Путешествие по страницам Памятных записок И. И. Лажечникова

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И. Лажечникова и
    его произведениями, проследить связь писателя с родным городом.
  • Обучение частичному анализу художественного произведения через
    исследование текста, совершенствование навыка  выразительного чтения, умение
    устно и письменно выражать свои мысли.
  • Развитие  интегративных качеств мышления и художественного
    восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
    развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся.
  • Воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории,
    литературе.

Тип урока: урок изучения художественного
произведения.

Методы:

  1. Словесный.
  2. Частично-поисковый.
  3. Практический.
  4. Информационный.

Оборудование: доска, портрет, изображение улицы имени
И.И. Лажечникова, карточки с заданиями, тексты произведения «Новобранец 1812
года», рисунки учащихся, листы с оценкой результатов работы.

Оформление доски: портрет И.И. Лажечникова, эпиграф,
рисунки учащихся, фотография дома-музея И.И. Лажечникова.

Структура урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщения учащихся.

3. Беседа по тексту.

4. Групповая работа.

5. Подведение итогов работы в группах.

6. Заключительное слово учителя.

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов работы на уроке.

План урока

1. Мобилизующее начало.

2. Организационный момент.

3. Сообщение о теме и цели урока.

4. Опережающее задание: прочитать главы «Памятных записок»,
связанных с воспоминаниями автора о Коломне», сделать иллюстрации к прочитанным
эпизодам.

Класс разделен на три группы.

У каждого ученика имеется

1. Лист с оценкой результатов работы:

«Сегодня на уроке:

  1. Мне было интересно, неинтересно.
  2. Я узнал________, я не узнал ничего нового.
  3. Я работал активно, неактивно, не работал.
  4. Я работал как обычно,   лучше, чем обычно,   хуже, чем обычно.
  5. Я ставлю себе за урок оценку_______.»

2. Тексты  рассказов.

3. Вопросы для групповой работы.

ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Коломна – старинный русский город с многовековой историей. С
Коломной связаны имена Дмитрия Донского, Ивана Грозного. В этом городе родился
и вырос известный писатель-романист Иван Иванович Лажечников. Имя его не
забыто. Одна из улиц Старой Коломны названа в честь писателя; библиотека,
которой более ста лет,  тоже носят его имя. Но на сколько глубоко и полно
осознано творчество писателя?  

Мы сегодня  совершим путешествие в Коломну 19 века и пройдем
с экскурсией по памятным местам, которые связаны  с писателем И.И. Лажечниковым. (см. Приложение 1)

2. Сообщение ученика

Иван Иванович Лажечников родился в 1790 году в семье
известного коломенского купца, торговавшего хлебом и солью. Недалеко от их дома
в Запрудах находилась церковь Бориса и Глеба. В этом храме и крестили 23 сентября
1790 года младенца Ваню Лажечникова.

В начале 19 века семья Лажечниковых переехала в новый
двухэтажный кирпичный дом, который был напротив кремля на главной Астраханской
улице (ныне – улица Октябрьской революции, дом 192 а). Здесь прошли юношеские годы
будущего писателя. Из этого дома, преисполненный патриотическими чувствами,
осенним вечером 1812 года Иван Лажечников тайно от родителей бежал в Москву и
вступил в ополчение.

К 1819 году относится знакомство Лажечникова с А.С.
Пушкиным. Ивану Ивановичу пришлось выступить в роли посредника в конфликте
юного Пушкина с майором Денисевичем и предотвратить дуэль. Свои воспоминания о
Пушкине Лажечников напечатал в 1856 году в журнале «Русский вестник» под
названием «Знакомство мое с Пушкиным».

3. Слово учителя



Во многих произведениях Лажечников обращается к Коломне.
Здесь воспитывался главный герой «Последнего Новика». Упоминается Коломна и в
«Ледяном доме», и в «Басурмане». Живой образ героя возникает в повести
«Черненькие, беленькие, серенькие», и в автобиографическом произведении –
«Новобранец 1812 года», с которым нам предстоит познакомиться на этом уроке.

4. Работа над текстом

1. Что означает дата 1812 год?

2. Где находился в это время И.И. Лажечников?

3. Как воспринял И. Лажечников войну 1812 года?

«Сердце мое радостно билось при одной мысли, что я скоро
опояшусь мечом и крупно поговорю с неприятелем за обиды моему Отечеству…»

4. Что пишет Лажечников о готовности русских людей защищать
Родину?

«Русский, истекая кровью, но готовый лучше умереть, чем покориться,
сильный еще силою крестного знамения, любви и преданности к государю и к
Отечеству, шел отстаивать святые сорок сороков матушки белокаменной, пока не
положит в виду ее костей своих : мертвые бо срама не имут».

5. Расскажите, каким образом И.И. Лажечников, узнав, что
Москва занята неприятелем, оказался в Коломне?

6. Какие воспоминания овладели писателем, когда он приехал в
Коломну?

«Это моя Родина. Горжусь ею, потому что в ней родился один
из знаменитейших духовных сановников и проповедников нашего времени Филарет.
Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в голове моей, когда мы въехали
в  Запрудье! …»

7. Почему И.И. Лажечников считает Коломну своей Родиной?

8. Какую клятву в Коломне он дал себе и как ее выполнил?

«Здесь я стал вновь проситься у родителей моих позволить
идти на военную службу и получил опять тот  же отказ. Тогда я себе дал клятву
исполнить мое намерение во что бы то ни стало, бежать из дому родительского и,
как я не имел служебного свидетельства, идти хоть в солдаты…».

9. Найдите описание дома и сравните с фотографией этого
дома, где жил И.Лажечников. Что изменилось с годами?

10. Как вы понимаете слова И.И. Лажечникова, записанные в
письме:

«Русские солдаты, русский стан были для нас отрадными
явлениями?

11. Почему И.И. Лажечников так стремился принять участие в
освобождении Москвы, и какой он нашел её после бегства Наполеона?

12. Вспомните, какие произведения написал И.Лажечников?

13. Какое из них было воспроизведено в январе 2008 года в городе
Коломне?

5. Групповая работа с текстом

Вопросы для групп:

ПЕРВАЯ ГРУППА исследует особенности языка повествования
произведения.

Сделайте вывод, нужны ли «Памятные записки»  современному
читателю? В чем их  языковая ценность? Для этого ответьте на вопросы:

1. В каких словах раскрывается неповторимая мелодия русской
речи?

2. Как проявляется динамичность повествования?

ВТОРАЯ ГРУППА сделает вывод о том, какой герой нужен
современному читателю? Для этого ответьте на вопросы:

1. Какими нравственными качествами привлекает нас главный
герой?

2. Как вы понимаете название «Памятных записок».

ТРЕТЬЯ ГРУППА определяет актуальность темы, затронутой
автором в произведении. Какова идея автора? Для этого ответьте на вопросы:

1. Какие проблемы, жизненно важные вопросы поставил автор в
«Памятных записках»?

2. В чем вы видите актуальность темы?

Слово учителя

Иван Лажечников был человеком веселого нрава, с хорошим
чувством юмора; в течение всей своей жизни он собирал «потехи», которые по сей
день хранятся в виде неизданной рукописи в ИРЛИ («Пушкинский дом»).

Это богатое литературное наследие, этот культурный капитал
находится в недрах библиотек и архивов.   

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание

Мини-сочинение: «Мое знакомство с
писателем И. И. Лажечниковым»




Следующий: