Путешествие мечты. Там, где рождается солнце

Тип урока: Урок обобщения и закрепления
знаний.

Цели урока

:

а) образовательные: организовать
деятельность обучающихся по усвоению и
обобщению знаний о Японии;

б) развивающие: максимально использовать
творческие способности детей, развивать память,
речь, географическое мышление, развивать умения
находить и использовать материалы в различных
источниках;

в) воспитательные: сформировать
нравственные ценности и эстетическое отношение
к культуре японского народа

Методическая цель:

повышение учебной
мотивации по предмету.

Средства обучения

: политическая карта мира,
экономическая карта Японии, географический
атлас, иллюстративный материал, мультимедийные
технические средства, презентация,
познавательный материал (икебана, бонсай, кимоно,
татами, искусственное дерево сакура, японская
иена, кукла-гейша)

Методы обучения:


Объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, метод проблемного обучения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит
вступительное слово учителя, устанавливается
атмосфера взаимопонимания, доверия и дружбы.

2. Постановка целей урока.

Актуализация
знаний по теме “Япония” (слайд 1-2). Презентация

Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь Солнце
Садится за горы оно.

Сегодня мы совершим незабываемое
географическое путешествие в страну моей мечты,
в страну, где рождается солнце. Это страна Япония,
наш восточный сосед. На первом уроке изучения
темы “Япония”, мы давали краткую характеристику
этому государству. А второй урок

Япония — это совсем другой мир, непривычный для
нас и европейцев. Бурлящая энергия Токио,
умиротворение священной Фудзи, величие пагод в
Киото, буйство осенних красок в горах и
буддистское спокойствие озер — мы на пути к
великим открытиям!

Итак, наш перелет Москва-Токио будет длится 9
часов 45 минут или 1 урок. Вы окажитесь туристами
на 45 минут, и вам предлагаются обзорные экскурсии
по маршруту (на доске указан маршрут путешествия:
Фудзияма — Синкансэн — Цукуба – Хитачи — Тойота -
Никко). Посетить эти места и более подробно
узнать нам помогут гиды- экскурсоводы. Они
заранее собрали материал и изучили места нашего
посещения.

Страна, с которой мы сегодня познакомимся более
подробно — страна гор. Для большинства жителей
этой страны солнце всегда поднимается из-за моря
и спускается за горы, поэтому соседи называют
Японию страной Восходящего Солнца. Для нас и для
Японии такое соседство имеет важное значение,
недаром японская поговорка гласит: “Близкий
сосед важнее дальнего родственника”. Древнее
название Японии — Ямато. Сами японцы с древних
времен называют свою страну Ниппон. Это название
состоит из двух иероглифов “солнце” и
“основа”. Красный солнечный круг на японском
флаге и круглая хризантема (национальный цветок
Японии) на государственном гербе также
символизируют восходящее солнце. (Слайд 3) Изучив
общую характеристику Японии, вспомним и выделим
особенности этой восточноазиатской и
удивительной страны.

1. Япония — государство-архипелаг, расположенная
на 4 крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю,
Сикоку и 4 тысячах мелких островах на стыке
материка Евразия и Тихого океана. Это целый
островной мир.

2. Япония — древнее государство, вплоть до 20 века
была спрятана как бы от глаз европейцев.

3. Япония — конституционная монархия.

4. Япония бедна минеральными ресурсами.

5. Обилие тепла и влаги позволяет в
субтропическом и тропическом климатах снимать 2
раза в год урожаи риса и овощей.

6. Входит в десятку самых больших стран по
численности населения в мире.

7.Япония практически однонациональная страна,
99% ее населения-японцы.

8. Япония – страна, где самая большая
продолжительность жизни (около 80 лет).

9. В пределах Токийской агломерации проживает
около20 млн. человек.

10. Япония один из экономических лидеров
современного мира.

11. Японию называют “азиатской головой” или
мозговым центром, лабораторией, где создаются и
разрабатываются многие научно-технические идеи.

12. Токио — самый дорогой город в мире.

13. Япония — страна высокой культуры и сплошной
грамотности. Рабочая сила страны отличается
высокой квалификацией. В Японии больше
университетов, чем в странах Западной Европы.

14. На военные расходы в Японии выделяется 1%
национального дохода страны.

15. Система образования в Японии – одна из самых
лучших в мире.

16. Япония — мировой лидер по производству
автомобилей, видеомагнитофонов, цветных
телевизоров, роботов, морских судов.

17. По показателю средней плотности населения
Япония занимает одно из первых мест в мире — 340
человек на км2.

18. Японский язык очень специфичен и не входит ни
в одну из языковых семей.

19. В Японии высокий уровень урбанизации — 76%
живет в городах.

20. Две основные религии — синтоизм и буддизм.

А теперь ответив правильно на вопросы теста, вы
узнаете кто является главой государства в
Японии. (Слайд 4-5)

  1. Форма государственного правления в Японии:
  2. И

    ) конституционная монархия;
    Р) абсолютная монархия;
    С) республика.

  • По географическому положению Япония:
  • М

    ) архипелаг;
    Б) остров;
    В) полуостров.

  • В рельефе Японии преобладают:
  • С) равнины;
    П) горы.

  • Для Японии характерен естественный прирост:
  • Е)

    низкий;
    М) высокий.

  • Япония-это государство:
  • Р)

    однонациональное;
    Б) многонациональное.

  • В Японии исповедуют:
  • А

    ) синтоизм;
    Б) католицизм.

  • Выберите правильное утверждение:
  • Д) Япония богата минеральными ресурсами;
    Т) Япония бедна минеральными ресурсами.

  • Промышленность Японии ориентируется на:
  • М) добывающие отрасли;
    О) наукоёмкие отрасли.

  • Социально-экономическое ядро страны – это:
  • Р)

    Тихоокеанский пояс;
    У) Периферийная зона.

    Ответив правильно на вопросы теста, вы получили
    ответ “император” (слайд 6).

    Наш самолет прибывает в аэропорт города Токио.
    С этого города начинается наша туристическая
    поездка через центральную часть острова Хонсю.
    Первое знакомство происходит с самой высокой,
    самой знаменитой, самой красивой и почитаемой
    горой Фудзияма, которая является символом
    Японии (слайд 7).Выступления гида.

    Далее наш маршрут проходит вдоль
    Тихоокеанского пояса по магистрали “Синкансэн”
    (“Новая линия”), где поезда идут со скоростью
    более 200 км в час (слайд 8). Выступления гида.

    С помощью таких скоростных поездов, мы попадаем
    в первый технополис Японии Цукуба. (Слайд 9)
    Выступления гида.

    Япония единственная страна в мире, которая
    тратит на научно-исследовательскую деятельность
    более 3% ВВП. В 60 годы 20 века в Японии произошло
    “экономическое чудо”. Учащиеся вспоминают и
    называют причины, которые обусловили
    “экономическое чудо”: 1. Использование
    научно-технических достижений стран Запада. 2.
    Дешевая рабочая сила. 3. Наукоемкое производство.
    4. Рациональное использование сырья. 5. Приток
    иностранного капитала. 6. Низкие военные затраты.

    Автомобильная промышленность Японии занимает 1
    место в мире — 12 млн. автомобилей в год, в том числе
    8 млн. легковых. Японские автомобильные концерны
    успешно конкурируют с американскими и
    западноевропейскими. Серебристые “Тойоты”
    разъезжают по улицам нашего родного города
    Надым, а выпускают их в Японии, на автомобильном
    концерне
    Тойота” в городе Нагоя (слайд
    9-10). Выступление гида.

    Сегодня жизнь японца и наша жизнь не мыслима
    без электронной и компьютерной техники. Мы не
    представляем сейчас жизнь без телевизора,
    сотового телефона компьютера. Возможно, скоро и у
    нас роботы облегчат нашу работу и жизнь.
    Познакомимся и посетим центр электронной
    промышленности “Хитачи” (слайд 12-13). Выступление
    гида.

    Японцы — загадка 20 века и возможно и 21 века, это
    самый непостижимый, самый парадоксальный народ.
    Вместе с тем они живописны, театральны,
    артистичны. Кто не знает давних, художественных и
    бытовых традиций этого народа, которые входят в
    понятие японского образа жизни. Это: каллиграфия
    - красивое письмо кисточкой и тушью, оригинальная
    храмовая и садово-парковая архитектура, театр
    теней, чайная церемония, женская одежда кимоно,
    борьба тяжеловесов сумо, дзюдо, каратэ (слайд 14). К
    числу важнейших традиций относятся: почитание
    старших и бережное отношение к окружающей
    природе, деревьям, цветам. Поэтому в Японии очень
    популярны прогулки в природу: осенью любуются
    багрянцем кленовых лесов, а сейчас
    весной-цветением дикой вишни (сакуры) (слайд 15).
    Последняя сказочная территория нашего
    путешествия — национальный парк Никко,
    чье название означает на японском “солнечный
    свет”. (Слайд 16–18). Выступление гида.

    Для большего познания, повышения интереса к
    Японии, предлагается вам — активным, творчески
    мыслящим ученикам задания:

    1. Подготовить информацию о самом древнем
    городе Японии – Камакару.

    2. Составить новый маршрут путешествия по
    Японии (это задание повышенной сложности,
    поэтому будет оцениваться выше).

    Вот и подходит к концу наше путешествие в эту
    загадочную восточную страну. (Слайд 19). Обратный
    путь из Токио в Москву займет 10 часов 25 мин. Во
    время долгого полета еще раз вспомним о стране
    Восходящего Солнца с помощью двух кроссвордов. (1
    кроссворд “Япония”, 2 — “Токио”)

    1. Кроссворд “Япония”.

    1. Церемония, японский обряд, который происходит
    в полном молчании, в полумрачной комнате (чайная).
    2. По конституции он является “символом
    государства и единства народа” (император). 3.
    Национальная одежда (кимоно). 4. Искусство
    составления цветов (икебана). 5. Циновка из
    прессованной рисовой соломы (татами). 6. Самый
    близкий полуостров к Японии (Корея).

    2. Кроссворд “Токио”.

    1. Автомобиль, о котором мечтает каждый (Тойота).
    2. Исскуство владения мечом (кэндо). 3. Японская
    вишня (сакура). 4. Денежная единица в Японии (иена).
    5. Борьба тяжеловесов (сумо).

    В заключение урока предлагается небольшая
    выставка “Добро пожаловать в Японию”.
    Выставляются оценки. На память предлагаются
    рекламные буклеты о Японии. Всем большое спасибо.

    Следующий: