо прочитал слова).

Прекрасно справились. Идем дальше.

Отработка дикции.

Остановка скороговорная. Как вы думаете, какое
задание нас ждет?

Прочитайте скороговорку в разном темпе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.(Жетоны
зеленого цвета тем, кто проговорил быстро и
правильно).

Задача:

развитие умения отчетливо
произносить звуки и отличать темп чтения.

Молодцы, продвигаемся дальше.

Развитие памяти.

На этой остановке нам предлагают потренировать
свою память.

Прочитайте предложения. Запомните их и
приготовьтесь повторить.

Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел.
Запели птицы. Поле опустело.

Отмечаю тех, кто все предложения запомнил –
выдаются жетоны желтого цвета.

Молодцы, ребята. Запомнили все предложения.

Задача второго этапа

состоит из ряда
упражнений, которые направлены на подготовку
выразительного чтения.

Ребята, вы преодолели все препятствия и
очутились в Читай-городе. Посмотрите вот он.(На
доске изображение Читай-города). Давайте
расскажем, что мы видим справа и слева, а поможет
нам физкультурная минутка.

Это – правая рука,
Это – левая рука,
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река.

Обернулись мы – и вот
Стало все наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река,
Неужели стала правой моя левая рука.

Задача:

снятие усталости.

3. Закрепление изученного.

Жители города будут рады вас видеть, но
испытания наши не закончились. Мы пока шли -
тренировались, а теперь покажем, чему научились.
Перед нами три двери в город. Мы откроем их, если
выполним все задания.

Интонационная разминка.

Двери откроются, если мы сумеем прочитать
правильно предложения с разной интонацией.

Прочитайте предложение. Мы идем в Читай-город.

Подготовьтесь прочитать вслух с любой
интонацией.(Радостная, удивленная, хвастливая.)

Молодцы, с заданием справились, и самая первая
дверь открылась, но заперты еще две двери.

Работа в группах. Упражнение “Прочти
слова”.

А сейчас жители города проверят нас, насколько
мы внимательны. Они спрятали слова на улицах
города, сможем ли мы их найти. Предлагаю вам
поработать в группах. Ваша задача: найти среди
букв слова и записать их. Составить предложения
из слов и записать.

1 ряд. Находят слова: ребята, зима, санки, гора.
Предложение: Зимой ребята катались на санках с
горы.
2 ряд. Находят слова: коньки, лёд, каток, парк.
Предложение: Мы катаемся в парке на коньках.
3 ряд. Находят слова: лыжи, тропинка, бег.
Предложение: По лесной тропинке хорошо бежать на
лыжах.

Ребята, на какую тему вы составили предложения?
(Зимние забавы детей).

Пожалуйста, оцените работу всей группы (на
доске нарисована вертикальная шкала, ребятам
надо отметить работу группы в баллах от 1 до 10).

Согласны ли остальные с такой оценкой?

Молодцы! Сумели найти все слова и составили
красивые предложения. Нам удалось открыть вторую
дверь.

Задача:

Развитие внимания, развитие речи,
умение оценивать работу всей группы.

Ребята, нам осталось открыть последнюю дверь.

Чтение стихотворного текста.

Жители города предлагают нам прочитать
стихотворение на странице № 91(дидактический
материал для развития техники чтения в начальной
школе Мисаренко.Г.Г.).

Подготовьтесь, пожалуйста. Вам поможет рисунок.
Подумайте, какую интонацию надо выбрать, какой
тон, какие слова выделить при чтении.

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из под – копыт,
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то визжит.
(П. А. Вяземский ).

Послушаем желающих. Чьё чтение наиболее
удачное? Почему? (сумел правильно передать тон,
темп, обозначил правильно логическое ударение).

Тем, кто хорошо прочитал стихотворение –
раздаю жетоны оранжевого цвета.

Молодцы! Вот и открылись все двери в
Читай-город. Жители города рады встрече с вами.

Задачи:

развитие выразительного чтения,
умение самостоятельно выбрать тон, темп,
расставить логическое ударение и при чтении всё
это передать.

Задачей третьего этапа

является для детей –
закрепить представления о средствах
выразительности на примере чтения стихотворного
текста, а для учителя – отследить уровень умений
учащихся пользоваться средствами
выразительности.

4. Итог.

Примут ли жители нас в свой город? Что нам
удалось? Над чем ещё предстоит работать? Что вам
легко было выполнить, а что трудно?

Ребята, отметьте своё настроение в
диагностической карте (раздаются картинки с
разными выражениями эмоций: грустная,
равнодушная, весёлая).

Наше путешествие закончилось, но жители города
ждут вас к себе в гости на следующее занятие.
Спасибо всем за работу, отдыхайте.

Задачей четвёртого этапа

является оценка и
самооценка деятельности учащихся и выделение
вопросов, требующих коррекционных уточнений на
следующих занятиях.

Следующий: