Путь к сердцу детей. Размышления о произведениях А. Гайдара и их роли в воспитании подрастающего поколения

В русской литературе много замечательных
детских писателей, произведения которых знают и
любят наши ребята. У нас много прекрасных
педагогов, отдающих все свои силы воспитанию
детей. Почему же именно Гайдару удалось так
властно завладеть сердцами, разбудить в них
лучшие чувства?

Известно, что самые рациональные методы
воспитания принесут желанные результаты только
тогда, когда учитель сумеет найти путь к сердцу
детей, сумеет наладить особые межличностные
отношения с детьми. А. Гайдар упорно и терпеливо
искал пути к сердцу ребенка и нашел их. Какими же
качествами отличались его взаимоотношения с
детьми? Об этом мы можем судить по опубликованным
воспоминаниям о Гайдаре, по архивным материалам
и его произведениям.

На вопрос, что Гайдар делает для того, чтобы
завоевать доверие и любовь детей, он ответил: “Я
их просто люблю.… Ни один учитель, ни один
вожатый не привлечет к себе детей, если он их не
любит…”

Однако любить детей еще мало, надо, чтобы они
любили тебя.

И это верно, – отвечал он, – но тут я уже сам ищу
дорогу. Она не всегда гладкая и ровная. Ребята
прихотливый народ.

- Ты с ними добр?

- Они не любят очень добрых.

- Значит, быть лучше с ними строгим?

- Ничего не значит. Не ненужно быть ни строгим,
ни добрым.

- Так каким же нужно быть?

- Лучше всего быть серьезным. (Р. Фраерман
“Аркадий Гайдар и дети”, ж “Вожатый” № 5 1948 г
стр. 22-23).

О таком серьезном отношении Гайдара к детям
свидетельствует и Б. Емельянов, автор книги
“Жизнь и творчество А. П. Гайдара” (Детгиз. 1954г.
стр. 58-84). Он пишет о том, что в его дружбе с
ребятами не было и тени отношения “понарошку”.

Дружба строилась всерьез. Одним из
замечательных качеств писателя была способность
“глубоко изнутри ощущать ребячью жизнь и
понимать ребят с полуслова”.

О дружбе, основанной на взаимном уважении и
доверии взрослых и детей, Гайдар часто писал в
своих произведениях. Это отношение к детям
выразилось в его писательской манере
разговаривать с ними как с равными, делиться
самыми заветными своими мыслями. Может быть,
поэтому дети серьезно относятся к каждому его
слову, любят все его произведения. Не подавлять, а
воспитывать, развивать в ребенке человека – вот
основной принцип, которого убежденно
придерживался писатель в своем творчестве. С.
Маршак в статье “Памяти Гайдара” писал: “Гайдар
знал, какие струны надо затронуть, чтобы
мобилизовать ребенка на благородные дела …А.
Гай-дар жил и работал ради будущего и в своих
книгах и мыслях, неизменно обращался к
олицетворенному будущему – к детям. Они были для
него не только читателями и действующими лицами
его повестей и рассказов, но и верными
товарищами, с которыми он делился и большими,
серьезными мыслями и веселой шуткой. К.
Паустовский замечал по этому поводу: “Детей,
особенно мальчишек, он знал насквозь, с одного
взгляда, и умел говорить с ними так, что через
две-три минуты каждый мальчишка готов был по
первому слову Гайдара совершить любой
героический поступок”. О секретах огромного
воздействия А. Гайдара на читателей-детей долго
говорили и писали как о нераскрытой “хитрости”,
как о неразгаданной “военной тайне” и даже как о
непостижимом “чуде”. Многие из этих чудес уже
“расколдованы” исследователями его жизни и
творчества. Некоторые из секретов сегодня, к
сожалению, забыты, другие остаются до сих пор,
действительно, загадками. Более того, их число
неизменно растет, так как современное поколение
детей воспринимает Гайдара и открывает его
по-своему.

К сожалению, не все дети, да и взрослые читают и
изучают произведения Гайдара.

Это связано с тем, что в школьную программу по
литературе не включены для изучения
произведения писателя. К счастью, прошло то
время, когда некоторые литературные критики,
используя факты биографии писателя, связанные с
гражданской войной, пытались очернить его жизнь
и творчество. Например, В. Солоухин в повести
“Соленое озеро” создает миф о Гайдаре как о
жестоком убийце. В самом деле, Гайдар сражался в
течение всего лета 1919 г. в бригаде курсантов с
контрреволюционными бандами, белоказаками,
местными националистами на петлюровском фронте,
польском, кавказском. Его назначают комиссаром
партизанского отряда затем командиром взвода,
ротным командиром. “Что я видел, – всего не
перескажешь. Но самое главное, что я запомнил, –
это то, с какой ненавистью к врагу, безграничной и
беспредельной, сражалась Красная Армия одна
против всего белогвардейского мира”. Да,
действительно, дрались, не жалея крови, не щадя
жизни. Время было необыкновенное, время
трагичное.

На наш взгляд, книги Гайдара – это, прежде всего
покаяние человека, прошедшего ад гражданской
войны и мечтающего о прекрасной жизни в
счастливой стране. А. Гайдар писал: “Вероятно,
потому, что в армии я был еще мальчишкой, мне
захотелось рассказать новым мальчишкам и
девчонкам, какая она была жизнь, как оно все
начиналось, да как продолжалось, потому что
повидать я успел все же немало”.

Желание вчерашнего бойца поделиться пережитым
именно с юными читателями объясняется не столько
обилием, сколько остротой и живостью
впечатлений, полученных в юном возрасте,
стремлением забыть жестокость и насилие
гражданской войны. И каждое произведение о
детстве становилось для него своеобразным
возвращением в его далекое и неповторимо
прекрасное детство. Можно без преувеличения
сказать, что детским писателем сделала Гайдара
революция и гражданская война.

Каждое новое произведение Гайдара было
событием в детской литературе. Повести и
рассказы писателя отличали глубокое понимание
автором сложного детского характера, редкое
психологическое родство этого взрослого
человека с ребенком, его необыкновенное умение
найти с детворой общий язык. К. Паустовский
замечал по этому поводу: “Детей, особенно
мальчишек, он знал насквозь, с одного взгляда, и
умел говорить с ними так, что через две-три минуты
каждый мальчишка готов был по первому слову
Гайдара совершить любой поступок”. (Жизнь и
творчество А.П. Гайдара. М., Дет. Лит., 1964 г. стр. 183).
Гайдар, который, по словам С. Я. Маршака, “сумел
сочетать в своем лице и талантливого педагога, и
веселого старшего товарища”, который делился со
своим читателями “…и большими, серьезными
мыслями, и веселой шуткой”, создал книги,
пронизанные юмором, смехом.

Всем известно, как важен юмор в детской
литературе, встречающей человека при вступлении
его во взрослую жизнь. Юмор – свидетельство
тонкого понимания мира писателем во всей
сложности, во всем его многообразии. На страницах
повести Гайдара “Тимур и его команда” шумит
большой мир детства – мир сложный, яркий и
лукавый. И потому, что автор хорошо понимает этот
мир, многие страницы книги озаряет его
незабываемая улыбка.

Как известно, юмор, комическое, основывается на
противоречии жизни. Тимуровцы скрывают свои игры
от взрослых, и эта тайна приводит ко многим
нелепицам, вызывающим смех читателя. Во дворе
старушки-молочницы, матери красноармейца,
ребята, таясь от хозяйки, наполняют бочку с водой,
что вот-вот собирается сделать она сама. И
читатель вместе с Тимуром смеется над тем, как,
“вернувшись от колодца, старуха подняла ведро,
опрокинула его в бочку и сразу отскочила, потому
что вода с шумом и брызгами выплеснулась из уже
наполненной до краев бочки прямо ей по ноги. Она
опустила руку в воду и поднесла ее к носу”.

Другая комическая сцена возникает во дворе
старушки-владелицы козы. И опять-таки, потому что
ребята решают уложить в поленницу только что
привезенные дрова тайком то хозяйки. Один из них,
Сима Симаков, отвлекает ее и задерживает в
огороде, шевеля ветви яблони. Старушка принимает
Симу за вора и решает, спрятавшись от него,
подкараулить… Незнание старушкой того, кто ей
помог, рождает не менее смешную сцену в конце
эпизода. Возвратившись из огорода, она видит
сложенную поленницу дров и возле нее маленького
внука с куском бересты. На вопрос бабки, которая
стоит перед поленницей “вытаращив глаза”, о том,
кто без нее работал, малыш, укладывая бересту в
поленницу, важно отвечает: “А ты, бабушка, не
видишь, – это я работаю”.

Не трудно заметить, что эти и другие комические
ситуации в повести исходят из игр, которые
напоминают таинственные дела тимуровцев. Такие
эпизоды интересны, увлекательны и оказывают
воспитательное воздействие на юных читателей.
Эмоциональная возбудимость, эмоциональная
неустойчивость, импульсивность…Это то, что в
конечном итоге и можно назвать качествами, не
соответствующими чертам характера взрослого
человека, противоречащими им. И это
несоответствие в повести Гайдара создает
весело-озорной тон, из подобных ситуаций
рождается юмор писателя.

Значение многочисленных комических сцен,
ситуаций трудно переоценить. Юмор помогает
читателю острее пережить все происходящее в
повести, он делает героев – тимуроцев ближе
детям, помогает глубже понять “секрет” обаяния
этого писателя.

Исследуя внутренний мир подростка в повести
“Школа”, А. Гайдар не рисует “облегченного”
пути возмужания своих героев; напротив, он
подчеркивает, что процесс этот – долгий,
мучительно сложный, противоречивый. Борису
Горикову уже известно, что была революция пятого
года, что у них дома жандармы бывали с обыском,
что царей судят и казнят; он уже задумался о
социальном неравенстве, о неизбежности каких-то
перемен. Писатель воссоздает процесс
постепенного взросления, возмужания своего
героя: он попадает во все более сложные жизненные
ситуации.

И более сложными, ответственными становятся
его раздумья, переживания. Его внутренний мир
“вбирает” события, впечатления о людях,
обогащается опытом отношений с ними. В целом
повесть и представляет картину и объяснение
становления и воспитания характера подростка в
условиях революции и гражданской войны.

Гайдар большое внимание в повести уделяет
нравственным проблемам: что считать добром и
злом, в чем смысл жизни, взаимоотношения человека
и коллектива, проблемам мнимого и настоящего
товарищества, дисциплины и долга, подлинной
красоты человека. Изучая историю жизни Бориса
Горикова, мы раскрываем одновременно перед
детьми композиционное и языковое мастерство
Гайдара, воспитываем внимание и любовь к
поэтическому слову, учим видеть в лаконичных
словесных образах картины жизни. Повесть
Гайдара, построенная на увлекательном сюжете,
рисующая яркие образы и картины, дает учителю
возможность для самой разнообразной работы:
выразительного чтения, пересказов, анализа
эпизодов, наблюдений над языком писателя. И, что
особенно важно, книга не только воскрешает годы
революции и гражданской войны, но и воспитывает
детей в духе уважения и любви к своей Родине.

Как нужен сейчас нашей школе Гайдар! Как нужны
его добрые и умные книги, стремление в “дальние
страны”, романтика мирных дней, как важно, чтобы
звон кремлевских часов напоминал нашим ученикам,
что надо “любить и беречь эту огромную
счастливую землю, которая зовется советской
страной”. А пока Гайдара нет в школьной
программе, многие учителя, каждый в силу своих
способностей и возможностей, в силу своей любви и
преданности к писателю популяризует его
произведения среди учащихся, делают его близким
и родным для сегодняшних мальчишек и девчонок.

Литература

  1. Гайдар А. П. Письма, ЦГАЛИ, 1972. — оп 2. ед. хр. 30.
  2. Гайдар А. П. Собр. соч., в 4-х т., М.: Детская
    литература, 1964. т 2. – 344 с.
  3. Емельянов Б. Жизнь необыкновенная. В кн.: Жизнь и
    творчество А. П. Гайдара, М. : Детгиз, 1954. – 59-84 с.
  4. Свирская И. А. О чем спорят современные
    школьники-читатели А. П. Гайдара. //Ученые записки
    Горьковского института им. А. М. Горького, серия
    филологических наук. – Выпуск 111. – Творчество А.
    П. Гайдара. – Горький, 1968. – 243 с.
  5. Шаталов С. Е. Заметки о психологизме А. П.
    Гайдара. (там же, – 38-42 с).
  6. Фраерман Р. Аркадий Гайдар и дети. – ж. Вожатый,
    № 5. 1948. – 22-23 с.

Следующий: