Пушкин проясняет нас… Интеллектуальный марафон по творчеству А. С. Пушкина


I. Организация начала занятия.

1. Организация учащихся.

Для работы на уроке класс удобнее разделить на две команды, сформированные учителем заранее. В жюри приглашаются как учащиеся, так и педагоги.

2. Целеполагание

Формулировка целей, задач урока:



  • повторение и систематизация знаний;
  • содействие развитию логического мышления и познавательных способностей;
  • привитие любви к художественному слову и искусству.

Урок проводится в форме интеллектуального марафона. Интеллектуальный марафон включает в себя 6 номинаций:

  1. окружение поэта;
  2. проза;
  3. поэзия;
  4. искусство;
  5. «мысль изреченная»;
  6. роман «Евгений Онегин».

В каждую номинацию включено по 6 вопросов. Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности. Баллы указаны на номере вопроса.

Команды поочередно бросают кубик с гранями разного цвета, определяя номинацию. Команда – победитель определяется путем большего набора очков.

3. Вступление.

Урок начинается со стихотворения И. Фонякова

Ряды томов «пушкинианы» …
Как много накопилось их!
Одни солидны, как романы,
Другие трепетны, как стих.
Все выясняем, проясняем,
Разыскиваем, узнаем,
И кажется: чем больше знаем,
Тем меньше знаем мы о нем.
Тут даже сетовать напрасно
Закономерность! Но зато
Про нас – так беспощадно ясно,
Как под рентгеном: кто есть кто.
Кто мыслью дорожит, кто сплетней,
Кто не подделен и глубок,
А кто – отличник школы средней,
Все затвердивший назубок.
Кто честолюбием снедаем,
Кто мудр и смел – не на показ…
Все проясняем, проясняем…
Нет! Пушкин проясняет нас!

Вступительное слово учителя.

С творчеством А.С. Пушкина мы знакомимся в самом раннем детстве. Талант Пушкина поражает своей многогранностью. Поэт лирический и гражданский, прозаик и драматург, серьезный исследователь национальной истории, блестящий литературный критик. В каждую из этих областей духовной деятельности он внес неоценимый вклад. И сегодня наш интеллектуальный марафон посвящен А.С. Пушкину.

Представление команд и жюри.

II. Разминка

Участвуют все члены команды. На столе разложены карточки в виде игральных карт «рубашками» вверх. Вопросы с красной линией — повышенной трудности (за них отвечающий получает 2 балла). Участники поочередно выбирают вопросы в соответствии со своими способностями и отвечают на них. На обдумывание дается 20 секунд.

Вопросы первой команде:

  1. К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»? («Капитанская дочка»)
  2. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье …»? (Племяннице Осиповой Керн)
  3. Из какого произведения эти строки: «глаголом жги сердца людей»? («Пророк»)
  4. Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты? (Петр Гринев. «Капитанская дочка»).
  5. Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»? (В.Жуковский 1820 г.)
  6. Из какого металла сделан конь «Медного всадника»? (Из меди).
  7. Продолжите строки, назовите произведение.
    В тот день осенняя погода
    Стояла долго на дворе …
    (Зимы, зимы ждала природа,
    Снег выпал только в январе. «Евгений Онегин»
    ).
  8. Восстановите имя героя, назовите произведение.
    И перед синими рядами
    Своих воинственных дружин,
    Несомый верными слугами,
    В качалке, бледен, недвижим,
    Страдая раной, … явился.
    Вожди героя шли за ним.
    (Карл. «Полтава»).
  9. За кого вышла замуж Ольга из романа «Евгений Онегин»? (За улана).
  10. Кем приходились 33 богатыря дядьке Черномору? (Племянниками).

Вопросы второй команде:

  1. Где происходит действие поэмы «Полтава»? (Под Полтавой).
  2. Назовите действующих лиц повести «Дубровский» (Дубровский Андрей Гаврилович, Троекуров Кирилл Петрович, Владимир Дубровский, Маша, князь Верейский, Шабашкин, Егорова (нянька), Саша, Архип …).
  3. Назовите стихотворение, где вторая строка звучит так: «Голубка дряхлая моя!…» («Няня»).
  4. Где расположен Бахчисарайский фонтан, которому Пушкин посвятил одну из своих поэм (В Бахчисараях).
  5. Назовите имя Савельича из «Капитанской дочки». (Архип).
  6. Восстановите имя героя, назовите произведение.
    ………………. Из шатра,
    Толпой любимцев окруженный,
    Выходит ….. . Его глаза
    Сияют. Лих ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен,
    Он весь, как Божия гроза. (Петр I. «Полтава»).
  7. Сколько детей было у Пушкина? (Четверо.)
  8. Где находится город, названный именем А.С. Пушкина? (В Ленинградской области).
  9. Кто научил Пушкина читать? (Крепостной слуга Никита Тимофеевич Козлов).
  10. Сколько сказок написано Пушкиным? (шесть)

ІІІ. Номинации

Команда – победитель получает право первой выбрать номинацию и номер вопроса (на обдумывание дается 30 секунд).

Каждый вопрос имеет свою цену в зависимости от сложности.

ОКРУЖЕНИЕ ПОЭТА

  1. Назовите имя поэта «пушкинской плеяды», с редкими дарованиями; по выражению В.И. Белинского, в ком соединились много талантов: поэта, музыканта, композитора, философа. (Чаадаев) (60 баллов)
  2. Кому посвятил А.С. Пушкин прекрасные лирические стихотворения: «Сожженное письмо», «Талисман», «Желание славы», «Ангел», «Ненастный день потух». (Е. Воронцовой). (40 баллов)
  3. Как связаны жизненные пути Державина, Пушкина и Лермонтова, Пушкина и Гоголя? (Державин присутствовал на лицейском экзамене, Лермонтов написал стихотворение, посвященное А.С.Пушкину «Смерть Поэта», Гоголю Пушкину подарил сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ».) (50 баллов)
  4. Кто из друзей посетил Пушкина в Михайловском, и кому он был обязан своим духовным возрождением? (И.И. Пущин – зимой 1825 г. Дельвиг апрель 1825).(30 баллов)
  5.  О каком поэте писал Пушкин: «Его стихов пленительная сладость, пройдет веков завистливую даль?» (Жуковский) (20 баллов)
  6. К кому Пушкин обращал слова:
    «Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!»? (Няня Арина Родионовна) (10 баллов)

ПРОЗА

  1. Перечислите произведения Пушкина, объединенные вымышленным рассказчиком. (Повести Ивана Петровича Белкина : «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Барыня-крестьянка», «Станционный смотритель») (40 б)
  2. Какие герои каких пушкинских произведений Маша и Владимир? («Метель», «Дубровский») (20 б)
  3. Кто из героев Пушкина, в каком произведении, когда был не в духе, насвистывал «Гром победы раздавайся». («Дубровский», Кирилл Петрович). (10 б)
  4. Кто перед венчанием заблудился в поле? («Метель», Владимир) (30 б)
  5. Какая дата проставлена Пушкиным на последней странице романа «Капитанская дочка»? (19 октября 1836 года, лицейская годовщина). (60 б)
  6. В каком чине состоял отец М. Мироновой? (Капитан). (50 б)

ПОЭЗИЯ

  1. Под каким названием поэт впервые поставил свою полную подпись? («Воспоминания о Царском Селе»). (50 б)
  2. В основе какого стихотворения лежит летописный рассказ, приведенный Н. Карамзиным в V главе I тома «Истории государства Российского»? («Песнь о вещем Олеге»). (60 б)
  3. Как называется первая поэма Пушкина? («Руслан и Людмила»). (10 б)
  4. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова: «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»? («Пророк»). (20 б)
  5. В каких произведениях изображен Петр І? («Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»). (30 б)
  6. Какое одинаковое название имеет романтическая поэма Пушкина и рассказ Л.Н.Толстого? («Кавказский пленник») (40 б)

РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»



  1. Продолжите строфу и назовите, о ком идет речь. «Они сошлись: волна и камень…» («Стихи и проза, лед и пламень» Ленский и Евгений Онегин). (40 б)
  2. Что читал Ленский в ночь перед дуэлью? (Шиллера. «При свечке Шиллера открыл».) (60 б)
  3. Сколько лет длится действие в романе «Евгений Онегин»? (Свыше 4 лет: 2 года проходит между приездом Онегина и отъездом Татьяны; 2 года Татьяна замужем; полгода Онегин влюблен в Татьяну, но не решается признаться ей в этом). (50 б)
  4. Сколько лет Пушкин писал роман «Евгений Онегин»? (9 лет; начал 9 марта 1823г, закончил 5 октября 1831 г.) (20 б)
  5. Молодой дворянин начало 19 века. Умен, благороден, воспитан, образован. («Евгений Онегин»). (30 б)
  6. Кто назвал роман в стихах «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением? (В.Г.Белинский) (10 б)

ИСКУССТВО

В данной номинации использованы репродукция картины И.Е. Репина «А.С.Пушкин в присутствии Г.Р. Державина читает «Воспоминания в Царском Селе»», портреты Пушкина Кипренского и Тропинина , изображение скульптурного памятника Пушкину в Москве, выполненное скульптором Опекушиным, а также музыкальные фрагменты оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, песня Булата Окуджавы «На фоне музыки снимается семейство».

  1. Назовите балеты на сюжеты А.С. Пушкина. («Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Барышня — крестьянка», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник»). (50 б)
  2. Кто был многие десятилетия директором Государственного музея – заповедника в Михайловском? (Гейченко) (60 б)
  3. Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А.С. Пушкина? (Кипренский, Тропинин) (40б)
  4. Кто является композитором оперы «Евгений Онегин»? (П.И. Чайковский) (10 б)
  5. Кто из современных поэтов написал песню «На фоне Пушкина снимается семейство» (Булат Окуджава) (30 б)
  6. Кто является автором скульптурного памятника Пушкину в Москве на Тверском бульваре? (А. Опекунин) (20 б)

«МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ»



Учащиеся, называя номер, получают карточку с заданием, суть которого состоит в том, чтобы восстановить цитату, а также вспомнить, из какого произведения эти слова.

  1. «Чем меньше женщину мы любим,
    Тем (……………………………..)».
    («легче нравимся мы ей» «Евгений Онегин») (50б)
  1. « (……………..) лучше доброй ссоры».
    («Худой мир». «Капитанская дочка»). (60б)
  2. «Гений и злодейство – (………………..)»
    («две вещи несовместные» «Моцарт и Сальери»). (10б)
  3. «Природой здесь нам суждено
    В Европу (…………….)».
    («прорубить окно» «Полтава») (20б)
  4. «Я другому отдана;
    (………………)».
    («Я буду век ему верна». «Евгений Онегин») (30б)
  5. «Быть можно дельным человеком
    И думать ( ………………………..)»
    («о красоте ногтей». «Евгений Онегин»). (40б)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В качестве домашнего задания команды готовят инсценирование отрывка из любого драматического произведения А.С.Пушкина. Команда – противник должна назвать действующих лиц и определить произведение.

ІV. Подведение итогов

  1. Слово жюри.
  2. Награждение победителей.
  3. Заключительное слово учителя.



Следующий: