Пушкин и география

Сегодня учителя очень много говорят о том, как
важно обеспечить интеграцию знания в различных
научных областях. Показать ученику, что знание в
настоящем мире (не в школе) трудно отнести к
какой-то одной конкретной области человеческой
жизни. В течение нескольких последних лет мы
совместно с коллегами в школе разрабатываем и
проводим внеклассные мероприятия на стыке
различных предметов. Вашему вниманию мы
предлагаем внеклассное мероприятие по
географии.

Четыре года назад, в год 200-летия со дня рождения
А.С. Пушкина, мы старались многие мероприятия
связать с этой датой. Тогда, посмотрев старые
подшивки журнала “География в школе”, я нашла
статью Л.Л. Трубе “А.С. Пушкин и география” в
номере втором за 1987 год. На основе этой статьи
мною было разработано внеклассное мероприятие
по географии по теме “Путешествие в Арзрум во
время похода 1829 года”. Форма проведения
определилась ещё раньше: мне очень нравится (и я
стараюсь не пропускать ни одной передачи)
интеллектуальная телевизионная игра “Умники и
умницы” Юрия Вяземского. Вместе с учениками 9-х
классов мы приготовили необходимые атрибуты для
проведения игры:

  • эмблему игры (шагающие по планете Земля
    мальчишки и девчонки) с указанием девиза “Без
    географии мы нигде”;
  • дорожки трех цветов (красную – с двумя этапами,
    жёлтую — с тремя, зелёную – с четырьмя);
  • физическую карту “Восточно-Европейская
    равнина”, на которой отметили маршрут движения
    А.С. Пушкина;
  • портрет поэта;
  • соответствующие времени аксессуары: цилиндр,
    тросточка, другое.

В качестве музыкального сопровождения
использовалась музыкальные иллюстрации Г.
Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”.

Для удобства подсчёта правильных ответов
приготовили ордена.

За две недели до игры на уроке географии ребята
получили задание: прочитать описания
путешествий А.С. Пушкина – “Отрывок из письма к
Д…” и “Путешествие в Арзрум во время похода 1829
года”. Была объявлена дата проведения
мероприятия. Мне очень приятно отметить, что они
восприняли моё предложение с тем же интересом,
который владел и мной при разработке и
подготовке к игре.

В качестве членов жюри (Высокий ареопаг) были
приглашены учителя истории, литературы, директор
школы. Настроение было праздничным и
торжественным. В помощь ведущему мы пригласили
учеников 10-го класса.

В назначенное время гости, теоретики и ареопаг
заняли свои места в оформленном актовом зале.
Ведущий напомнил о правилах игры: став агонистами
(участниками соревнования), теоретики должны
набрать как можно больше орденов за правильные
ответы в предварительном туре. Правильность,
точность и полнота ответов определяются Высоким
ареопагом. После вступительного слова мы
приступили к игре.

Вступительное слово ведущего:

“А.С. Пушкин, этот всеобъемлющий гений, оставил
нам и самостоятельный географический труд,
дающий нам право причислить к семье географов и
великого поэта. Мы имеем ввиду его “Путешествие
в Арзрум во время похода 1829 года” – писал
академик Берг в 1932 году.

Вопросы предварительного тура:

Внимание, уважаемые теоретики! Начинаем
предварительный отбор агонистов.

Вопрос 1. Как А.С. Пушкин написал о
своём отношении к путешествиям?

( Ответ: С детских лет путешествия были
моей любимой мечтой.)

Вопрос 2. Что по поводу путешествий он
писал своему другу Павлу Нащёкину?

(Ответ: Путешествия нужны мне нравственно
и физически. Кроме многократных поездок из
Петербурга в Москву и в свои родовые места я
совершил по своей воле и не по своей воле три
больших путешествия…)

Вопрос 3. Куда были эти путешествия?

(Ответ: …два на юг и одно на восток – в
Приуралье по следам Пугачёва. Хочется совершить
зарубежное путешествие хотя бы с русским
посольством в Китай, но царь не разрешает…)

Вопрос 4. В своих произведениях поэт
даёт географически точные характеристики
объектам природы. Какому объекту поэт дал такое
описание?

Я знаю край, там на брегах
Уединенно море плещет;
Безоблачно там солнце блещет
На опалённые луга;
Дубрав не видно – степь нагая
Над морем стелется одна.

(Ответ: Таврия /Таврида, Степной Крым/)

Вопрос 5. Определите название данного
географического объекта:

Стремлюсь привычною мечтою
К студёным северным волнам.
Меж белоглавой их толпою
Открытый остров вижу там.

Печальный образ – берег дикой
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт.

(Ответ: Карелия. Онежское озеро. Валаам.)

Вопрос 6. Географические интересы
Пушкина были разнообразными – вплоть до
рассмотрения примет:

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад – опасный винограду…

Вы можете “предречь” погоду? А почему смотрели
на “западную тень”?

(Ответ: Ребята могут перечислить все
известные им приметы и типы погод, связанные с
ними.)

Вопрос 7. Поэт владел различными
географическими терминами, например, очень часто
употребляются им названия ветров: зефир – южный
ветер, сирокко – юго-восточный и т.д.

Зачем ты, грозный аквилон,
Тростник прибрежный долу клонишь?
Зачем на дальний небосклон
Ты облачко столь гневно гонишь?

Какой же ветер называется “грозным
аквилоном”?

(Ответ: Северный.)

Вопрос 8. Название “буран” стали
употреблять после того, как поэт прекрасно
описал его в своей повести “Капитанская дочка”.
Буран теперь понимается как метель, вьюга в
степи. Как же Пушкин описал его?

(Ответ: Я выглянул из кибитки, всё было мрак
и вихорь. Ветер выл с такой свирепой силой, что
казался одушевлённым.)

Правильный ответ и завершение
предварительного тура поддерживается
музыкальным сопровождением. Учитель подводит
итоги, выбирая теоретиков, получивших ордена.
Набравший большее количество орденов имеет
право выбрать дорожку первым, и далее по порядку.
Оставшиеся теоретики продолжают игру на своих
местах и могут набрать ещё ордена, если кто-либо
из агонистов ошибётся на дорожке.

1-й агон.

  • Какой путь выбрал Пушкин, выехав из Москвы на юг
    и почему?

(Ответ: Из Москвы я поехал на Комру, Белёв и
Орёл и сделал таким образом двести вёрст лишних,
зато увидел Ермолова.)

  • Н.В. Гоголь писал, что в России две беды – дороги
    и дураки. Как описывает Пушкин свою дорогу от
    Курска до Ельца?

(Ответ: Дороги до Ельца ужасны. Несколько
раз коляска моя вязла в грязи, случалось в сутки
проехать не более пяти вёрст.)

  • А.С. Пушкин обладал тонкой географической
    наблюдательностью. Как он описывает переход от
    Европы к Азии?

(Ответ: Переход от Европы к Азии делается
час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы
сглаживаются, трава густеет и являет большую
силу растительности; показываются птицы,
неведомые в наших лесах; орлы сидят на кочках,
означающих большую дорогу…)

2-й агон.

  • “На днях посетил я калмыцкую кибитку…” Как
    поэт описывает её устройство и интерьер?

(Ответ: …клетчатый плетень, обтянутый
белым войлоком…котёл варился посередине и дым
выходил в отверстие, сделанное вверху кибитки…)

  • Где начинается Военно-Грузинская дорога?

(Ответ: С Екатеринодара начинается
военно-грузинская дорога; почтовый тракт
прекращается, даётся конвой казачий и пехотный и
одна пушка…)

  • Как “Кавказ принял путешественника в своё
    святилище”?

(Ответ: …Мы услышали глухой шум и увидели
Терек, разливающийся по разным направлениям.
Шумные волны его приводят в движение колёса
низеньких осетинских мельниц…Чем дальше, тем
уже становилось ущелье и Терек с рёвом бросает
свои мутные воды через утёсы, преграждающие ему
путь. Я шёл пешком и поминутно останавливался,
поражённый мрачною прелестию природы.)

Если победитель не выявился после 2-го агона
(агонисту, играющему на красной дорожке
достаточно 2-х правильных ответов, чтобы
победить), приступаем к 3-ему агону. Если
победитель выявился, то остальные агонисты
становятся теоретиками и могут ответить на
оставшиеся вопросы на равных правах с остальными
участниками, набрав большее количество орденов.

3-й агон.

  • Прибыв в Тифлис, А.С. Пушкин посетил “славные
    тифлисские бани”. Какое впечатление они
    оставили в памяти поэта?

(Ответ: …горячий железо-серный источник
лился в глубокую ванну. Отроду не видал я ни в
России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских
бань…шерстяная рукавица и полотняный пузырь
непременно должны быть приняты в русской бане,
знатоки будут благодарны за таковые
нововведения…)

  • Получив от Раевского разрешения на продолжение
    пути, поэт поспешил к Карсу, расположенному в
    Армении. Как он описывает встречу с новой
    страной?

(Ответ: Я стал подниматься на Безободал,
гору, отделяющую Грузию от древней Армении…Мне
представились новые горы, новый горизонт, подо
мной расстилались злачные, зелёные нивы. Я
взглянул ещё раз на опалённую Грузию и стал
спускаться к свежим равнинам Армении. С
неописанным удовольствием заметил я, что зной
вдруг уменьшился; климат был другой.)

Подводятся итоги 3-го агона, и игра
продолжается.

4-й агон.

  • Добравшись до Арзрума с передовыми армейскими
    частями, поэт даёт точное описание этому городу.
    Какое?

(Ответ: Арзрум почитается главным городом
в Азиатской Турции. Дома в нём каменные, кровли
покрыты дёрном…Климат арзрумский суров. Город
выстроен в лощине, возвышающейся над морем на 7000
футов. Горы, окружающие его, покрыты снегом
большую часть года. Земля безлесна, но
плодоносна. Она орошена многими источниками и
отовсюду пересечена водопроводами.)

Ареопаг подводит итоги игры, награждает
победителя и теоретиков, набравших наибольшее
количество орденов, дипломами (красным, жёлтым и
зелёным).

Ведущий заканчивает игру словами А.С. Пушкина:

Долго ль мне гулять на свете
То в карете, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

Такое мероприятие проводилось нами и в
прошедшем учебном году, и мы убедились, что
нравится оно не только нам. Ребята также считают
его полезным и очень интересным.

Такую же схему можно использовать и в
разработке обобщающих уроков, подготовка к нему
займет меньше времени, так как не подразумевает
знакомство с большим количеством
дополнительного материала, а опирается на уже
изученное.

Следующий: