Путешествие с дедушкой Мазаем

Задачи урока:

  • развитие физических качеств (общей
    выносливости, силы и др.);
  • формирование музыкально-двигательных умений и
    навыков, используя нетрадиционные виды
    гимнастики;
  • развитие творческих способностей, чувства
    ритма, музыкальности, пластичности;
  • воспитание правильной осанки;
  • воспитание моральных, волевых, эстетических
    качеств;
  • развитие памяти, внимания, умственного
    кругозора, общей культуры поведения;
  • профилактика близорукости, проводя курс
    специальных упражнений.

Оборудование: коврики, карточки с
названиями упражнений, рисунок дедушки, четыре
скакалки, магнитофон, кегли, обручи.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

После построения учитель спрашивает детей:
«Кто такой дедушка Мазай?» < Рисунок1>
Дети отвечают: «Дедушка Мазай литературный
герой. Он добрый, дружит с лесными жителями,
спасает зайчиков во время наводнения»

Учитель: «Но вы мне поможете составить
на уроке совсем другую историю об этом герое.
Перед тем как отправиться с ним в путешествие,
измерим пульс. Запомните результат».

II. Беговая разминка

Учитель: «Отправляемся в путь.
Направо!» Затем учитель проговаривает текст,
показывает упражнения, школьники их выполняют.

а) Утром дедушка проснулся, потянулся,
прошелся на носочках (ходьба на носках).
б) На пяточках (ходьба на пятках).
в) Выглянул в окно и увидел медведя (ходьба на
внешней части стопы).
г) Решил дедушка с ним познакомиться, выскочил на
улицу, но тут налетели комары.
Разгоним их (круговые вращения руками вперед и
назад).
д) Появились заросли, раздвигаем их (рывки
руками).
е) Два шага сделал, наклон влево, выглянул
из-за кустов, два шага, наклон вправо (1-2 — два
шага вперед, 3 — наклон, 4 — основная стойка).
ж) Сделал два шага, наклонился, подобрал шишку
(1-2 — два шага вперед, 3-4 — два наклона), колени
несгибаем.
з) Увидел речку, подойдем и мы ближе, колени
выше поднимаем (1 — поднимание согнутой в колене
правой ноги; 2 — шаг правой ногой вперед; 3-4 — то
же левой ногой).
и) Чтобы лесных жителей не испугать (1 — шаг
правой: 2 — приставить левую, присед; 3 — шаг
левой; 4 — приставить правую, присед).
к) Увидел дедушка гуся, покажем его (ходьба в
приседе).
л) Увидели дедушку лягушки, запрыгали от него
(прыжки в приседе).
м) Воробышки зачирикали (прыжки на обеих ногах с
поворотами).
н) Вдруг над дедушкой взвилась неизвестная птица
(бег, руки в стороны).
о) Испугался дедушка, побежал, аж пятки
засверкали (бег с захлестом голени).
п) Птица ему навстречу (по сигналу свистком бег в
другую сторону).
р) Появились болото и лежащие в беспорядке
поваленные деревья (по сигналу — упор лежа лицом
к центру). Перепрыгивает через них… (ученик
перепрыгивает через детей, находящихся в упоре
лежа, и возвращается на свое место, бег
продолжается).
с) Вдруг появились первые снежинки (по сигналу
дети останавливаются и изображают снежинки).
т) Упала снежинка на землю, стала таять-таять и
растаяла (дети показывают «таяние снежинки»).
у) Подул ветер (бег).
ф) На пути дедушки показались камни (по сигналу
дети изображают камни, в приседе). (Дети
изображают камни).
х) На первый-второй рассчитайся! Первая пара,
поднимите руки; вторая, третья и т.д. Работаем в
парах. Во время бега по сигналу «Камень!» первые
номера переходят в упор присев, а вторые —
перепрыгивают через них; по сигналу «Дупло!»
первые номера переходят в стойку ноги врозь, а
вторые — проползают под ногами первых; по
сигналу «Речка!» первые номера передвигаются на
руках, а их ноги удерживают вторые номера [1].
ц) Ходьба по кругу, восстанавливаем дыхание.
ч) Перестроение в колонну по два, команда
«Направо!», «Налево!», перестроение в две шеренги,
размыкание приставными шагами от середины.

Учитель: «Проверим пульс. У кого
остался таким же, как и в начале урока? У кого
увеличился? Хорошо поработали! Ну а мы продолжаем
путешествовать с дедушкой».

III. Основная часть

Учитель: «После приключений в лесу
дедушке захотелось в город. Он шел, шел по
дороге в глубокой задумчивости, пока не налетел
на столб. Посмотрел наверх и прочитал на
табличке: «школа гимнастики». Как вы думаете, чем
занимаются в этой школе?» (Дети отвечают.)

Учитель: «Сейчас и мы покажем ту
композицию, которую выучили на уроках».

Танцевально-ритмическая
композиция для учащихся V класса

Рисунок 1. Танцевально-ритмическая
композиция.

«Голова» (рис. 1.1)

И.п. — основная стойка (о.с), руки на пояс: 1 —
повернуть голову направо; 2 — и.п.; 3 — повернуть
голову налево; 4 — и.п.; 5 — поднять голову вверх; 6
— и.п.; 7 — опустить голову вниз; 8 ~ и.п.; 9-12 —
круговое вращение головой вправо; 13-16 — круговое
вращение головой влево [3].

«Незнайка» (рис. 1.2)

И.п. — о.с: 1 — плечи вверх; 2 — плечи вниз, и.п.; 3-8
— то же [3].

«Потягушки» (рис. 1.3)

И.п. — о.с, руки в стороны: 1 — потянуться вправо;
2 — и.о.; 3 — потянуться влево; 4 — и.п [3].

«Ветка» (рис. 1.4)

И.п. — о.с: 1 — шаг вправо, правая рука вверх; 2 —
приставить левую ногу, правый локоть вниз на
уровне груди; 3- то же влево, оба локтя
зафиксированы;
— шаг вправо, руки, согнутые в локте, вверх:
— приставить левую ногу, руки, согнутые в локте,
вниз; 7-8 — то же влево [4].

«Не подходи» (рис. 1.5)

И.п. — о.с: 1 — шаг вправо, правая рука вперед,
пальцы на себя; 2 — приставить левую ногу; 3 — шаг
влево, левая рука вперед, пальцы на себя,
положение рук зафиксировать; 4 — приставить
правую ногу; 5 — шаг вправо, локти назад; 6 —
правую ногу
приставить, руки вперед; 7-8 — то же влево [4].

«Самолет» (рис. 1.6)
И.п. — о.с. руки на пояс: 1 — выход вправо, руки в
стороны; 2 и.п.; 3 — выпад влево, руки в стороны; 4 —
и.п. [4]

«Наклоны» (рис. 1.7)

И.п. — о.с, руки на пояс: 1 — наклон вперед
прогнувшись, руки в стороны; 2 — наклон вперед,
ладонями коснуться пола; 3 — наклон вперед
прогнувшись, руки в стороны; 4 — и.п.; 5 — наклон
вправо, левую руку вверх; 6 — и.п.; 7 — наклон влево,
правую руку вверх; 8 — и.п. [2]

«Кошечка» (рис. 1.8)

И.п. — о.с: 1 — упор присев; 2 — толчком ногами
упор лежа; 3 — упор лежа прогнувшись; 4 — сед на
пятках с наклоном вперед, руки вверх [2].

«Дерево» (рис. 1.9).

И.п. — сед на пятках с наклоном вперед, руки
вверх: 1 — стойка на левом колене, правую в
сторону на носок, левую руку вверх, правая рука на
пояс; 2 — стойка на коленях, руки на пояс; 3 —
стойка на правом колене, левую в сторону на носок,
правую руку вверх, левую руку на пояс; 4 — стойка
на коленях [2].

«Березка» (рис. 1.10).

И.п. — стойка на коленях: 1 — упор на коленях; 2 —
толчком ногами упор присев; 3 — перекат назад в
стойку на лопатках, согнув ноги; 4 — стойка на
лопатках с прямыми ногами; 5-6 — держать; 7-8 —
перекат вперед в упор присев[3].

«Угол» (рис. 1.11).

И.п. — упор присев: 1 — перекат назад; 2 — сед
углом; 3-4 — держать.

«Бревнышко» (рис. 1.12).

И.п. — сед углом: 1 — сед; 2 — лежа на спине, руки
вверх; 3 — поворот направо кругом; 4 -лежа на
животе, прогнувшись, голову назад, руки вверх
-«лодочка» [2].

«Отжимания» (рис. 1.13).

И.п. — лежа на груди: 1 — упор лежа; 2 — упор лежа
на согнутых руках; 3 — упор лежа; 4 — упор присев
[2].

«Цапля» (рис. 1.14).

И.п. — упор присев: 1 — встать, отставляя правую
ногу а сторону на носок, руки в стороны; 2 — стойка
скрестно на правой; 3 — поворот направо кругом; 4
— стойка на левой, правую ногу назад на носок,
руки в стороны [3].

«Ласточка» (рис. 1.15).

И.п. — стойка на левой, правую ногу назад на
носок, руки в стороны; 1-4 — равновесие на левой,
правую назад (выше горизонтали, угол более 30°),
руки в стороны.

«Скрестный шаг, футбол» (рис. 1.16).

И.п. — о.с: 1 — шаг вправо; 2 — приставить левую
ногу скрестно за правой, колени согнуты; 3 — шаг
вправо; 4 — о.с; прыжок на правой, туловище на 45°
вправо, левая согнута в колене («пнуть мячик»); 5-8
— то же влево. [3]

«Звездочка» (рис. 1.17).

И.п. — о.с: 1 — прыжком ноги врозь, руки вверх; 2 —
прыжком ноги вместе, руки вниз; 3-8 — то же [3].

Учитель: «А для чего нужна гимнастика?
Какие мышцы мы укрепляли?» (Дети отвечают.)

IV. Игры

Учитель: «Побывал дедушка в
школе гимнастики, понравилось ему, и решил он
почаще бывать там. «Может быть, и я научусь делать
эти выкрутасы!» — подумал он. Идет-идет и видит,
как кошки с мышками играют. Не поверил дедушка:
«Разве такое может быть?» Вот и мы будем
«кошками» и «мышками». (В игре участвуют две
команды.)

«Кошки и мышки». «Хитрые кошки,
чтобы выманить мышек из норок, сообща
придумывают ту или иную позу, показывают ее и
уходят. Мышки вылезают, позу повторяют. Как
только слышится команда». «Кошки!» — кошки
стараются поймать мышек, те убегают.
Зазевавшиеся мышки садятся на скамейку. Через
три подхода команды меняются ролями».

«Бой петухов». «Идет дедушка и
видит, как в одном дворе петухи бьются. Две
команды «петухов» встают напротив друг друга.
Каждый участник сгибает в колене ногу и берет ее
сзади двумя руками за голеностопный сустав. По
сигналу команды сближаются, и игроки каждой из
них, прыгая на одной ноге, толчком плечом в плечо
соперника стараются быстрее вывести игроков
другой команды из равновесия. Участник,
опустивший руку, считается проигравшим и должен
принять упор присев. Игра заканчивается, когда
все участники одной из команд будут находиться в
упоре присев».

«Волшебник». «Дедушка прекрасно
помнил уроки волшебства, которые давал ему его
дедушка. «Что-то я сегодня слишком добрый, ведь
страшнее меня нет никого», — бормотал дедушка. И
решил того, кто встретится ему на пути,
заколдовать. Для этого дедушка должен был
коснуться встреченного, а если он будет убегать,
то постараться догнать его и осалить. Тот, кого
дедушка осалит, должен принять упор присев. Чтобы
снять волшебство, надо через заколдованного
перепрыгнуть. Посмотрим, хорошо ли дедушка знает
приемы волшебства?»

«Лягушата и цапля». Расстроился
дедушка, видя, что его сила волшебства ослабла.
«Надо бы книжки по волшебству почитать», —
подумал дедушка. Шел, шел и не заметил, как вышел к
болоту. А тут лягушата играют с цаплей.

«Эстафета с задачками». Ученики
забивают в басктбольную корзину мячик и решают
математическую задачу.

V. Заключительная часть

Учитель: «У дедушки было хорошее
зрение. Он мог заметить букашку, ползущую по
стебельку, каплю росы, оставшуюся на листке,
маленькую песчинку, соринку. А всё потому, что
регулярно делал зарядку для глаз. Вот и мы ее
выполним». (Дети выполняют зарядку для глаз.)
Дедушка вспомнил свою молодость, когда все у
него хорошо получалось. «Давай-ка я попробую
сделать упражнения для координации
движений». Давайте с дедушкой и мы выполним эти
упражнения». (Дети выполняют упражнения для
координации движений)
.

Учитель: «Ребята, вам понравилось
путешествие с дедушкой Мазай? Что мы с ним
успели сделать на уроке? Вы дома ребята еще раз
прочтите рассказ «Дед Мазай». (Дети отвечают).

Построение в шеренгу. Оценивание.

VI. Домашнее задание: повторить дома
танцевально-ритмическую композицию, разученную
на уроке.

Список литературы:

  1. Богданов Г.П., Булгакова Н.Ж. Уроки
    Физической культуры в 4-11 классах: пособие для
    учителей. – М.: Просвещение, 1984 г. – 208с.
  2. Видякин М.В. Спортивные мероприятия в
    школе. Спортивные и подвижные игры. – Волгоград:
    Учитель, 2007. – 127 с.
  3. Кисилев П.А., Кисилева С.Б. Справочник
    учителя физической культуры. – Волгоград:
    Учитель, 2011. – 251с.
  4. Физическая культура в школе. – Школа-пресс:
    Научно методический журнал, 2003г., №2

Следующий: