Путешествие к острову Тенерифе. Урок обобщения знаний по теме План и карта

Цели урока:

  1. Образовательная – закрепление и обобщение знаний по теме. Отработка практических навыков работы с картой;
  2. Развивающая – развивать способности применять имеющиеся знания, умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций;
  3. Воспитательная – развивать умение работать в группе, повысить интерес к изучению географии.

Оборудование: Презентация, карточки с заданиями, атласы, контурные карты, топографический материал, мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов, общеобразовательных учебных заведений. Тема «План и карта». Тестовые задания, жетоны, отражающие уровень компетенций учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ребята, вы любите читать книги о путешествиях? И, наверное, прочитав книгу, мечтали побывать там, где были её герои. В детстве мы всегда стремимся в неизведанный мир-мир дальних стран. Однако, в реальной жизни, не каждому это удается. И тогда мы с грустью соглашаемся с трогательными строками Роберта Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли.
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вёл по свету мои корабли,
Только в стёклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен.
Я не видел, как звёзды сползают к фиордам всё ближе.
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Не огорчайтесь, что мечтам вашим не осуществиться. У нас есть замечательный предмет география, который поможет вам познать мир. И на сегодняшнем уроке мы отправляемся в наше первое путешествие. Путешествие к загадочному острову Тенерифе. Что это за остров, где он находится, чем знаменит? Вы узнаете, выполнив задания, которые вам будут предложены:

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2, На уроке перед вами ставятся следующие задачи:

  • Показать знания, умения и навыки, полученные по теме «План и карта»;
  • Уметь выслушивать каждого члена команды;
  • Слажено работать в команде, проявлять смекалку, инициативу.

СЛАЙД 3 (Эпиграф урока: …)

– За работу каждая команда будет получать жетоны, которые отразят ваши знания, умения и навыки по изученной теме. Приложение 1

В команде выберите капитана, который будет следить за порядком и фиксировать успехи каждого члена команды. Штурмана, который проложит вместе с вами маршрут нашего путешествия в контурной карте. Поваров- коков, которые наловят рыбы и сварят нам отличную уху. И членов команды, которые будут везде помощниками. Приложение 2

II. Основная часть урока

И так, в путь, мои отважные мореходы! Топографы составляют план, картографы отмечают на контурной карте начало нашего путешествия, выполняя задания. Время выполнения 5 минут.

СЛАЙДЫ 4, 5

1. Изобразите пройденный путь графически. Масштаб 1:10000.

Учащиеся отправились из школы на юго-запад по улице Гагарина и прошли 700 м, затем свернули на восток и прошли 500 м по улице Заводская. Ещё 700 метров учащиеся шли на северо-восток по территории бывшего ДОЗа, заросшей травой и подошли к причалу реки Обь, которая течёт с юга на север.

СЛАЙД 6

2. Определить географические координаты п. Луговской и отметить точку на карте маршрута (контурная карта)

СЛАЙД 7

3. Определите город- начало нашего морского путешествия, если известно, что его координаты 60° с. ш. и 30° в. д. Отметить на карте маршрута.

СЛАЙД 8

4. Определить, в каком направлении находится город – начало нашего морского путешествия.

СЛАЙД 9

5. Мы в Санкт-Петербурге — северной столице России. В гавани нас ждут парусные корабли. Мы немножко проголодались, устали за время дороги. Не пора ли подкрепиться? Коки вместе с юнгами отправятся на рыбалку, чтобы приготовить отличную уху. ( Шаблоны рыбок с вопросами на слайде 9) Приложение 3

СЛАЙД 10

6. Впереди нас ждёт океан и интригующая своим названием земля – остров Тенерифе.

Встретим неизвестность во всеоружии: улыбкой и бодрым настроением. (Физкультминутка. Песня Исаака Дунаевского «Весёлый ветер». Выполняют произвольные упражнения под музыку песни, поют песню)

СЛАЙД 11

7. Определить место нахождения загадочного острова Тенерифе, если его координаты 15° с. ш. и 23° з. д.

Большая ответственность о дальнейшем плавании лежит на капитанах. Капитаны, к штурвалам!

8. Выполнение тестового задания по электронному учебнику

СЛАЙДЫ 12-16

– Итак, мы у берегов Тенерифе. Это – самый большой, самый известный и самый заметный остров Канарского архипелага. Именно вершину расположенного на нем вулкана Тейде видят с подходящих к Канарским островам кораблей.

Самая высокая точка горы El Pico del Teide расположена на высоте 3718 метров над уровнем моря и является наивысшей точкой не только Канар, но и всей Испании. Остров Тенерифе на самом деле является огромной горой, вырастающей из моря и вершиной которой является конус Тейде. Первое известное европейцам извержение вулкана Тейде произошло в 1492 году, в год посещения Канарских островов Колумбом. На острове сохранились легендарное драконовое дерево и канарский лавр, которые вымерли в других районах средиземноморья. Драконовое дерево – символ архипелага. Хотя оно растет очень медленно, но достигает высоты 20 м. Еще древним жителям Канарских островов, гуанчам, были известны целебные свойства смолы этого дерева, которую называют «кровь дракона», так как на воздухе она становится ярко красной.

Столицей острова является город Санта-Круз-де-Тенерифе. Каждые четыре года он также становится столицей всех Канарских островов. Тенерифе называют «островом вечной весны».

Праздник Тела Христова – один из самых знаменитых религиозных праздников на Канарах. Улицы города обрамляются великолепным растительным декором, а площадь Генерала Франко украшается картинами и «коврами», сделанными из вулканических материалов. На их создание уходят месяцы. В июне жители Ла Оротавы отмечают «Восьмой день после праздника Тела Господня», во время которого все улицы города усыпаны цветами. Особого внимания заслуживает зрелищный ковер на главной площади рядом с мэрией, сделанный из цветов, вулканической многоцветной земли Тейде разнообразных оттенков, песка и окрашенных опилок. На главном ковре будут изображены основные персонажи художественных работ Мигеля Анхеля, Сигонорелли, Тьеполо и Понтормо. В его создании примут участие 200 специалистов, которым предстоит трудиться более 2 тысяч часов и использовать около 2500 кг земли и песка. По устоявшейся традиции, основой для полотна станут две тонны песка и вулканической земли, которые привезут из Лас Каньядас дель Тейде. Площадь рядом с мэрией превратится в сплошной узорчатый ковер. Еще 34 разноцветных покрывала из цветов и вереска будут украшать главные улицы до тех пор, пока они не будут сметены шествующей по городу процессией Тела Господня. Обычно мужчины и дети занимаются разработкой дизайна ковра, а женщины рвут цветы на отдельные лепестки, чтобы потом сложить из них картины на библейские сюжеты.

СЛАЙД 17

9. Определить, какой путь мы преодолели, чтобы побывать на таком сказочном острове.

  • 68 – 30 == 38 55,8 х 38 =2110 (км)
  • 60 – 15 =45 111 х 45 =4995 (км)
  • 2110 + 4995 = 7105 (км)

III. Подведение итогов

IV. Рефлексия

Зачитать: чему научились, изучая тему «План и карта» (обратная сторона жетона)

V. Дома:

Индивидуальная работа: доработать параграфы, которые оказались трудными в изучении.

Следующий: