Путешествие по стране Литературия–5 итоговое годовое ИКТ-тестирование за курс русской литературы в 5-м классе


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,81 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • контроль базовых знаний, умений и навыков, полученных учащимися в курсе изучения русской литературы в 5 классе;
  • выявление «белых пятен» на карте знаний учащихся за курс русской литературы в 5 классе для их дальнейшего восстановления.

Тип урока: урок контроля, базирующийся на комплексном применении полученных знаний в курсе изучения русской литературы в 5 классе.

Оформление:

  • Портреты русских писателей и поэтов, изученных в течение учебного года;
  • Рисунки учащихся к пройденным произведениям.

Данный урок контроля предполагает итоговую проверку знаний, требующую серьёзности и подготовленности. Но поскольку 5 класс – это ещё дети, живущие в мире сказок, поэтому и форма урока выбрана не просто тестовая, а сказочная – путешествие по стране «Литературия-5». Тест состоит из семи блоков («Мифы», «Фольклория», «Древнеруссия», «Басни», «Литература XIX века», «Литература XX века», «Творческий эпилог»). Всю работу учащиеся выполняют самостоятельно на индивидуальных бланках. В ходе тестирования проверяются базовые знания учащихся 5 класса по литературе: теоретические знания учащихся (литературоведческая терминология, родовые и жанровые разновидности произведений); знание текстов изученных произведений, биографий писателей и поэтов, историко-культурных сведений, необходимых для адекватного понимания пройденного материала. Проверяются умение определять главную идею и основные темы произведения; а также способность реализовывать полученные знания, умения и навыки на практике (определение размера и вида рифмы в стихотворении, определение средств выразительности). Данная работа рассчитана также на развитие творческих способностей и познавательной активности, на развитие письменной речевой компетенции учащихся.

Ход урока

I. Организация начала занятия.

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.

Обращение к теме и форме урока. При помощи учителя цель и задачи урока озвучивают сами учащиеся.

Знакомство со сказочным мудрецом, который будет сопровождать ребят во время путешествия. Перед нелёгкой дорогой мудрец даёт наставление: «Приветствую вас! Сегодня вам предстоит нелёгкое, но очень интересное путешествие по стране «Литературия-5»! Будьте внимательны и сосредоточенны. Желаю удачи!»

II. Содержание ИКТ-теста

Итак, первый край, в который мы с вами перенесёмся – это «Мифы».

Чтобы попасть в этот край, нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите верховного бога Олимпа.
  2. Назовите греческого героя, который поймал критского быка, добыл золотые яблоки, очистил стойла на скотном дворе царя Авгия.
  3. Назовите бога морей.
  4. Назовите Царя острова Итака (он же герой троянской войны).

Второй загадочный край, в который мы попадаем на волшебном ковре-самолёте –  это «Фольклория».

Чтобы покорить этот край, нужно выполнить следующие задания: 

Фольклор – это…

  1. Особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;
  2. Устное народное творчество;
  3. Набор произведений на различные темы.

Перед вами жанры фольклора, исключите лишнее:

  1. загадки,
  2. сказки,
  3. колыбельные песни,
  4. пословицы,
  5. заклички,
  6. авторские песни,
  7. пестушки,
  8. басни.

Назовите нескольких героев былин.

Кто такой сказитель?



  1. Издатель сказок;
  2. Автор сказок;
  3. Собиратель и «сказыватель» сказок.

На какие виды делятся сказки?

  1. О животных;
  2. Биографические;
  3. Волшебные;
  4. Исторические;
  5. Бытовые.

Поочерёдно составьте композицию сказки:

  1. Концовка;
  2. Зачин;
  3. Развитие действия;
  4.  Кульминация.

Следующий по маршруту край – это «Древнеруссия». 

Жанры древнерусской литературы.

Исключите лишнее:

  1. Летопись;
  2. Рассказ;
  3. Житие;
  4. Стихотворение;
  5. Хождение.

Далее нас ждёт край «Басни».

Перечислите несколько названий басен И.А. Крылова.

Дайте определение басни.

Теперь мы с вами отправляемся в XIX век.



Соотнесите название сказки и её автора:

В.А. Жуковский «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкин «Спящая царевна»

Кто учился в Царскосельском лицее?

Выберите правильные ответы. Народная сказка отличается от литературной:

  1. наличием названия;
  2. троекратными повторами;
  3. типичными героями (царь, серый волк, Иванушка-дурачок и т. д.);
  4. наличием волшебных предметов;
  5. постоянными эпитетами (добрый молодец, серый волк и т. д.);
  6. отсутствием автора.

Вспомните несколько строк из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

В чём отличие стихотворения от прозы?

Виды рифм.

Исключите лишнее:

  1. Парная;
  2. Окольцовывающая;
  3. Перекрёстная;
  4. Опоясывающая;
  5. Двойная.

Придумайте рифмы к словам «ученик», «литература».

Кто автор стихотворения «Бородино»?

Какое историческое событие описано в этом стихотворении?

Перечислите стихотворные размеры.

Схема какого стихотворного размера представлена?

Какую повесть Н.В. Гоголя мы изучали в этом учебном году?

Вспомните, кто из изученных нами поэтов рассказал нам о трудностях и тяжестях крестьянской жизни, воспел красоту, трудолюбие русской женщины?

Назовите автора и произведение.



Итак, следующая остановка – рассказ И.С. Тургенева «Муму».

Определите главную идею произведения:

  1. Показать деспотизм барыни;
  2. Показать духовное перерождение человека, не сломленного крепостническим гнётом;
  3. Показать угодливость и бесправие дворни.

Назовите главных героев рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Какие художественные средства выразительности использовал Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»?

  1. Антитеза;
  2. Гипербола;
  3. Сравнение;
  4. Аллегория.

Назовите несколько рассказов А.П. Чехова.

Узнайте произведение и назовите его автора:

  1. «…Засеют как следует, а взойдёт такое, что и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква, огурец не огурец…чёрт знает что такое!»
  2. «…Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькой могилкой свои обеты.»
  3. «…Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси.»

Какую пользу герою повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», мальчику Васе, принесла встреча с «детьми подземелья»?

Как вы, наверное, уже догадались, сейчас мы с вами отправляемся в XX век.

Сказ – это… (продолжите)

К какому роду литературы относится пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»?

  1. Эпос;
  2. Лирика;
  3. Драма.

Реальные или фантастические события проходят перед читателем в рассказе А.П. Платонова «Никита»?

Вспомните рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

На какой реке происходят события в рассказе?

Почему озеро называется «Васюткино»?

Назовите несколько изученных нами поэтов, основной темой творчества которых была Великая Отечественная война.

Определите стихотворный размер и вид рифмы:

Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна. (И.А. Бунин)

Творческий эпилог.

А теперь, дорогие друзья, представьте, что вы – актёры театра.

Напишите, роль какого героя из пройденных нами произведений вы бы хотели сыграть? И почему?

Ну, вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, вам понравилось.

А впереди нас ждут ещё неизведанные края.

Впереди нас ждёт зарубежная литература…

Спасибо за внимание и участие!

Вы – молодцы!

III. Подведение итогов занятия.

Беседа с классом о проделанной работе: определение заданий, вызвавших наибольшие затруднения при выполнении и, наоборот, заданий, оказавшихся для большинства учащихся понятными и простыми; выявление положительных моментов и недостатков подобной формы урока. Пожелания учащихся при дальнейшем использовании подобной формы работы на уроке.

IV. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Подготовить ответы к заданиям, вызвавшим затруднения при выполнении. Написать мини-сочинение на тему: «Что изменило во мне изучение русской литературы в 5 классе? Что нового я узнал? И как мне это пригодится?».




Следующий: